Трудоустройство лиц освобожденных из мест лишения свободы
Подборка наиболее важных документов по запросу Трудоустройство лиц освобожденных из мест лишения свободы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Защита от безработицы в рамках социального партнерства как один из критериев благополучия человека в сфере труда
(Скачкова Г.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)Частично компенсировать расходы на выплату зарплат можно при трудоустройстве инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов. При оценке результата предоставления субсидии теперь не учитываются лица, уволенные с работы по собственному желанию.
(Скачкова Г.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)Частично компенсировать расходы на выплату зарплат можно при трудоустройстве инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов. При оценке результата предоставления субсидии теперь не учитываются лица, уволенные с работы по собственному желанию.
Статья: Постпенитенциарная ресоциализация как развивающийся институт российского права
(Тихонов Я.И., Подобрей К.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Стоит отметить, что в развитых зарубежных государствах существует отдельный институт, связанный с осуществлением постпенитенциарного контроля, - институт пробации. Институт пробации как институт права представляет собой систематизированную совокупность норм, регулирующих вопросы обеспечения общественной безопасности от неправомерных действий лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Законодательно регламентируется порядок ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, их деятельность, трудоустройство, оговаривается влияние криминогенных факторов и др., а государство в лице уполномоченных органов осуществляет контроль за такими лицами. Службы пробации иностранных государств обеспечивают поддержку бывших заключенных в рамках адаптации их в обществе <2>. Представляется, что на сегодняшний день в России институт пробации отсутствует как таковой, однако имеются реальные возможности его создания и развития с учетом зарубежного опыта.
(Тихонов Я.И., Подобрей К.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Стоит отметить, что в развитых зарубежных государствах существует отдельный институт, связанный с осуществлением постпенитенциарного контроля, - институт пробации. Институт пробации как институт права представляет собой систематизированную совокупность норм, регулирующих вопросы обеспечения общественной безопасности от неправомерных действий лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Законодательно регламентируется порядок ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, их деятельность, трудоустройство, оговаривается влияние криминогенных факторов и др., а государство в лице уполномоченных органов осуществляет контроль за такими лицами. Службы пробации иностранных государств обеспечивают поддержку бывших заключенных в рамках адаптации их в обществе <2>. Представляется, что на сегодняшний день в России институт пробации отсутствует как таковой, однако имеются реальные возможности его создания и развития с учетом зарубежного опыта.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 27.10.2016 N 1096
(ред. от 29.06.2019)
"Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания"4. Социально-трудовые услуги, направленные на оказание содействия в вопросах трудоустройства и в решении вопросов, связанных с трудовой адаптацией молодежи, матерей с детьми, инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, освободившихся из мест лишения свободы:
(ред. от 29.06.2019)
"Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания"4. Социально-трудовые услуги, направленные на оказание содействия в вопросах трудоустройства и в решении вопросов, связанных с трудовой адаптацией молодежи, матерей с детьми, инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, освободившихся из мест лишения свободы:
Приказ Минпросвещения России от 26.06.2019 N 335
(ред. от 18.10.2021)
"Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством просвещения Российской Федерации государственной услуги по оценке качества оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями общественно полезных услуг"
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2019 N 55863)1) "Социально-трудовые услуги, направленные на оказание содействия в вопросах трудоустройства и в решении вопросов, связанных с трудовой адаптацией молодежи, матерей с детьми, инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, освободившихся из мест лишения свободы: организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования" (далее - Услуга 1);
(ред. от 18.10.2021)
"Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством просвещения Российской Федерации государственной услуги по оценке качества оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями общественно полезных услуг"
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2019 N 55863)1) "Социально-трудовые услуги, направленные на оказание содействия в вопросах трудоустройства и в решении вопросов, связанных с трудовой адаптацией молодежи, матерей с детьми, инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, освободившихся из мест лишения свободы: организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования" (далее - Услуга 1);
Статья: Институты гражданского общества в обеспечении пробации в России
(Гречаная А.А.)
("Современное право", 2024, N 2)Также можно отметить положительный опыт других регионов, в которых некоммерческие организации участвуют в процессах ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации освобожденных лиц. К примеру, в УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю организовано взаимодействие с НКО "Переправа", которая оказывает социальную помощь путем предоставления лицам, освободившимся из мест лишения свободы, мест временного проживания, трудоустройства, оказывает юридическое консультирование, информирует территориальный орган о поступлении освободившихся лиц в их пункты [3, с. 879]. По подобному образцу может быть организована работа и в других регионах для создания законодательно определенных центров пробации.
(Гречаная А.А.)
("Современное право", 2024, N 2)Также можно отметить положительный опыт других регионов, в которых некоммерческие организации участвуют в процессах ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации освобожденных лиц. К примеру, в УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю организовано взаимодействие с НКО "Переправа", которая оказывает социальную помощь путем предоставления лицам, освободившимся из мест лишения свободы, мест временного проживания, трудоустройства, оказывает юридическое консультирование, информирует территориальный орган о поступлении освободившихся лиц в их пункты [3, с. 879]. По подобному образцу может быть организована работа и в других регионах для создания законодательно определенных центров пробации.
"Уголовное наказание и его цели: монография"
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)Не менее важным для анализа исследуемого феномена является внешнее влияние, которое сопутствует наказанию, но в отличие от него остается с осужденным практически пожизненно. Внешнее влияние на личность осужденного в процессе отбывания наказания связано, прежде всего, с режимом и условиями такового. В силу своего правоограничительного содержания оно тоже имеет негативный характер. Традиционно речь идет о самом наказании, его режиме и условиях отбывания. Однако не менее важен с точки зрения воздействия на личность период после отбытия наказания. В данном случае мы должны говорить уже о социальных условиях, сопровождающих освободившегося от наказания человека. Он сталкивается с целым рядом очевидных и неочевидных ограничений. В первую очередь следует говорить о правоограничениях, связанных с судимостью, например, установление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы <1>, а также формальные ограничения, связанные с трудоустройством. Данные ограничения по сложившейся традиции и вопреки здравому смыслу фактически способствуют десоциализации. В этой связи следует сказать о двойственности государственной уголовно-исполнительной политики.
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)Не менее важным для анализа исследуемого феномена является внешнее влияние, которое сопутствует наказанию, но в отличие от него остается с осужденным практически пожизненно. Внешнее влияние на личность осужденного в процессе отбывания наказания связано, прежде всего, с режимом и условиями такового. В силу своего правоограничительного содержания оно тоже имеет негативный характер. Традиционно речь идет о самом наказании, его режиме и условиях отбывания. Однако не менее важен с точки зрения воздействия на личность период после отбытия наказания. В данном случае мы должны говорить уже о социальных условиях, сопровождающих освободившегося от наказания человека. Он сталкивается с целым рядом очевидных и неочевидных ограничений. В первую очередь следует говорить о правоограничениях, связанных с судимостью, например, установление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы <1>, а также формальные ограничения, связанные с трудоустройством. Данные ограничения по сложившейся традиции и вопреки здравому смыслу фактически способствуют десоциализации. В этой связи следует сказать о двойственности государственной уголовно-исполнительной политики.
Статья: Подготовка рецидивистов к освобождению: пенитенциарная и постпенитенциарная пробация
(Лебешев И.С.)
("Российский судья", 2023, N 7)Снижение уровня рецидивных преступлений в большей степени зависит от возможности активного включения в нормальную социальную жизнь общества лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В данном случае процесс ресоциализации ранее судимых лиц взаимосвязан с определенными правоограничениями, а также организацией взаимодействия правовых органов, реализующих профилактику, бытовое устройство данных граждан <3>.
(Лебешев И.С.)
("Российский судья", 2023, N 7)Снижение уровня рецидивных преступлений в большей степени зависит от возможности активного включения в нормальную социальную жизнь общества лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В данном случае процесс ресоциализации ранее судимых лиц взаимосвязан с определенными правоограничениями, а также организацией взаимодействия правовых органов, реализующих профилактику, бытовое устройство данных граждан <3>.
Статья: Мониторинг законодательства как средство защиты прав граждан (на примере анализа регионального нормотворчества в сфере ресоциализации)
(Артамонов А.Н., Молодочкина В.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 5)На территории Ростовской области предоставляются государственные услуги по оформлению путевок в организацию социального обслуживания Ростовской области для граждан, право на получение которых имеют в том числе лица, освободившиеся из мест лишения свободы.
(Артамонов А.Н., Молодочкина В.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 5)На территории Ростовской области предоставляются государственные услуги по оформлению путевок в организацию социального обслуживания Ростовской области для граждан, право на получение которых имеют в том числе лица, освободившиеся из мест лишения свободы.
Статья: Органы местного самоуправления в системе субъектов профилактики правонарушений
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Нельзя не отметить и роль органов местного самоуправления в решении проблемы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. По данным ФСИН, в исправительных учреждениях России по состоянию на 1 января 2023 г. отбывали наказание 433 066 мужчин и женщин. Тысячи осужденных ежегодно освобождаются из исправительных учреждений. Многие из освободившихся нуждаются в медицинской помощи, обеспечении жильем, социальном обслуживании, трудоустройстве, восстановлении коммуникативных связей с членами семьи и другими гражданами. Игнорирование, нерешенность этих проблем влекут за собой рост рецидивной преступности. Риск рецидива особенно велик у лиц, не имеющих социальных связей в обществе, а также навыков и возможностей для их установления.
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Нельзя не отметить и роль органов местного самоуправления в решении проблемы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. По данным ФСИН, в исправительных учреждениях России по состоянию на 1 января 2023 г. отбывали наказание 433 066 мужчин и женщин. Тысячи осужденных ежегодно освобождаются из исправительных учреждений. Многие из освободившихся нуждаются в медицинской помощи, обеспечении жильем, социальном обслуживании, трудоустройстве, восстановлении коммуникативных связей с членами семьи и другими гражданами. Игнорирование, нерешенность этих проблем влекут за собой рост рецидивной преступности. Риск рецидива особенно велик у лиц, не имеющих социальных связей в обществе, а также навыков и возможностей для их установления.
Статья: Формирование законодательства и уголовно-исполнительной системы Донецкой Народной Республики (изучение опыта)
(Артамонов А.Н., Веретеха А.Н.)
("Администратор суда", 2024, N 2)Проблемы ресоциализации и ее элемент - паспортизация осужденных, лиц, отбывающих наказание, освобождаемых из мест лишения свободы, характерны и для общероссийской действительности <1>, и здесь необходимо изучать и применять любой положительный опыт.
(Артамонов А.Н., Веретеха А.Н.)
("Администратор суда", 2024, N 2)Проблемы ресоциализации и ее элемент - паспортизация осужденных, лиц, отбывающих наказание, освобождаемых из мест лишения свободы, характерны и для общероссийской действительности <1>, и здесь необходимо изучать и применять любой положительный опыт.
Статья: Особенности и проблемы регионального нормотворчества по вопросам квотирования рабочих мест для лиц с инвалидностью
(Ерохина Т.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)В-пятых, отличаются региональные нормативные акты о квотировании также по кругу лиц, на которых распространяется их регулирующее воздействие. Так, в одних субъектах РФ квоты для трудоустройства инвалидов содержатся в специальных, посвященных квотированию труда исключительно данной категории граждан, актах (Калининградская и Саратовская области, Санкт-Петербург, Республика Коми). В других - они заключены в общих законах о квотировании, охватывающих своим регулированием порядок установления квот не только для инвалидов, но и для иных категорий граждан (несовершеннолетние, молодежь, предпенсионеры, освободившиеся из мест лишения свободы граждане) (Москва, Нижегородская область, Республика Адыгея и Дагестан <18> и др.).
(Ерохина Т.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)В-пятых, отличаются региональные нормативные акты о квотировании также по кругу лиц, на которых распространяется их регулирующее воздействие. Так, в одних субъектах РФ квоты для трудоустройства инвалидов содержатся в специальных, посвященных квотированию труда исключительно данной категории граждан, актах (Калининградская и Саратовская области, Санкт-Петербург, Республика Коми). В других - они заключены в общих законах о квотировании, охватывающих своим регулированием порядок установления квот не только для инвалидов, но и для иных категорий граждан (несовершеннолетние, молодежь, предпенсионеры, освободившиеся из мест лишения свободы граждане) (Москва, Нижегородская область, Республика Адыгея и Дагестан <18> и др.).
Готовое решение: Кто и как вправе привлекать работников по договору о предоставлении персонала
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что отдельные категории лиц, временно трудоустроенных в ЧАЗ, могут направляться на работу к принимающей стороне не только в указанных ситуациях, но и в иных случаях, когда в соответствии с Трудовым кодексом РФ или другими федеральными законами должен (может) быть заключен срочный трудовой договор. К упомянутым лицам относятся студенты-очники, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, лица, освобожденные из мест лишения свободы. Данные выводы следуют из анализа положений ч. 2 ст. 341.2 ТК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что отдельные категории лиц, временно трудоустроенных в ЧАЗ, могут направляться на работу к принимающей стороне не только в указанных ситуациях, но и в иных случаях, когда в соответствии с Трудовым кодексом РФ или другими федеральными законами должен (может) быть заключен срочный трудовой договор. К упомянутым лицам относятся студенты-очники, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, лица, освобожденные из мест лишения свободы. Данные выводы следуют из анализа положений ч. 2 ст. 341.2 ТК РФ.
Статья: Ложное исправление
(Лебешев И.С.)
("Российский судья", 2024, N 5)Между тем указанная категория осужденных на самом деле не исправляется, к совершенному преступному деянию относится как к данности, не раскаивается, нередко отрицая свою вину, в местах лишения свободы чувствуют себя комфортнее, чем в обществе. После освобождения не строят планов по трудоустройству (зачастую зарабатывают на жизнь мелкими кражами).
(Лебешев И.С.)
("Российский судья", 2024, N 5)Между тем указанная категория осужденных на самом деле не исправляется, к совершенному преступному деянию относится как к данности, не раскаивается, нередко отрицая свою вину, в местах лишения свободы чувствуют себя комфортнее, чем в обществе. После освобождения не строят планов по трудоустройству (зачастую зарабатывают на жизнь мелкими кражами).
Статья: Правоприменение сотрудниками уголовно-исполнительной системы: вопросы теории и практики
(Кутуев Э.К., Шувалова М.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 4)Важно подчеркнуть, что зафиксированные в Федеральном законе от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации" субъекты пробации также внесут ясность и понимание региональными организациями и учреждениями необходимости активного участия в ресоциализации и социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. При этом надзор за соблюдением системы пробации будет осуществлять Прокуратура РФ.
(Кутуев Э.К., Шувалова М.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 4)Важно подчеркнуть, что зафиксированные в Федеральном законе от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации" субъекты пробации также внесут ясность и понимание региональными организациями и учреждениями необходимости активного участия в ресоциализации и социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. При этом надзор за соблюдением системы пробации будет осуществлять Прокуратура РФ.