Участие государства в хозяйственных обществах
Подборка наиболее важных документов по запросу Участие государства в хозяйственных обществах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Наименование юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)1. Наименование юрлица, вызывающее ассоциации с участием государства в его деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)1. Наименование юрлица, вызывающее ассоциации с участием государства в его деятельности
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)2.5. В каком порядке проводят закупки хозяйственные общества с госучастием
(КонсультантПлюс, 2025)2.5. В каком порядке проводят закупки хозяйственные общества с госучастием
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.07.2017 N 216-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"11) лицо, участвующее в реализации проекта, - фонд, управляющая компания, дочернее общество управляющей компании, инициатор проекта, участник проекта, организация с участием государства (в том числе дочернее хозяйственное общество организации с участием государства), иное юридическое лицо, за исключением органа государственной власти, органа публичной власти федеральной территории "Сириус", органа местного самоуправления, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по реализации проекта, включая обеспечение функционирования инновационного научно-технологического центра посредством предоставления товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории инновационного научно-технологического центра, создания и (или) развития инфраструктуры инновационного научно-технологического центра, организация, оказывающая государственную поддержку инновационной деятельности, созданная на основании федерального закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, нормативного правового акта Правительства Российской Федерации или нормативного правового акта исполнительного органа субъекта Российской Федерации, органа публичной власти федеральной территории "Сириус" и осуществляющая развитие инфраструктуры инновационного научно-технологического центра и (или) поддержку участников проекта;
(ред. от 31.07.2025)
"Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"11) лицо, участвующее в реализации проекта, - фонд, управляющая компания, дочернее общество управляющей компании, инициатор проекта, участник проекта, организация с участием государства (в том числе дочернее хозяйственное общество организации с участием государства), иное юридическое лицо, за исключением органа государственной власти, органа публичной власти федеральной территории "Сириус", органа местного самоуправления, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по реализации проекта, включая обеспечение функционирования инновационного научно-технологического центра посредством предоставления товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории инновационного научно-технологического центра, создания и (или) развития инфраструктуры инновационного научно-технологического центра, организация, оказывающая государственную поддержку инновационной деятельности, созданная на основании федерального закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, нормативного правового акта Правительства Российской Федерации или нормативного правового акта исполнительного органа субъекта Российской Федерации, органа публичной власти федеральной территории "Сириус" и осуществляющая развитие инфраструктуры инновационного научно-технологического центра и (или) поддержку участников проекта;
Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О промышленной политике в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 29.09.2025)3) стимулирования инновационной деятельности в хозяйственных обществах с государственным участием либо в созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации некоммерческих организациях путем реализации прав Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации как участником (акционером) соответствующего хозяйственного общества или учредителем некоммерческой организации;
(ред. от 07.07.2025)
"О промышленной политике в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 29.09.2025)3) стимулирования инновационной деятельности в хозяйственных обществах с государственным участием либо в созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации некоммерческих организациях путем реализации прав Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации как участником (акционером) соответствующего хозяйственного общества или учредителем некоммерческой организации;
Статья: Правосубъектность как общая предпосылка правообладания: дискуссионные вопросы
(Попондопуло В.Ф.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Случаи участия государства в хозяйственных обществах (а также в унитарных предприятиях, госкорпорациях, госкомпаниях), как и в экономике в целом, должны быть минимизированы. Но в любой ситуации характер управления в таких организациях должен соответствовать природе юридического лица (частного лица), а не природе органа публичной власти: общая правосубъектность как предпосылка участия во внешних (рыночных) отношениях; диспозитивное регулирование внутренних отношений, главным образом посредством локальных документов; формирование органов управления (совет директоров) из числа независимых управляющих на основе договора с ними, а не из назначаемых чиновников; и т.д.
(Попондопуло В.Ф.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Случаи участия государства в хозяйственных обществах (а также в унитарных предприятиях, госкорпорациях, госкомпаниях), как и в экономике в целом, должны быть минимизированы. Но в любой ситуации характер управления в таких организациях должен соответствовать природе юридического лица (частного лица), а не природе органа публичной власти: общая правосубъектность как предпосылка участия во внешних (рыночных) отношениях; диспозитивное регулирование внутренних отношений, главным образом посредством локальных документов; формирование органов управления (совет директоров) из числа независимых управляющих на основе договора с ними, а не из назначаемых чиновников; и т.д.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Бесспорно, нельзя игнорировать то обстоятельство, что в современных условиях наиболее значимыми участниками российского рынка являются юридические лица с государственным участием (хозяйственные общества с долей участия государства, государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, унитарные предприятия и т.д.), предотвращение банкротства которых, обеспечение их рентабельности и эффективности является важной задачей государства. Комплексная частно-публичная природа отношений, обусловленных участием государства, придает известную специфику законодательству о несостоятельности (банкротстве).
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Бесспорно, нельзя игнорировать то обстоятельство, что в современных условиях наиболее значимыми участниками российского рынка являются юридические лица с государственным участием (хозяйственные общества с долей участия государства, государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, унитарные предприятия и т.д.), предотвращение банкротства которых, обеспечение их рентабельности и эффективности является важной задачей государства. Комплексная частно-публичная природа отношений, обусловленных участием государства, придает известную специфику законодательству о несостоятельности (банкротстве).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Пункт 1.2 комментируемой статьи изложен с 1 января 2025 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 22 апреля 2024 г. N 94-ФЗ <281>, но по существу новым является то, что в новой редакции не воспроизведено исключение - перечисленные в данном пункте объекты, не являющиеся основными производственными фондами унитарного предприятия. Проект указанного Закона разработан как распространяющий на хозяйственные общества с государственным и (или) муниципальным участием конкурентных принципов (обязательное проведение конкурсов или аукционов, равенства в получении доступа к имуществу и выходу на товарный рынок, публичности (открытости) процедур, запрета нарушения конкуренции, пресечения обхода норм об обязательности проведения торгов), изложенных в ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" и комментируемом Законе, при передаче прав на объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, находящихся в собственности указанных хозяйственных обществ.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Пункт 1.2 комментируемой статьи изложен с 1 января 2025 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 22 апреля 2024 г. N 94-ФЗ <281>, но по существу новым является то, что в новой редакции не воспроизведено исключение - перечисленные в данном пункте объекты, не являющиеся основными производственными фондами унитарного предприятия. Проект указанного Закона разработан как распространяющий на хозяйственные общества с государственным и (или) муниципальным участием конкурентных принципов (обязательное проведение конкурсов или аукционов, равенства в получении доступа к имуществу и выходу на товарный рынок, публичности (открытости) процедур, запрета нарушения конкуренции, пресечения обхода норм об обязательности проведения торгов), изложенных в ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" и комментируемом Законе, при передаче прав на объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, находящихся в собственности указанных хозяйственных обществ.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Что же касается "государственных и муниципальных нужд", то указанное понятие имеет оценочный характер и в законодательстве Российской Федерации не раскрывается, но по смыслу ч. 2 комментируемой статьи ВК РФ охватывает ситуации, при которых водный объект нужен для обособленного водопользования в целях реализации функций и полномочий соответствующего публично-правового образования. При этом выразителями государственных или муниципальных интересов (водопользователями) могут стать не только органы власти и подведомственные им унитарные предприятия и учреждения, но и любые юридические лица, подконтрольные (аффилированные) государству или муниципальному образованию, если на них возложено выполнение публичных функций и полномочий. В частности, право обособленного водопользования для государственных нужд способны приобрести государственная корпорация или хозяйственное общество с государственным участием.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Что же касается "государственных и муниципальных нужд", то указанное понятие имеет оценочный характер и в законодательстве Российской Федерации не раскрывается, но по смыслу ч. 2 комментируемой статьи ВК РФ охватывает ситуации, при которых водный объект нужен для обособленного водопользования в целях реализации функций и полномочий соответствующего публично-правового образования. При этом выразителями государственных или муниципальных интересов (водопользователями) могут стать не только органы власти и подведомственные им унитарные предприятия и учреждения, но и любые юридические лица, подконтрольные (аффилированные) государству или муниципальному образованию, если на них возложено выполнение публичных функций и полномочий. В частности, право обособленного водопользования для государственных нужд способны приобрести государственная корпорация или хозяйственное общество с государственным участием.
Готовое решение: Как разработать и разместить в ЕИС положение о закупке по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что кроме типовых положений могут быть утверждены иные требования к положениям о закупке. Например, Постановлением Правительства Москвы от 05.07.2013 N 441-ПП утверждены дополнительные требования к положениям о закупках подведомственных ГУП и хозобществ с государственным участием, государственных автономных и бюджетных учреждений, а также дочерних хозобществ, в уставном капитале которых данным юрлицам принадлежит более 50% долей в совокупности.
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что кроме типовых положений могут быть утверждены иные требования к положениям о закупке. Например, Постановлением Правительства Москвы от 05.07.2013 N 441-ПП утверждены дополнительные требования к положениям о закупках подведомственных ГУП и хозобществ с государственным участием, государственных автономных и бюджетных учреждений, а также дочерних хозобществ, в уставном капитале которых данным юрлицам принадлежит более 50% долей в совокупности.
Готовое решение: Как размещать в ЕИС информацию о закупках финансовых услуг по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Исключение составляют случаи, если вы госкорпорация, госкомпания или хозяйственное общество с долей госучастия более 50 процентов либо "дочка" такого заказчика и закупаете в лизинг товар из Перечня сверх определенной Правительством РФ суммы. В этом случае до включения закупки в план вам необходимо пройти процедуру согласования в Правительственной комиссии по промышленности. Предоставьте заявку на согласование и сведения о закупке в Минпромторг (п. 4 Правил согласования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.08.2018 N 1000). После согласования проведите такую закупку в общем порядке (ч. 5 ст. 3.1-1 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Исключение составляют случаи, если вы госкорпорация, госкомпания или хозяйственное общество с долей госучастия более 50 процентов либо "дочка" такого заказчика и закупаете в лизинг товар из Перечня сверх определенной Правительством РФ суммы. В этом случае до включения закупки в план вам необходимо пройти процедуру согласования в Правительственной комиссии по промышленности. Предоставьте заявку на согласование и сведения о закупке в Минпромторг (п. 4 Правил согласования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.08.2018 N 1000). После согласования проведите такую закупку в общем порядке (ч. 5 ст. 3.1-1 Закона N 223-ФЗ).
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)Причины участия государства в хозяйственных обществах
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)Причины участия государства в хозяйственных обществах
Статья: Внесение изменений приказом в другой приказ и ЛНА
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 3)То есть на коммерческие структуры, в т.ч. хозяйственные общества с госучастием, на государственные вузы и т.п. правила подготовки проектов нормативных правовых актов никак не распространяются. Поэтому следовать им нет необходимости. Если этим организациям и ориентироваться на какую-то нормативную базу издания приказов, то только на ту, что регламентирует издание "внутренних" распорядительных документов организации.
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 3)То есть на коммерческие структуры, в т.ч. хозяйственные общества с госучастием, на государственные вузы и т.п. правила подготовки проектов нормативных правовых актов никак не распространяются. Поэтому следовать им нет необходимости. Если этим организациям и ориентироваться на какую-то нормативную базу издания приказов, то только на ту, что регламентирует издание "внутренних" распорядительных документов организации.