Уголовная ответственность за нарушение режима самоизоляции
Подборка наиболее важных документов по запросу Уголовная ответственность за нарушение режима самоизоляции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовная ответственность в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Уголовная ответственность за нарушение режима самоизоляции,
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Уголовная ответственность за нарушение режима самоизоляции,
Статья: Социальная политика в отношении лиц пенсионного возраста в условиях пандемии: исследование отечественного и зарубежного опыта
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Отметим, что введение уголовной ответственности за нарушение режима самоизоляции в Германии и Англии в особенной степени положительно отразилось на сдерживании распространения заболевания: большинство граждан этих стран, под страхом наказания, безукоризненно соблюдали все ограничительные меры, чем во многом содействовали государству в реализации противоэпидемиологической политики. Так, например, в Англии были установлены определенные часы посещения магазинов для лиц пенсионного и предпенсионного возраста. В соответствии с этим после посещения магазинов иными категориями граждан работники данных мест закрывали магазины от 30 до 60 минут, проводили тщательную дезинфекцию, которая контролировалась представителем администрации, после чего магазин открывали для посещения указанной выше категорией граждан.
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Отметим, что введение уголовной ответственности за нарушение режима самоизоляции в Германии и Англии в особенной степени положительно отразилось на сдерживании распространения заболевания: большинство граждан этих стран, под страхом наказания, безукоризненно соблюдали все ограничительные меры, чем во многом содействовали государству в реализации противоэпидемиологической политики. Так, например, в Англии были установлены определенные часы посещения магазинов для лиц пенсионного и предпенсионного возраста. В соответствии с этим после посещения магазинов иными категориями граждан работники данных мест закрывали магазины от 30 до 60 минут, проводили тщательную дезинфекцию, которая контролировалась представителем администрации, после чего магазин открывали для посещения указанной выше категорией граждан.
Нормативные акты
<Письмо> Минздрава России от 10.02.2021 N 28-2/239
<О направлении ответов на часто задаваемые вопросы по новой коронавирусной инфекции>36. Какие меры ответственности предусмотрены, если не соблюдать режим самоизоляции?
<О направлении ответов на часто задаваемые вопросы по новой коронавирусной инфекции>36. Какие меры ответственности предусмотрены, если не соблюдать режим самоизоляции?
<Письмо> Роструда от 09.04.2020 N 0147-03-5
<О направлении ответов на наиболее часто поступающие вопросы на горячую линию Роструда, касающиеся соблюдения трудовых прав работников в условиях распространения коронавирусной инфекции>Если застрахованное лицо не будет соблюдать режим самоизоляции, оно должно будет возместить Фонду причиненный ущерб, т.е. вернуть полученное пособие.
<О направлении ответов на наиболее часто поступающие вопросы на горячую линию Роструда, касающиеся соблюдения трудовых прав работников в условиях распространения коронавирусной инфекции>Если застрахованное лицо не будет соблюдать режим самоизоляции, оно должно будет возместить Фонду причиненный ущерб, т.е. вернуть полученное пособие.
Статья: О некоторых современных тенденциях развития института административной ответственности (на примере экстраординарных (особых) правовых режимов)
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)В этом контексте особое внимание следует обратить на законодательство об административных правонарушениях г. Москвы. Так, рассматривая норму ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, можно выделить следующие конструктивные элементы его состава. Объектом административного правонарушения выступают отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, предметом - требования нормативных правовых актов г. Москвы, направленные на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории г. Москвы. Соответственно, предмет административного правонарушения более конкретизирован применительно к региональному законодательству. Объективная сторона правонарушения характеризуется деянием в форме действия либо бездействия и выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП г. Москвы. Указанная норма сформулирована таким образом, что лицо подлежит административной ответственности по ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, если его действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния и не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ. Как отмечают А.В. Куракин и Д.В. Карпухин, "репрессивный потенциал" содержащихся в указанной норме предписаний заключается в том, что "позволяет привлечь граждан к административной ответственности за нарушение любых ограничений, которые установлены указами мэра Москвы в рамках режима повышенной готовности и "самоизоляции" [18, с. 87]. Другого мнения придерживается О.В. Панкова, которая полагает, что нарушение гражданами предписаний, установленных Указом мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ, полностью охватывается п. 2.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" и в силу этого подпадает под действие ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, а потому дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП Москвы не требует [19; 20]. Полагаем, что наличие "сетевой системы", обусловленной вертикальными и горизонтальными связями отраслевых норм [21, с. 121 - 122], означает, что фактическое основание административной ответственности применительно к сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в каждом конкретном случае зависит от того, на каком уровне происходит реализация положений Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - посредством предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей, решений Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления или уполномоченных должностных лиц иных государственных органов. Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, являются граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица <28>. Субъективная сторона характеризуется умыслом либо неосторожностью.
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)В этом контексте особое внимание следует обратить на законодательство об административных правонарушениях г. Москвы. Так, рассматривая норму ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, можно выделить следующие конструктивные элементы его состава. Объектом административного правонарушения выступают отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, предметом - требования нормативных правовых актов г. Москвы, направленные на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории г. Москвы. Соответственно, предмет административного правонарушения более конкретизирован применительно к региональному законодательству. Объективная сторона правонарушения характеризуется деянием в форме действия либо бездействия и выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП г. Москвы. Указанная норма сформулирована таким образом, что лицо подлежит административной ответственности по ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, если его действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния и не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ. Как отмечают А.В. Куракин и Д.В. Карпухин, "репрессивный потенциал" содержащихся в указанной норме предписаний заключается в том, что "позволяет привлечь граждан к административной ответственности за нарушение любых ограничений, которые установлены указами мэра Москвы в рамках режима повышенной готовности и "самоизоляции" [18, с. 87]. Другого мнения придерживается О.В. Панкова, которая полагает, что нарушение гражданами предписаний, установленных Указом мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ, полностью охватывается п. 2.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" и в силу этого подпадает под действие ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, а потому дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП Москвы не требует [19; 20]. Полагаем, что наличие "сетевой системы", обусловленной вертикальными и горизонтальными связями отраслевых норм [21, с. 121 - 122], означает, что фактическое основание административной ответственности применительно к сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в каждом конкретном случае зависит от того, на каком уровне происходит реализация положений Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - посредством предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей, решений Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления или уполномоченных должностных лиц иных государственных органов. Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, являются граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица <28>. Субъективная сторона характеризуется умыслом либо неосторожностью.
Статья: Вопросы кодификации законодательства об административных правонарушениях (уголовный проступок и административное правонарушение)
(Плигин В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Вторая проблема, обусловленная возможной заменой административных правонарушений уголовными проступками и предлагаемым в будущем принятием кодекса уголовных проступков вместо КоАП РФ, состоит в автоматической переквалификации по формально-правовым признакам десятков миллионов российских граждан, привлекаемых каждый год к административной ответственности (в половине случаев это наказание за различные нарушения Правил дорожного движения), в уголовных преступников (пусть и "мелких"), что, во-первых, вызовет негодование и протест рядовых граждан нашей страны, а во-вторых, предоставит многочисленным недругам современной России бесспорный повод называть нашу страну "тоталитарным", "криминальным", "полицейским" государством.
(Плигин В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Вторая проблема, обусловленная возможной заменой административных правонарушений уголовными проступками и предлагаемым в будущем принятием кодекса уголовных проступков вместо КоАП РФ, состоит в автоматической переквалификации по формально-правовым признакам десятков миллионов российских граждан, привлекаемых каждый год к административной ответственности (в половине случаев это наказание за различные нарушения Правил дорожного движения), в уголовных преступников (пусть и "мелких"), что, во-первых, вызовет негодование и протест рядовых граждан нашей страны, а во-вторых, предоставит многочисленным недругам современной России бесспорный повод называть нашу страну "тоталитарным", "криминальным", "полицейским" государством.
Статья: "Угроза массового заболевания людей" как признак преступления: новелла уголовного закона в период пандемии COVID-19
(Поспелова С.И.)
("Медицинское право", 2021, N 3)Суды квалифицируют по ч. 1 ст. 236 УК РФ и случаи нарушения режима самоизоляции больными COVID-19, которые создали угрозу массового заражения коронавирусной инфекцией. При этом нередко такие дела заканчиваются освобождением от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа.
(Поспелова С.И.)
("Медицинское право", 2021, N 3)Суды квалифицируют по ч. 1 ст. 236 УК РФ и случаи нарушения режима самоизоляции больными COVID-19, которые создали угрозу массового заражения коронавирусной инфекцией. При этом нередко такие дела заканчиваются освобождением от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа.
Статья: Проблемы определения субъектов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях, структурированных в КоАП РФ и Кодексе города Москвы об административных правонарушениях в период пандемии коронавируса
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)Так, в соответствии с Законом г. Москвы от 01.04.2020 N 6 (далее - Закон N 6 города Москвы) Кодекс города Москвы об административных правонарушениях (далее - КоАП города Москвы) был дополнен статьей 3.18.1 "Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы". В соответствии с ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 4 тыс. рублей. Части 3 и 4 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы предусматривают административные наказания за повторное совершение административного правонарушения и совершение административного правонарушения с использованием транспортного средства.
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)Так, в соответствии с Законом г. Москвы от 01.04.2020 N 6 (далее - Закон N 6 города Москвы) Кодекс города Москвы об административных правонарушениях (далее - КоАП города Москвы) был дополнен статьей 3.18.1 "Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы". В соответствии с ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 4 тыс. рублей. Части 3 и 4 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы предусматривают административные наказания за повторное совершение административного правонарушения и совершение административного правонарушения с использованием транспортного средства.
Статья: Действия непреодолимой силы как необходимое основание для приостановления предварительного расследования на примере новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Нуриев И.Н. оглы)
("Российский следователь", 2023, N 7)Участники уголовного судопроизводства во время пандемии отказывались являться в орган предварительного расследования для производства следственных и процессуальных действий, объясняя свое поведение возможностью привлечения к административной ответственности за нарушение режима самоизоляции, предусмотренное ст. 20.6.1 КоАП РФ, а также обеспечением личной безопасности, связанной с предотвращением заражения коронавирусной инфекцией (COVID-19).
(Нуриев И.Н. оглы)
("Российский следователь", 2023, N 7)Участники уголовного судопроизводства во время пандемии отказывались являться в орган предварительного расследования для производства следственных и процессуальных действий, объясняя свое поведение возможностью привлечения к административной ответственности за нарушение режима самоизоляции, предусмотренное ст. 20.6.1 КоАП РФ, а также обеспечением личной безопасности, связанной с предотвращением заражения коронавирусной инфекцией (COVID-19).