Уголовная ответственность за разглашение конфиденциальной информации
Подборка наиболее важных документов по запросу Уголовная ответственность за разглашение конфиденциальной информации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые особенности реализации принципов уголовного процесса, обеспечивающих конфиденциальность и неприкосновенность частной жизни его участников
(Мищенко Е.В., Лаврушко Е.А.)
("Российский следователь", 2024, N 6)Статья 161 УПК РФ подразумевает недопустимость разглашения как материалов уголовного дела, так и личных данных граждан, которые стали известны в ходе расследования, а также определяет пределы ограничения использования такой информации. В соответствии с ч. 3 вышеуказанной статьи следователь либо дознаватель обязан предпринять действия по недопустимости разглашения сведений, которые стали известным участникам уголовного процесса. К таким действиям закон относит ознакомление последних с ограничениями по распространению информации, связанной с уголовным делом. Однако, по мнению Е.В. Евсеенко, следователи не во всех случаях отбирают подписку, поскольку ст. 161 УПК РФ предоставляет ему право выбора: отбирать такую подписку либо нет <11>. Таким образом, данную формулировку закона стоит считать диспозитивной, и в случае отсутствия такой подписки основания привлечения лица к уголовной ответственности за разглашение конфиденциальной информации могут не наступить.
(Мищенко Е.В., Лаврушко Е.А.)
("Российский следователь", 2024, N 6)Статья 161 УПК РФ подразумевает недопустимость разглашения как материалов уголовного дела, так и личных данных граждан, которые стали известны в ходе расследования, а также определяет пределы ограничения использования такой информации. В соответствии с ч. 3 вышеуказанной статьи следователь либо дознаватель обязан предпринять действия по недопустимости разглашения сведений, которые стали известным участникам уголовного процесса. К таким действиям закон относит ознакомление последних с ограничениями по распространению информации, связанной с уголовным делом. Однако, по мнению Е.В. Евсеенко, следователи не во всех случаях отбирают подписку, поскольку ст. 161 УПК РФ предоставляет ему право выбора: отбирать такую подписку либо нет <11>. Таким образом, данную формулировку закона стоит считать диспозитивной, и в случае отсутствия такой подписки основания привлечения лица к уголовной ответственности за разглашение конфиденциальной информации могут не наступить.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Административная ответственность предусмотрена ст. 13.14 "Разглашение информации с ограниченным доступом" и 13.14.1 "Незаконное получение информации с ограниченным доступом" КоАП РФ, уголовная ответственность - ст. 183 "Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну" УК РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Административная ответственность предусмотрена ст. 13.14 "Разглашение информации с ограниченным доступом" и 13.14.1 "Незаконное получение информации с ограниченным доступом" КоАП РФ, уголовная ответственность - ст. 183 "Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну" УК РФ.
Нормативные акты
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18.09.2014 N 71
(ред. от 08.07.2025)
"О Порядке работы с документами ограниченного распространения (конфиденциальными и для служебного пользования) в Евразийской экономической комиссии"Должностные лица органов государственной власти государств-членов, осуществляющих реализацию конкурентной (антимонопольной) политики, несут гражданско-правовую, административную и (или) уголовную ответственность за разглашение конфиденциальной информации в соответствии со своим национальным законодательством.
(ред. от 08.07.2025)
"О Порядке работы с документами ограниченного распространения (конфиденциальными и для служебного пользования) в Евразийской экономической комиссии"Должностные лица органов государственной власти государств-членов, осуществляющих реализацию конкурентной (антимонопольной) политики, несут гражданско-правовую, административную и (или) уголовную ответственность за разглашение конфиденциальной информации в соответствии со своим национальным законодательством.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)КоАП РФ содержит гл. 13 "Административные правонарушения в области связи и информации", в ст. 13.11 "Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных" (наименование в ред. Федерального закона от 7 февраля 2017 г. N 13-ФЗ <117>) которой предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства РФ в области персональных данных, а в ст. 13.14 "Разглашение информации с ограниченным доступом" - за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)КоАП РФ содержит гл. 13 "Административные правонарушения в области связи и информации", в ст. 13.11 "Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных" (наименование в ред. Федерального закона от 7 февраля 2017 г. N 13-ФЗ <117>) которой предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства РФ в области персональных данных, а в ст. 13.14 "Разглашение информации с ограниченным доступом" - за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.
Статья: Рекомендация Р-146/2023-КпР "Персонификация отчетной информации"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 28.02.2023)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2023)При этом в законодательстве Российской Федерации есть прямые нормы, ограничивающие распространение персональных данных. Так, в соответствии со статьей 7 "Конфиденциальность персональных данных" Федерального закона "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со статьей 24 "Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона" лица, виновные в нарушении требований этого Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность. Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных этим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с этим Федеральным законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков. При этом статья 13.14 "Разглашение информации с ограниченным доступом" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает соответствующую административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 28.02.2023)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2023)При этом в законодательстве Российской Федерации есть прямые нормы, ограничивающие распространение персональных данных. Так, в соответствии со статьей 7 "Конфиденциальность персональных данных" Федерального закона "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со статьей 24 "Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона" лица, виновные в нарушении требований этого Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность. Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных этим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с этим Федеральным законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков. При этом статья 13.14 "Разглашение информации с ограниченным доступом" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает соответствующую административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.
Статья: Ответственность за нарушение законодательства о персональных данных
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ правонарушением является разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 и ст. 17.13 КоАП РФ. Это влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 000 до 10 000 руб.; на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ правонарушением является разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 и ст. 17.13 КоАП РФ. Это влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 000 до 10 000 руб.; на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Административная ответственность за разглашение сведений, составляющих профессиональную тайну деятельности, осуществляемой ломбардами, предусмотрена статьей 13.14 "Разглашение информации с ограниченным доступом" КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 206-ФЗ <118>), согласно которой разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 ст. 14.33 и статьей 17.13 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, на должностных лиц - от 40 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридические лица - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Административная ответственность за разглашение сведений, составляющих профессиональную тайну деятельности, осуществляемой ломбардами, предусмотрена статьей 13.14 "Разглашение информации с ограниченным доступом" КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 206-ФЗ <118>), согласно которой разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 ст. 14.33 и статьей 17.13 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, на должностных лиц - от 40 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридические лица - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.
Статья: Тайна связи
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)КоАП РФ также установлена административная ответственность за осуществление незаконной деятельности в области защиты информации (ст. 13.13), за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей (ст. 13.14).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)КоАП РФ также установлена административная ответственность за осуществление незаконной деятельности в области защиты информации (ст. 13.13), за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей (ст. 13.14).