Требования к должностям муниципальной службы
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к должностям муниципальной службы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Трудовой договор с муниципальным служащим
(КонсультантПлюс, 2025)Доводы... об отсутствии у истца высшего образования на момент заключения с ним срочного трудового договора, о том, что истец не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к должности, являлись предметом исследования суда, обоснованно отклонены... приведенные обстоятельства не являются в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации основанием для заключения срочного трудового договора с истцом, а могли послужить основанием для расторжения трудового договора по пункту 11 части 1 статьи 77 и статьи 84 ТК РФ, однако по указанному основанию трудовой договор не расторгнут, на день прекращения трудового договора профессиональное образование С.Е. соответствовало квалификационным требованиям для замещения должности муниципальной службы, поскольку в 2021 году истец получил высшее образование..."
(КонсультантПлюс, 2025)Доводы... об отсутствии у истца высшего образования на момент заключения с ним срочного трудового договора, о том, что истец не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к должности, являлись предметом исследования суда, обоснованно отклонены... приведенные обстоятельства не являются в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации основанием для заключения срочного трудового договора с истцом, а могли послужить основанием для расторжения трудового договора по пункту 11 части 1 статьи 77 и статьи 84 ТК РФ, однако по указанному основанию трудовой договор не расторгнут, на день прекращения трудового договора профессиональное образование С.Е. соответствовало квалификационным требованиям для замещения должности муниципальной службы, поскольку в 2021 году истец получил высшее образование..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего
(КонсультантПлюс, 2025)"...Поступление на муниципальную службу гражданина, не отвечающего квалификационным требованиям к стажу муниципальной службы, стажу работы, необходимому для исполнения должностных обязанностей, которые установлены муниципальным правовым актом, принятым в соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" и законом субъекта Российской Федерации, определяющим типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы, является нарушением правил заключения трудового договора, исключающим возможность продолжения муниципальной службы, и влечет прекращение трудового договора с муниципальным служащим.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Поступление на муниципальную службу гражданина, не отвечающего квалификационным требованиям к стажу муниципальной службы, стажу работы, необходимому для исполнения должностных обязанностей, которые установлены муниципальным правовым актом, принятым в соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" и законом субъекта Российской Федерации, определяющим типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы, является нарушением правил заключения трудового договора, исключающим возможность продолжения муниципальной службы, и влечет прекращение трудового договора с муниципальным служащим.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Муниципальная должность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статьей 31 Закона о местном самоуправлении установлено, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статьей 31 Закона о местном самоуправлении установлено, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Статья 9. Основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Статья 9. Основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Правовое регулирование муниципальной службы, включая установление требований к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Правовое регулирование муниципальной службы, включая установление требований к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы (например, Методические рекомендации по установлению квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и организации оценки на соответствие указанным требованиям);
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы (например, Методические рекомендации по установлению квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и организации оценки на соответствие указанным требованиям);
Готовое решение: Как принять на работу на неполное рабочее время - неполный рабочий день
(КонсультантПлюс, 2025)уведомить бывшего работодателя (нанимателя) работника, если последний ранее замещал должность государственной или муниципальной службы, с учетом условий и требований ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)уведомить бывшего работодателя (нанимателя) работника, если последний ранее замещал должность государственной или муниципальной службы, с учетом условий и требований ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ.
Статья: Состояние правового регулирования института ротации государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и муниципальных служащих
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2025, N 8)Между тем институт ротации муниципальных служащих должен быть. Ведь ст. 5 Закона о муниципальной службе и ст. 7 Закона о гражданской службе устанавливают взаимосвязь данных двух видов публичной службы. Она проявляется в "единстве основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы, единстве требований к подготовке кадров для данных видов службы". Указанный принцип нашел реализацию в муниципальных нормативных правовых актах по данному вопросу. В них определены порядок ротации муниципальных служащих, перечень должностей муниципальной службы, на которых она осуществляется.
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2025, N 8)Между тем институт ротации муниципальных служащих должен быть. Ведь ст. 5 Закона о муниципальной службе и ст. 7 Закона о гражданской службе устанавливают взаимосвязь данных двух видов публичной службы. Она проявляется в "единстве основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы, единстве требований к подготовке кадров для данных видов службы". Указанный принцип нашел реализацию в муниципальных нормативных правовых актах по данному вопросу. В них определены порядок ротации муниципальных служащих, перечень должностей муниципальной службы, на которых она осуществляется.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Сведения о замещении лицом на прежнем месте работы должности, входящей в перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557, должны быть представлены самим соискателем при оформлении трудовых отношений, поскольку на бывшего государственного и муниципального служащего такая обязанность возложена в силу ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). Несоблюдение гражданином, ранее замещавшим должность государственной или муниципальной службы, указанных требований, влечет прекращение трудового договора (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Сведения о замещении лицом на прежнем месте работы должности, входящей в перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557, должны быть представлены самим соискателем при оформлении трудовых отношений, поскольку на бывшего государственного и муниципального служащего такая обязанность возложена в силу ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). Несоблюдение гражданином, ранее замещавшим должность государственной или муниципальной службы, указанных требований, влечет прекращение трудового договора (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Готовое решение: Как оформить прием на работу на 0,5 ставки
(КонсультантПлюс, 2025)уведомить бывшего работодателя (нанимателя) работника, если последний ранее замещал должность государственной или муниципальной службы - с учетом условий и требований ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)уведомить бывшего работодателя (нанимателя) работника, если последний ранее замещал должность государственной или муниципальной службы - с учетом условий и требований ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ.
Статья: Некоторые проблемы и противоречия в применении законодательства о муниципальной службе в муниципальных образованиях
(Дегтярева Л.Н., Дудин Н.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Так, Закон N 25-ФЗ определяет: "При замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен обязательно содержать указание на опубликование проекта трудового договора и всех его условий, а также сведений о месте его проведения, дате, времени и не позднее, чем за 20 дней до начала проведения конкурса. Количество членов конкурсной комиссии муниципального образования, а также порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципалитета. По результатам конкурса представитель нанимателя заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы кандидата, отобранного конкурсной комиссией" <3>.
(Дегтярева Л.Н., Дудин Н.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Так, Закон N 25-ФЗ определяет: "При замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен обязательно содержать указание на опубликование проекта трудового договора и всех его условий, а также сведений о месте его проведения, дате, времени и не позднее, чем за 20 дней до начала проведения конкурса. Количество членов конкурсной комиссии муниципального образования, а также порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципалитета. По результатам конкурса представитель нанимателя заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы кандидата, отобранного конкурсной комиссией" <3>.