Учебная нагрузка
Подборка наиболее важных документов по запросу Учебная нагрузка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Изменение графика работы (режима рабочего времени)
(КонсультантПлюс, 2025)"...Дополнительным соглашением... к трудовому договору истцу установлена сокращенная продолжительность рабочего времени... объем учебной нагрузки... выходными днями являются дни, определенные графиком работы работника; режим рабочего времени и времени отдыха работника определяется с учетом режима деятельности образовательной организации и устанавливается Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, планами и графиками работы образовательной организации и работника, иными локальными нормативными актами образовательной организации...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Дополнительным соглашением... к трудовому договору истцу установлена сокращенная продолжительность рабочего времени... объем учебной нагрузки... выходными днями являются дни, определенные графиком работы работника; режим рабочего времени и времени отдыха работника определяется с учетом режима деятельности образовательной организации и устанавливается Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, планами и графиками работы образовательной организации и работника, иными локальными нормативными актами образовательной организации...
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 30 "Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях""Указанное выше свидетельствует о том, что должности "учитель" и "учитель-логопед" являются разными, самостоятельными должностями, работа в указанных выше должностях не является тождественной, в связи с чем, исходя из буквального толкования пункта 6 Правил от 29 октября 2002 г. N 781, к периодам работы в должности "учитель-логопед" не подлежит применению исключение из общего правила, позволяющее засчитывать в специальный (педагогический) стаж работу в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) независимо от объема выполняемой учебной нагрузки."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие есть особенности рабочего времени педагогических работников
(КонсультантПлюс, 2025)3. Какая учебная нагрузка устанавливается для педагогических работников
(КонсультантПлюс, 2025)3. Какая учебная нагрузка устанавливается для педагогических работников
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности труда педагогических работников общеобразовательных организаций2. Учебная нагрузка педагогических работников
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, порядок определения и оплаты учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки, а также случаи, порядок и условия выполнения педагогическими работниками наряду с работой, определенной трудовым договором, с их письменного согласия дополнительной работы, в том числе условия ее оплаты, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в отношении иных педагогических работников с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
(ред. от 29.09.2025)В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, порядок определения и оплаты учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки, а также случаи, порядок и условия выполнения педагогическими работниками наряду с работой, определенной трудовым договором, с их письменного согласия дополнительной работы, в том числе условия ее оплаты, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в отношении иных педагогических работников с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Статья: Может ли суд обязать работодателя заключить трудовой договор при необоснованном отказе в приеме на работу?
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 6)Работница посчитала отказ необоснованным, поскольку по состоянию на 31 января 2023 г. в федеральной государственной информационной системе "Работа в России" имелись данные о наличии в колледже вакансий преподавателей, которые работница могла занимать с учетом имеющихся у нее образования и квалификации. По ее мнению, отказ был вызван конфликтной ситуацией с директором колледжа, произошедшей до ее увольнения в 2022 г. ввиду обращений работницы в Департамент образования области, прокуратуру города по вопросу распределения работодателем учебной нагрузки между педагогическими работниками.
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 6)Работница посчитала отказ необоснованным, поскольку по состоянию на 31 января 2023 г. в федеральной государственной информационной системе "Работа в России" имелись данные о наличии в колледже вакансий преподавателей, которые работница могла занимать с учетом имеющихся у нее образования и квалификации. По ее мнению, отказ был вызван конфликтной ситуацией с директором колледжа, произошедшей до ее увольнения в 2022 г. ввиду обращений работницы в Департамент образования области, прокуратуру города по вопросу распределения работодателем учебной нагрузки между педагогическими работниками.
Ситуация: В каком случае страховая пенсия по старости назначается педагогу досрочно?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу периоды выполнения работы в соответствующих должностях и учреждениях до 01.09.2000 засчитываются в стаж работы независимо от выполнения нормы рабочего времени, а начиная с указанной даты - при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) за ставку заработной платы (должностной оклад) (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу периоды выполнения работы в соответствующих должностях и учреждениях до 01.09.2000 засчитываются в стаж работы независимо от выполнения нормы рабочего времени, а начиная с указанной даты - при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) за ставку заработной платы (должностной оклад) (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781).
Статья: Максимальный размер депремирования в связи с дисциплинарным взысканием ограничен
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 1)Согласно новой редакции ч. 3 ст. 333 ТК РФ, действующей с 1 сентября 2025 года, в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, порядок определения и оплаты учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки, а также случаи, порядок и условия выполнения педагогическими работниками наряду с работой, определенной трудовым договором, с их письменного согласия дополнительной работы, в том числе условия ее оплаты, устанавливаются Минобрнауки - в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и Минпросвещения - в отношении иных педагогических работников с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 1)Согласно новой редакции ч. 3 ст. 333 ТК РФ, действующей с 1 сентября 2025 года, в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, порядок определения и оплаты учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки, а также случаи, порядок и условия выполнения педагогическими работниками наряду с работой, определенной трудовым договором, с их письменного согласия дополнительной работы, в том числе условия ее оплаты, устанавливаются Минобрнауки - в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и Минпросвещения - в отношении иных педагогических работников с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Готовое решение: Каковы особенности оформления трудовых договоров с педагогами
(КонсультантПлюс, 2025)Трудовой договор с педагогом составляйте в целом в общем порядке. Но, отражая отдельные условия трудового договора, учтите некоторые особенности, в частности, требования к наименованию должности, продолжительности работы и отдыха, указанию учебной нагрузки.
(КонсультантПлюс, 2025)Трудовой договор с педагогом составляйте в целом в общем порядке. Но, отражая отдельные условия трудового договора, учтите некоторые особенности, в частности, требования к наименованию должности, продолжительности работы и отдыха, указанию учебной нагрузки.
Статья: Высшее образование в России. "Что ты такое?!"
(Тай Ю.В., Смола А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Благодаря государственному образовательному стандарту обеспечивается единство образовательного пространства на всей территории Российской Федерации, им определяется обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников. Способность же государственного и муниципального образовательного учреждения обеспечивать качество образования на уровне образовательных стандартов определяется по результатам итоговой аттестации его выпускников государственной аттестационной службой с привлечением ведущих образовательных учреждений и общественности.
(Тай Ю.В., Смола А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Благодаря государственному образовательному стандарту обеспечивается единство образовательного пространства на всей территории Российской Федерации, им определяется обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников. Способность же государственного и муниципального образовательного учреждения обеспечивать качество образования на уровне образовательных стандартов определяется по результатам итоговой аттестации его выпускников государственной аттестационной службой с привлечением ведущих образовательных учреждений и общественности.
Готовое решение: Какие особенности предоставления педагогическим работникам длительного отпуска (до одного года) без сохранения зарплаты
(КонсультантПлюс, 2025)Во время отпуска педагога нельзя переводить на другую работу. За ним, как правило, сохраняется учебная нагрузка.
(КонсультантПлюс, 2025)Во время отпуска педагога нельзя переводить на другую работу. За ним, как правило, сохраняется учебная нагрузка.
Статья: Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 24.04.2025 N 540 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 10)11) зарплата преподавателей за часы сверх установленной учебной нагрузки;
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 10)11) зарплата преподавателей за часы сверх установленной учебной нагрузки;
Статья: Нововведения в регулировании дистанционной работы в Узбекистане, Кыргызстане и Беларуси: сравнение с опытом Казахстана и России
(Томашевский К.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Обратим внимание еще на две нормы в ст. 456 ТК Узбекистана, аналогов которых нет ни в одной из сравниваемых стран ЕАЭС. Трудовой договор с дистанционным работником, проживающим в той же местности, где расположен работодатель, может предусматривать, что часть своего рабочего времени, необходимую для непосредственного взаимодействия с работодателем и другими работниками, работник трудится на рабочем месте у работодателя, а остальное рабочее время - дистанционно. Работник считается дистанционным, если не менее 50% его рабочего времени приходится на дистанционную работу. При реализации этой нормы на практике многие преподаватели, которые выполняют менее половины своей учебной нагрузки в аудиториях, а более половины - во внеаудиторном формате (руководство курсовыми, дипломными работами, руководство практикой, аспирантами и т.д.), могут оказаться дистанционными. Также интересна отсылочная норма о том, что примерная форма письменного трудового договора с дистанционным работником утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан по согласованию с Республиканской трехсторонней комиссией по социально-трудовым вопросам.
(Томашевский К.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Обратим внимание еще на две нормы в ст. 456 ТК Узбекистана, аналогов которых нет ни в одной из сравниваемых стран ЕАЭС. Трудовой договор с дистанционным работником, проживающим в той же местности, где расположен работодатель, может предусматривать, что часть своего рабочего времени, необходимую для непосредственного взаимодействия с работодателем и другими работниками, работник трудится на рабочем месте у работодателя, а остальное рабочее время - дистанционно. Работник считается дистанционным, если не менее 50% его рабочего времени приходится на дистанционную работу. При реализации этой нормы на практике многие преподаватели, которые выполняют менее половины своей учебной нагрузки в аудиториях, а более половины - во внеаудиторном формате (руководство курсовыми, дипломными работами, руководство практикой, аспирантами и т.д.), могут оказаться дистанционными. Также интересна отсылочная норма о том, что примерная форма письменного трудового договора с дистанционным работником утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан по согласованию с Республиканской трехсторонней комиссией по социально-трудовым вопросам.
Статья: Локальные нормативные акты образовательной организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года, объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику и др. (раздел "Рабочее время педагогических работников" Руководства по соблюдению обязательных требований трудового законодательства, утв. Приказом Роструда от 11.11.2022 N 253);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года, объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику и др. (раздел "Рабочее время педагогических работников" Руководства по соблюдению обязательных требований трудового законодательства, утв. Приказом Роструда от 11.11.2022 N 253);