Участие лица при рассмотрении дела об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Участие лица при рассмотрении дела об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 30.6 "Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении" КоАП РФ"По смыслу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ в ее взаимосвязи с пунктом 2 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого вынесено постановление. В отсутствие указанного лица жалоба может быть рассмотрена лишь в том случае, когда имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения жалобы и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения жалобы либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 5.35.1 "Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей" КоАП РФ"В связи с тем, что санкция ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривает возможность назначения административного наказания в виде обязательных работ либо административного ареста, дело об административном правонарушении подлежало рассмотрению исключительно с участием лица, в отношении которого оно возбуждено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вопросы реформирования института административной ответственности
(Руденко А.В.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)При рассмотрении дел об административных правонарушениях необходимо предусмотреть возможность участия в деле путем использования видео-конференц-связи, подачи документов в электронном виде, предоставления доказательств путем подачи электронных документов, заявления ходатайств путем подачи как электронного документа, так и устного ходатайства в процессе проведения видеоконференции, ознакомления с материалами дела в электронном виде, уведомления и вызова лиц с использованием цифровых технологий, вынесения процессуальных решений в виде электронного документа и направления его лицу по электронной почте либо иной системе электронного документооборота. Постановления и определения по делам об административных правонарушениях в электронной форме могут изготавливаться с использованием специального программного обеспечения, что позволит соблюсти все требования, выдвигаемые к документам такого вида. Их внедрение позволит повысить доступность участия лиц при рассмотрении дел об административных правонарушениях, упростит процедуру обжалования постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, снизит нагрузку на органы административной юрисдикции, что, в свою очередь, может явиться стимулом к увеличению качества рассмотрения дел, уменьшить количество ошибок, возникающих при осуществлении производства по делу.
(Руденко А.В.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)При рассмотрении дел об административных правонарушениях необходимо предусмотреть возможность участия в деле путем использования видео-конференц-связи, подачи документов в электронном виде, предоставления доказательств путем подачи электронных документов, заявления ходатайств путем подачи как электронного документа, так и устного ходатайства в процессе проведения видеоконференции, ознакомления с материалами дела в электронном виде, уведомления и вызова лиц с использованием цифровых технологий, вынесения процессуальных решений в виде электронного документа и направления его лицу по электронной почте либо иной системе электронного документооборота. Постановления и определения по делам об административных правонарушениях в электронной форме могут изготавливаться с использованием специального программного обеспечения, что позволит соблюсти все требования, выдвигаемые к документам такого вида. Их внедрение позволит повысить доступность участия лиц при рассмотрении дел об административных правонарушениях, упростит процедуру обжалования постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, снизит нагрузку на органы административной юрисдикции, что, в свою очередь, может явиться стимулом к увеличению качества рассмотрения дел, уменьшить количество ошибок, возникающих при осуществлении производства по делу.
Статья: Правовой статус лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Важной гарантией прав лица, привлекаемого к административной ответственности, является также предусмотренное ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ общее правило о том, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Важной гарантией прав лица, привлекаемого к административной ответственности, является также предусмотренное ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ общее правило о том, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 29.15. Участие в рассмотрении дела об административном правонарушении органом, должностным лицом путем использования систем видео-конференц-связи
(ред. от 04.11.2025)Статья 29.15. Участие в рассмотрении дела об административном правонарушении органом, должностным лицом путем использования систем видео-конференц-связи
Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10
(ред. от 21.12.2017)
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
(ред. от 21.12.2017)
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)До этого, как известно, суды исходили из того, что если в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении лица, участвующие в деле, не заявляли каких-либо возражений, связанных с нарушением правил подсудности, то вынесение постановления неправомочным субъектом административной юрисдикции само по себе не может повлечь отмену принятого им решения, если иные основания для этого отсутствуют.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)До этого, как известно, суды исходили из того, что если в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении лица, участвующие в деле, не заявляли каких-либо возражений, связанных с нарушением правил подсудности, то вынесение постановления неправомочным субъектом административной юрисдикции само по себе не может повлечь отмену принятого им решения, если иные основания для этого отсутствуют.
Статья: Фальсификация доказательств по делам об административных правонарушениях - особенности оценки арбитражными судами
(Морозова Н.А.)
("Администратор суда", 2023, N 2)Подводя итог всем сделанным наблюдениям, следует признать, что лицам, участвующим в рассмотрении дела об административном правонарушении в арбитражном суде, действующее законодательство предоставляет больше процессуальных возможностей для исключения сфальсифицированных доказательств, чем участникам производства по делам об административных правонарушениях, рассматриваемым в общем порядке (которыми надо уметь пользоваться), но при этом возлагает и больше процессуальных обязанностей (которые необходимо исполнять). Представляется, что внедрение аналогичных механизмов и в КоАП РФ было бы чрезвычайно полезным для целей всестороннего и полного выяснения всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по таким делам.
(Морозова Н.А.)
("Администратор суда", 2023, N 2)Подводя итог всем сделанным наблюдениям, следует признать, что лицам, участвующим в рассмотрении дела об административном правонарушении в арбитражном суде, действующее законодательство предоставляет больше процессуальных возможностей для исключения сфальсифицированных доказательств, чем участникам производства по делам об административных правонарушениях, рассматриваемым в общем порядке (которыми надо уметь пользоваться), но при этом возлагает и больше процессуальных обязанностей (которые необходимо исполнять). Представляется, что внедрение аналогичных механизмов и в КоАП РФ было бы чрезвычайно полезным для целей всестороннего и полного выяснения всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по таким делам.
Статья: К вопросу о надлежащем извещении юридических лиц по делам об административных правонарушениях
(Обухович В.Э.)
("Право и экономика", 2024, N 8)Согласно указанной норме "при рассмотрении дела об административном правонарушении судья, орган или уполномоченное лицо, в исключительных случаях, вправе принять решение о рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие лиц, участие которых в силу закона обязательно" [3].
(Обухович В.Э.)
("Право и экономика", 2024, N 8)Согласно указанной норме "при рассмотрении дела об административном правонарушении судья, орган или уполномоченное лицо, в исключительных случаях, вправе принять решение о рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие лиц, участие которых в силу закона обязательно" [3].
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)<25> Головко В.В., Губин А.И. Участие органов и должностных лиц в рассмотрении судьями дел об административных правонарушениях // Научный вестник Омской академии МВД России. 2013. N 2 (49). С. 36.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)<25> Головко В.В., Губин А.И. Участие органов и должностных лиц в рассмотрении судьями дел об административных правонарушениях // Научный вестник Омской академии МВД России. 2013. N 2 (49). С. 36.