Требование о наличии лицензии у участника закупки
Подборка наиболее важных документов по запросу Требование о наличии лицензии у участника закупки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Согласование заключения контракта с единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...поскольку... баллоны, работающие под внутренним давлением, не содержатся в... Перечне [вооружения и военной техники, разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация которых подлежит лицензированию - ред.], то заказчиком было установлено неправомерное требование о наличии у участника закупки лицензии...
(КонсультантПлюс, 2025)...поскольку... баллоны, работающие под внутренним давлением, не содержатся в... Перечне [вооружения и военной техники, разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация которых подлежит лицензированию - ред.], то заказчиком было установлено неправомерное требование о наличии у участника закупки лицензии...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка услуг по проведению медосмотров по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...участник электронного аукциона должен соответствовать обязательным требованиям...
(КонсультантПлюс, 2025)...участник электронного аукциона должен соответствовать обязательным требованиям...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)7. Если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)7. Если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (январь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5. Установление требования к участникам закупки о наличии лицензии на право осуществления той или иной деятельности неправомерно ограничивает количество участников закупки, в случае если такая деятельность не является основным объектом закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5. Установление требования к участникам закупки о наличии лицензии на право осуществления той или иной деятельности неправомерно ограничивает количество участников закупки, в случае если такая деятельность не является основным объектом закупки.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Правовая оценка УФАС: отклонение заявки являлось обоснованным, т.к. заявка действительно не содержит документов, предусмотренных извещением о закупке. Вместе с тем заказчиком неправомерно объединены в один лот лицензируемый и нелицензируемый виды деятельности (техническое обслуживание медицинской техники + услуги по аренде медицинского оборудования) с предъявлением к участникам закупки требования о наличии лицензии, хотя лицензируемый вид деятельности не образует самостоятельного объекта закупки <22>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Правовая оценка УФАС: отклонение заявки являлось обоснованным, т.к. заявка действительно не содержит документов, предусмотренных извещением о закупке. Вместе с тем заказчиком неправомерно объединены в один лот лицензируемый и нелицензируемый виды деятельности (техническое обслуживание медицинской техники + услуги по аренде медицинского оборудования) с предъявлением к участникам закупки требования о наличии лицензии, хотя лицензируемый вид деятельности не образует самостоятельного объекта закупки <22>.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (октябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Вместе с тем Комиссией установлено, что Заказчиком в составе Извещения установлены требования к наличию лицензий у участников закупки на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи, при этом требований о наличии в лицензиях возможности оказания услуг на базе стандартов GSM 900/1800, UMTS 1900/2100 не содержится.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Вместе с тем Комиссией установлено, что Заказчиком в составе Извещения установлены требования к наличию лицензий у участников закупки на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи, при этом требований о наличии в лицензиях возможности оказания услуг на базе стандартов GSM 900/1800, UMTS 1900/2100 не содержится.
Готовое решение: Какой предусмотрен порядок закупки услуг почтовой связи в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)если объектом закупки является именно поставка знаков почтовой оплаты, а не оказание услуг почтовой связи, не устанавливайте требование к участникам о наличии лицензии. Услуги почтовой связи относятся к лицензируемым видам деятельности, за исключением услуг специальной почтовой связи (п. 36 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, ч. 1 ст. 29 Закона о связи, ст. 22.1 Закона о почтовой связи, Постановление Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385). При этом поставка знаков почтовой оплаты к лицензируемым видам деятельности не относится и заказчики не вправе устанавливать требования о наличии лицензии у участника закупки. Аналогичный вывод содержится в разъяснениях Минэкономразвития России (см. Письмо от 26.04.2017 N Д28и-1869);
(КонсультантПлюс, 2025)если объектом закупки является именно поставка знаков почтовой оплаты, а не оказание услуг почтовой связи, не устанавливайте требование к участникам о наличии лицензии. Услуги почтовой связи относятся к лицензируемым видам деятельности, за исключением услуг специальной почтовой связи (п. 36 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, ч. 1 ст. 29 Закона о связи, ст. 22.1 Закона о почтовой связи, Постановление Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385). При этом поставка знаков почтовой оплаты к лицензируемым видам деятельности не относится и заказчики не вправе устанавливать требования о наличии лицензии у участника закупки. Аналогичный вывод содержится в разъяснениях Минэкономразвития России (см. Письмо от 26.04.2017 N Д28и-1869);
Готовое решение: Как проводить открытый аукцион для закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Например, можно установить требование о наличии лицензии у участника закупки, если предмет закупки подлежит лицензированию.
(КонсультантПлюс, 2025)Например, можно установить требование о наличии лицензии у участника закупки, если предмет закупки подлежит лицензированию.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (январь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Требования к участнику закупки о наличии лицензии, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, могут быть установлены только в отношении закупок лицензируемых видов деятельности.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Требования к участнику закупки о наличии лицензии, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, могут быть установлены только в отношении закупок лицензируемых видов деятельности.
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 12 Закона о лицензировании
(КонсультантПлюс, 2025)5. Правомерно ли устанавливать требование к участникам закупки о наличии лицензии на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, если такие работы включены в один лот со строительными работами?
(КонсультантПлюс, 2025)5. Правомерно ли устанавливать требование к участникам закупки о наличии лицензии на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, если такие работы включены в один лот со строительными работами?
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (май 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)3. В случае если документы о закупке не содержат указания на работы, выполнение которых подлежит лицензированию, установление требования к участникам закупки о наличии лицензии неправомерно и влечет административную ответственность должностного лица заказчика.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)3. В случае если документы о закупке не содержат указания на работы, выполнение которых подлежит лицензированию, установление требования к участникам закупки о наличии лицензии неправомерно и влечет административную ответственность должностного лица заказчика.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (май 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Установление требования к участникам закупки о наличии лицензии на право осуществления той или иной деятельности неправомерно, в случае если такая деятельность не является самостоятельным объектом закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Установление требования к участникам закупки о наличии лицензии на право осуществления той или иной деятельности неправомерно, в случае если такая деятельность не является самостоятельным объектом закупки.