Требования к обрАзованию сотрудников контрактной службы
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к обрАзованию сотрудников контрактной службы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Новые правила организации деятельности контрактной службы заказчика
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 1)Относительно образования работников контрактной службы до сих пор существуют неоднозначные подходы. Так, еще в 2016 и 2017 гг. Минэкономразвития России разъясняло, что являться работником контрактной службы может лицо без высшего профильного образования в сфере закупок, но в этом случае специалист обязательно должен пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок <8>. Однако уже в 2020 г. Минфин России предложил другую альтернативную трактовку требований к образованию работников контрактной службы: "работник контрактной службы <...> должен иметь любое высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок" <9>.
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 1)Относительно образования работников контрактной службы до сих пор существуют неоднозначные подходы. Так, еще в 2016 и 2017 гг. Минэкономразвития России разъясняло, что являться работником контрактной службы может лицо без высшего профильного образования в сфере закупок, но в этом случае специалист обязательно должен пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок <8>. Однако уже в 2020 г. Минфин России предложил другую альтернативную трактовку требований к образованию работников контрактной службы: "работник контрактной службы <...> должен иметь любое высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок" <9>.
Готовое решение: Как создать контрактную службу для закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В состав службы включите не менее двух человек из числа ваших сотрудников: руководителя и работника контрактной службы. К ним предъявляются особые требования - высшее образование (в том числе непрофильное) или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. В 2025 г. установлено исключение для некоторых заказчиков.
(КонсультантПлюс, 2025)В состав службы включите не менее двух человек из числа ваших сотрудников: руководителя и работника контрактной службы. К ним предъявляются особые требования - высшее образование (в том числе непрофильное) или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. В 2025 г. установлено исключение для некоторых заказчиков.
Нормативные акты
Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"О федеральной службе безопасности"Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, федеральным государственным гражданским служащим или работником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (если в соответствии с решением руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности иное не обусловлено решением задач оперативно-служебной деятельности), способный по своим личным, профессиональным и психологическим качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Квалификационные требования к уровню образования, стажу, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника органов федеральной службы безопасности, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности или уполномоченными им должностными лицами.
(ред. от 01.04.2025)
"О федеральной службе безопасности"Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, федеральным государственным гражданским служащим или работником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (если в соответствии с решением руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности иное не обусловлено решением задач оперативно-служебной деятельности), способный по своим личным, профессиональным и психологическим качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Квалификационные требования к уровню образования, стажу, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника органов федеральной службы безопасности, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности или уполномоченными им должностными лицами.
Федеральный закон от 23.05.2016 N 141-ФЗ
(ред. от 30.11.2024)
"О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"4. С согласия руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченного руководителя контракт может быть расторгнут и сотрудник федеральной противопожарной службы уволен со службы в федеральной противопожарной службе до истечения срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в федеральной противопожарной службе, но не ранее выполнения сотрудником требований, предусмотренных частью 7 статьи 91 настоящего Федерального закона.
(ред. от 30.11.2024)
"О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"4. С согласия руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченного руководителя контракт может быть расторгнут и сотрудник федеральной противопожарной службы уволен со службы в федеральной противопожарной службе до истечения срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в федеральной противопожарной службе, но не ранее выполнения сотрудником требований, предусмотренных частью 7 статьи 91 настоящего Федерального закона.
Статья: Система непрерывного образования сотрудников уголовно-исполнительной системы
(Швырев Б.А., Гузеев М.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 3)Дополнительное образование. Сотрудники, получившие высшее образование 2-го и 3-го уровней, в период последующей службы в УИС могут поступать в рамках заключаемых и продлеваемых контрактов в адъюнктуру и докторантуру высших учебных заведений или в академию, если по своему возрасту, образованию и служебному положению удовлетворяют предъявляемым требованиям. Лица с учеными степенями замещают в научно-исследовательских организациях должности ведущих и главных научных сотрудников, а в вузах - должности доцентов и профессоров.
(Швырев Б.А., Гузеев М.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 3)Дополнительное образование. Сотрудники, получившие высшее образование 2-го и 3-го уровней, в период последующей службы в УИС могут поступать в рамках заключаемых и продлеваемых контрактов в адъюнктуру и докторантуру высших учебных заведений или в академию, если по своему возрасту, образованию и служебному положению удовлетворяют предъявляемым требованиям. Лица с учеными степенями замещают в научно-исследовательских организациях должности ведущих и главных научных сотрудников, а в вузах - должности доцентов и профессоров.
Готовое решение: Как сформировать комиссию по закупкам в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Это могут быть директор учреждения, сотрудники бухгалтерии, контрактный управляющий, сотрудники контрактной службы, юристы и т.д.
(КонсультантПлюс, 2025)Это могут быть директор учреждения, сотрудники бухгалтерии, контрактный управляющий, сотрудники контрактной службы, юристы и т.д.
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)соответствии работников контрактной службы, контрактного управляющего требованиям, установленным ст. ст. 9 и 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе о достаточности мер по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)соответствии работников контрактной службы, контрактного управляющего требованиям, установленным ст. ст. 9 и 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе о достаточности мер по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок.
Статья: Проблемы толкования признаков злоупотребления в сфере государственных и муниципальных закупок
(Филатова М.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)Большинство указанных понятий определяется в Законе N 44-ФЗ. В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона контрактные службы создаются при годовом объеме закупок у заказчика, превышающем 100 млн руб. Требования к работникам контрактной службы в Законе не раскрываются подробно, указывается лишь на необходимость высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок. Исходя из негативного признака при установлении субъекта, руководитель контрактной службы (в случае его назначения) и его заместитель (при наличии) будут нести ответственность не по рассматриваемой норме, а по соответствующим статьям глав 23 или 30 УК РФ.
(Филатова М.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)Большинство указанных понятий определяется в Законе N 44-ФЗ. В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона контрактные службы создаются при годовом объеме закупок у заказчика, превышающем 100 млн руб. Требования к работникам контрактной службы в Законе не раскрываются подробно, указывается лишь на необходимость высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок. Исходя из негативного признака при установлении субъекта, руководитель контрактной службы (в случае его назначения) и его заместитель (при наличии) будут нести ответственность не по рассматриваемой норме, а по соответствующим статьям глав 23 или 30 УК РФ.
Статья: Льготы участникам СВО и членам их семей
(Краецкая Е.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 8)<53> См. Перечень разрешительных режимов, в отношении которых устанавливаются особенности применения требований о наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, в связи с призывом указанных работников на военную службу по мобилизации или заключением ими контрактов в соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" либо контрактов о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (приведенный в Постановлении Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).
(Краецкая Е.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 8)<53> См. Перечень разрешительных режимов, в отношении которых устанавливаются особенности применения требований о наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, в связи с призывом указанных работников на военную службу по мобилизации или заключением ими контрактов в соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" либо контрактов о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (приведенный в Постановлении Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)К работникам контрактной службы должны предъявляться следующие требования:
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)К работникам контрактной службы должны предъявляться следующие требования:
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Примером установления таких требований иным федеральным законом является ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой работники контрактной службы, контрактный управляющий организаций, являющихся заказчиками и государственными заказчиками (например, государственные и муниципальные казенные и бюджетные учреждения, некоторые государственные корпорации), должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Следовательно, положения Профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок" обязательны к применению в части требований к образованию специалистов в сфере закупок, но только для тех организаций (работодателей), на которых распространяется указанный Федеральный закон.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Примером установления таких требований иным федеральным законом является ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой работники контрактной службы, контрактный управляющий организаций, являющихся заказчиками и государственными заказчиками (например, государственные и муниципальные казенные и бюджетные учреждения, некоторые государственные корпорации), должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Следовательно, положения Профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок" обязательны к применению в части требований к образованию специалистов в сфере закупок, но только для тех организаций (работодателей), на которых распространяется указанный Федеральный закон.
Готовое решение: Какое образование и обучение требуются для работы по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Руководителю и работникам контрактной службы, контрактному управляющему необходимо иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. При этом не установлено требование о получении высшего образования именно в сфере закупок. По мнению Минфина России, высшее образование может быть непрофильным (ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, Письма от 27.08.2020 N 24-01-06/75331, от 30.06.2020 N 24-01-06/56155).
(КонсультантПлюс, 2025)Руководителю и работникам контрактной службы, контрактному управляющему необходимо иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. При этом не установлено требование о получении высшего образования именно в сфере закупок. По мнению Минфина России, высшее образование может быть непрофильным (ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, Письма от 27.08.2020 N 24-01-06/75331, от 30.06.2020 N 24-01-06/56155).
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Примером установления таких требований иным федеральным законом является ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой работники контрактной службы, контрактный управляющий организаций, являющихся заказчиками и государственными заказчиками (например, государственные и муниципальные казенные и бюджетные учреждения, некоторые государственные корпорации), должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Следовательно, положения Профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок" обязательны к применению в части требований к образованию специалистов в сфере закупок, но только для тех организаций (работодателей), на которые распространяется указанный Федеральный закон.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Примером установления таких требований иным федеральным законом является ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой работники контрактной службы, контрактный управляющий организаций, являющихся заказчиками и государственными заказчиками (например, государственные и муниципальные казенные и бюджетные учреждения, некоторые государственные корпорации), должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Следовательно, положения Профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок" обязательны к применению в части требований к образованию специалистов в сфере закупок, но только для тех организаций (работодателей), на которые распространяется указанный Федеральный закон.
Статья: Переименование должности по требованию закона и по инициативе работодателя: что учесть работодателю
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 2)Для примера обратимся к Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Согласно ч. 6 ст. 38 указанного Закона работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Поскольку Законом установлены требования к квалификации для данных должностей, работодателю стоит руководствоваться профессиональным стандартом "Специалист в сфере закупок" (утв. Приказом Минтруда РФ от 10.09.2015 N 625н), в том числе и в отношении наименования должности.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 2)Для примера обратимся к Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Согласно ч. 6 ст. 38 указанного Закона работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Поскольку Законом установлены требования к квалификации для данных должностей, работодателю стоит руководствоваться профессиональным стандартом "Специалист в сфере закупок" (утв. Приказом Минтруда РФ от 10.09.2015 N 625н), в том числе и в отношении наименования должности.