Требования к осуществлению проверок при проведении строительного надзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к осуществлению проверок при проведении строительного надзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 54 "Государственный строительный надзор" Градостроительного кодекса РФ"В настоящем случае застройщик был надлежащим образом уведомлен о проведении проверки, уведомление от 02.09.2022 N 01-34/6232/6.4 получено представителем ООО "Петрокомплект" по доверенности Губарь А.А., при проведении проверки присутствовал Кудрявцев К.С. - начальник участка ООО "СУ Эдельвейс", что свидетельствует также об уведомлении общества о проведении проверки. Исходя из положений ст. 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется в отношении конкретных объектов. Требований об извещении подрядчика о проведении проверки Градостроительным кодексом РФ не установлено. Таким образом, установленный порядок уведомления о проведении проверки административным органом нарушен не был. Кроме того, как указано выше, наличие выявленных в ходе проверки нарушений ООО "СУ Эдельвейс" не оспаривалось."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Внеплановая проверка Ростехнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)Распоряжение о проведении проверки с указанием сведений об объекте капитального строительства, в отношении которого проводится выездная проверка, места нахождения объекта, лица, уполномоченного на проведение проверки, срока ее проведения, предмета и правовых оснований проверки, а также иные необходимые для осуществления государственного строительного надзора сведения вручены Управлением именно заказчику...
(КонсультантПлюс, 2025)Распоряжение о проведении проверки с указанием сведений об объекте капитального строительства, в отношении которого проводится выездная проверка, места нахождения объекта, лица, уполномоченного на проведение проверки, срока ее проведения, предмета и правовых оснований проверки, а также иные необходимые для осуществления государственного строительного надзора сведения вручены Управлением именно заказчику...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В рамках государственного строительного надзора уполномоченный орган также не наделен правом проверять наличие членства в СРО у таких застройщиков. Например, действовавший до 01.01.2022 Административный регламент Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора <1> в составе предмета проверки предусматривал надзор за выполнением застройщиком требования о членстве в СРО только в случае самостоятельного осуществления застройщиком строительства, реконструкции объектов капитального строительства (п. 1.6). При этом действующий на территории Санкт-Петербурга порядок осуществления регионального строительного надзора <2> в качестве предмета государственного строительного надзора называет соблюдение требований, установленных п. 3. ст. 52 ГрК РФ.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В рамках государственного строительного надзора уполномоченный орган также не наделен правом проверять наличие членства в СРО у таких застройщиков. Например, действовавший до 01.01.2022 Административный регламент Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора <1> в составе предмета проверки предусматривал надзор за выполнением застройщиком требования о членстве в СРО только в случае самостоятельного осуществления застройщиком строительства, реконструкции объектов капитального строительства (п. 1.6). При этом действующий на территории Санкт-Петербурга порядок осуществления регионального строительного надзора <2> в качестве предмета государственного строительного надзора называет соблюдение требований, установленных п. 3. ст. 52 ГрК РФ.
Готовое решение: Как ввести в эксплуатацию объект капитального строительства (в том числе нежилое здание)
(КонсультантПлюс, 2025)осмотреть объект капитального строительства. При осмотре проверяется, соответствует ли объект установленным требованиям, разрешенному использованию земельного участка, установленным ограничениям. Такой осмотр не проводится, если осуществлялся государственный строительный надзор;
(КонсультантПлюс, 2025)осмотреть объект капитального строительства. При осмотре проверяется, соответствует ли объект установленным требованиям, разрешенному использованию земельного участка, установленным ограничениям. Такой осмотр не проводится, если осуществлялся государственный строительный надзор;
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О безопасности дорожного движения"к проведению строительных работ (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора), ремонтных и иных работ, осуществлению деятельности, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения;
(ред. от 07.07.2025)
"О безопасности дорожного движения"к проведению строительных работ (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора), ремонтных и иных работ, осуществлению деятельности, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения;
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143
<Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации>Согласно пунктам 1 и 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, при их капитальном ремонте. Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
<Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации>Согласно пунктам 1 и 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, при их капитальном ремонте. Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Статья: Контроль за строительной продукцией в обращении
(Ткаченко В.С.)
("Современный юрист", 2023, N 3)Упоминание в данном контексте строительного контроля несколько удивляет, поскольку согласно действующему законодательству строительный контроль не обладает статусом государственного, а, скорее, является частноправовым механизмом проверки лицом, осуществляющим строительство, соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству и др. при взаимодействии с подрядчиками и застройщиком. В соответствии со ст. 53 ГрК лицо, осуществляющее строительство, не является органом государственного надзора и не обладает контрольно-надзорными полномочиями.
(Ткаченко В.С.)
("Современный юрист", 2023, N 3)Упоминание в данном контексте строительного контроля несколько удивляет, поскольку согласно действующему законодательству строительный контроль не обладает статусом государственного, а, скорее, является частноправовым механизмом проверки лицом, осуществляющим строительство, соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству и др. при взаимодействии с подрядчиками и застройщиком. В соответствии со ст. 53 ГрК лицо, осуществляющее строительство, не является органом государственного надзора и не обладает контрольно-надзорными полномочиями.
Статья: О возможности выдела в натуре доли в праве общей долевой собственности на здание или сооружение
(Габучева С.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 1)К настоящему времени правовые режимы индивидуальных и многоквартирных жилых домов приобрели существенные различия. В соответствии с нормами законодательства о градостроительной деятельности строительство индивидуальных жилых домов не требует обязательной подготовки проектной документации, получения разрешения на строительство. Гражданину, являющемуся правообладателем земельного участка, разрешенное использование которого допускает возведение объектов индивидуального жилищного строительства, достаточно направить в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления уведомление о предстоящем строительстве с указанием сведений о планируемых параметрах строящегося объекта (высоте здания, отступах от границ земельного участка и т.п.). При получении от уполномоченного органа встречного уведомления о допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке можно приступать к строительным работам. На этапе осуществления строительных работ проведение плановых проверок со стороны органов государственного строительного надзора не предусматривается. По завершении строительства предполагается проведение осмотра здания уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления, который в случае соответствия объекта индивидуального жилищного строительства установленным требованиям обязан обеспечить постановку здания на кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности застройщика на здание. В силу прямого указания закона раздел индивидуальных жилых домов на самостоятельные объекты недвижимости не допускается <11>.
(Габучева С.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 1)К настоящему времени правовые режимы индивидуальных и многоквартирных жилых домов приобрели существенные различия. В соответствии с нормами законодательства о градостроительной деятельности строительство индивидуальных жилых домов не требует обязательной подготовки проектной документации, получения разрешения на строительство. Гражданину, являющемуся правообладателем земельного участка, разрешенное использование которого допускает возведение объектов индивидуального жилищного строительства, достаточно направить в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления уведомление о предстоящем строительстве с указанием сведений о планируемых параметрах строящегося объекта (высоте здания, отступах от границ земельного участка и т.п.). При получении от уполномоченного органа встречного уведомления о допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке можно приступать к строительным работам. На этапе осуществления строительных работ проведение плановых проверок со стороны органов государственного строительного надзора не предусматривается. По завершении строительства предполагается проведение осмотра здания уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления, который в случае соответствия объекта индивидуального жилищного строительства установленным требованиям обязан обеспечить постановку здания на кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности застройщика на здание. В силу прямого указания закона раздел индивидуальных жилых домов на самостоятельные объекты недвижимости не допускается <11>.
Статья: Применение НПД при проверке проектных чертежей
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 35)Итак, сам по себе Закон N 422-ФЗ не препятствует заключению самозанятым договора с ООО на проверку проектных чертежей и надзор за производством работ в рамках проекта. Все будет зависеть от того, какой именно объект проектируется и предъявляются ли к проектированию такого объекта и надзору за его производством какие-либо специальные требования на законодательном уровне или нет. Например, если проектируется конвейер, на котором будут транспортироваться опасные вещества, он относится к опасным производственным объектам (п. 1 Приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", далее - Закон N 116-ФЗ). А согласно п. 3.1 ст. 8 Закона N 116-ФЗ соответствие построенных, реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Поэтому проводить проверку проектных чертежей и надзор за производством работ в рамках проекта опасного производственного объекта самозанятый, на наш взгляд, не может. Если же проектируемый конвейер не относится к опасным производственным объектам и никаких специальных требований к такому конвейеру на законодательном уровне нет, самозанятый (в том числе не имеющий статуса ИП) вправе проводить проверку проектных чертежей и надзор за производством работ в рамках проекта такого конвейера.
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 35)Итак, сам по себе Закон N 422-ФЗ не препятствует заключению самозанятым договора с ООО на проверку проектных чертежей и надзор за производством работ в рамках проекта. Все будет зависеть от того, какой именно объект проектируется и предъявляются ли к проектированию такого объекта и надзору за его производством какие-либо специальные требования на законодательном уровне или нет. Например, если проектируется конвейер, на котором будут транспортироваться опасные вещества, он относится к опасным производственным объектам (п. 1 Приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", далее - Закон N 116-ФЗ). А согласно п. 3.1 ст. 8 Закона N 116-ФЗ соответствие построенных, реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Поэтому проводить проверку проектных чертежей и надзор за производством работ в рамках проекта опасного производственного объекта самозанятый, на наш взгляд, не может. Если же проектируемый конвейер не относится к опасным производственным объектам и никаких специальных требований к такому конвейеру на законодательном уровне нет, самозанятый (в том числе не имеющий статуса ИП) вправе проводить проверку проектных чертежей и надзор за производством работ в рамках проекта такого конвейера.
Статья: Определены особенности государственного и муниципального контроля в новых регионах РФ
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 4)- при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств);
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 4)- при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств);