Территориальная программа обязательного медицинского страхования на 2023 год
Подборка наиболее важных документов по запросу Территориальная программа обязательного медицинского страхования на 2023 год (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 36 "Территориальная программа обязательного медицинского страхования" Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"СТАТЬЯ 36 "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2024 N 17АП-6665/2024-АКу по делу N А60-15196/2024
Требование: О взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено в части.Вместе с тем, восстановление обществом на счете ОМС в 2023 году, использованных им не по целевому назначению средств ОМС в этом же финансовом периоде 2023 года, исключает необходимость их перечисления в бюджет фонда, поскольку фактически приведет к изъятию выделенных медицинской организации средств ОМС в текущем периоде и может повлечь недостаточное финансирование медицинской организации в 2023 году. При этом, пока не доказано обратное, презюмируется, что медицинская организация, действуя добросовестно, использует данные денежные средства в дальнейшем в текущем периоде по целевому назначению на статьи расходов в соответствии с территориальной программой ОМС.
Требование: О взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено в части.Вместе с тем, восстановление обществом на счете ОМС в 2023 году, использованных им не по целевому назначению средств ОМС в этом же финансовом периоде 2023 года, исключает необходимость их перечисления в бюджет фонда, поскольку фактически приведет к изъятию выделенных медицинской организации средств ОМС в текущем периоде и может повлечь недостаточное финансирование медицинской организации в 2023 году. При этом, пока не доказано обратное, презюмируется, что медицинская организация, действуя добросовестно, использует данные денежные средства в дальнейшем в текущем периоде по целевому назначению на статьи расходов в соответствии с территориальной программой ОМС.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Так, например, перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, содержится в Приложении N 2 к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утв. Постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2021 N 578-п.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Так, например, перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, содержится в Приложении N 2 к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утв. Постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2021 N 578-п.
Статья: Актуальные вопросы применения законодательства об обязательном медицинском страховании
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В статье приведен анализ судебной практики Арбитражного суда Северо-Западного округа за 2022 - 2023 годы по делам об оспаривании медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) должностных лиц территориальных фондов обязательного медицинского страхования, а также решений комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, создаваемой в каждом субъекте Российской Федерации, связанных с распределением и перераспределением объемов предоставления медицинской помощи и финансового обеспечения между медицинскими организациями, целевым использованием денежных средств обязательного медицинского страхования, а также со снижением страховых выплат медицинским организациям и привлечением их к ответственности по результатам повторных проверок территориальных фондов обязательного медицинского страхования, проводимых в порядке статьи 42 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" на основании претензий медицинских организаций, обжалующих в территориальный фонд решения страховых медицинских организаций, принятые в порядке контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В статье приведен анализ судебной практики Арбитражного суда Северо-Западного округа за 2022 - 2023 годы по делам об оспаривании медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) должностных лиц территориальных фондов обязательного медицинского страхования, а также решений комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, создаваемой в каждом субъекте Российской Федерации, связанных с распределением и перераспределением объемов предоставления медицинской помощи и финансового обеспечения между медицинскими организациями, целевым использованием денежных средств обязательного медицинского страхования, а также со снижением страховых выплат медицинским организациям и привлечением их к ответственности по результатам повторных проверок территориальных фондов обязательного медицинского страхования, проводимых в порядке статьи 42 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" на основании претензий медицинских организаций, обжалующих в территориальный фонд решения страховых медицинских организаций, принятые в порядке контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Нормативные акты
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В соответствии со ст. 6 Закона Свердловской области от 07.12.2022 N 138-ОЗ "О бюджете государственного внебюджетного Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов" средства нормированного страхового запаса бюджета государственного внебюджетного Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области используются:
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В соответствии со ст. 6 Закона Свердловской области от 07.12.2022 N 138-ОЗ "О бюджете государственного внебюджетного Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов" средства нормированного страхового запаса бюджета государственного внебюджетного Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области используются:
Статья: Рекомендации по установлению систем оплаты труда на 2023 год
(Мухин С.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)2. Повышение заработной платы работникам учреждений здравоохранения осуществлять за счет всех источников финансирования, в том числе за счет субвенций ФФОМС, учитывающих увеличение финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы ОМС, а также межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ, на дополнительное финансовое обеспечение территориальных программ ОМС.
(Мухин С.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)2. Повышение заработной платы работникам учреждений здравоохранения осуществлять за счет всех источников финансирования, в том числе за счет субвенций ФФОМС, учитывающих увеличение финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы ОМС, а также межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ, на дополнительное финансовое обеспечение территориальных программ ОМС.
Статья: Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования"
(Манохова С.В.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 2)Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568 (далее - Постановление N 2568) с 1 января 2023 года медицинским работникам (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также внутренних и внешних совместителей) медорганизаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы ОМС либо территориальных программ ОМС, и медорганизаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, установлена специальная социальная выплата.
(Манохова С.В.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 2)Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568 (далее - Постановление N 2568) с 1 января 2023 года медицинским работникам (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также внутренних и внешних совместителей) медорганизаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы ОМС либо территориальных программ ОМС, и медорганизаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, установлена специальная социальная выплата.
Статья: Здравоохранение. Мнения
(Перминова Е., Башанкаев Б., Моор А., Катренко В., Попович Л., Хан Н., Смирнов К., Цывова В., Домников А., Кузнецов Д., Муравьев Д., Толстов Д., Трошин А., Устюгов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 4)Счетная палата также обратила внимание на рост кредиторской задолженности медицинских организаций, работающих в сфере ОМС. По ее данным, в 2023 году размер кредиторской задолженности увеличился по сравнению с 2021 годом почти в два раза (на 93,9%). При этом в 6,5 раза вырос объем остатков неиспользованных средств субвенций, предоставляемых из бюджета ФОМС бюджетам ТФОМС. Сделан вывод о целесообразности оценки эффективности деятельности комиссий по разработке территориальных программ ОМС, в функции которых входит распределение и перераспределение объемов медицинской помощи между медицинскими организациями.
(Перминова Е., Башанкаев Б., Моор А., Катренко В., Попович Л., Хан Н., Смирнов К., Цывова В., Домников А., Кузнецов Д., Муравьев Д., Толстов Д., Трошин А., Устюгов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 4)Счетная палата также обратила внимание на рост кредиторской задолженности медицинских организаций, работающих в сфере ОМС. По ее данным, в 2023 году размер кредиторской задолженности увеличился по сравнению с 2021 годом почти в два раза (на 93,9%). При этом в 6,5 раза вырос объем остатков неиспользованных средств субвенций, предоставляемых из бюджета ФОМС бюджетам ТФОМС. Сделан вывод о целесообразности оценки эффективности деятельности комиссий по разработке территориальных программ ОМС, в функции которых входит распределение и перераспределение объемов медицинской помощи между медицинскими организациями.
Статья: Отчет о промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия "Аудит использования средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями в 2021 - 2023 годах"
(Изотова Г.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 1)Число медицинских организаций, участвующих в реализации территориальных программ ОМС за 2021 - 2022 годы, а также за 9 месяцев 2023 года, сокращается (с 9 200 единиц в 2021 году до 8 921 единицы по состоянию на 1 октября 2023 года, или на 3,0%).
(Изотова Г.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 1)Число медицинских организаций, участвующих в реализации территориальных программ ОМС за 2021 - 2022 годы, а также за 9 месяцев 2023 года, сокращается (с 9 200 единиц в 2021 году до 8 921 единицы по состоянию на 1 октября 2023 года, или на 3,0%).
Статья: Передача медицинского оборудования, приобретенного за счет средств ОМС
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 5)Согласно акту в нарушение п. 192 Правил ОМС <1>, территориальной программы ОМС, действовавшей в проверяемый период, за счет средств ОМС была произведена выплата заработной платы врачу по медико-социальной экспертизе, должностные обязанности которого не связаны с оказанием медицинской помощи по ОМС, на общую сумму 2 404 600,57 руб., в том числе за период с октября по декабрь 2022 года - 274 905,66 руб., за 2023 год - 1 465 852,96 руб., за период с января по июнь 2024 года - 663 841,95 руб.
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 5)Согласно акту в нарушение п. 192 Правил ОМС <1>, территориальной программы ОМС, действовавшей в проверяемый период, за счет средств ОМС была произведена выплата заработной платы врачу по медико-социальной экспертизе, должностные обязанности которого не связаны с оказанием медицинской помощи по ОМС, на общую сумму 2 404 600,57 руб., в том числе за период с октября по декабрь 2022 года - 274 905,66 руб., за 2023 год - 1 465 852,96 руб., за период с января по июнь 2024 года - 663 841,95 руб.
Статья: Комментарий к Приказу Минздрава России от 10.03.2023 N 99н "Об утверждении Разъяснений по применению Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования"
(Чернов С.А.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 5)Напомним, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 2568 с 1 января 2023 года медицинским работникам (за исключением руководителей организаций, их заместителей, а также внутренних и внешних совместителей) медорганизаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы ОМС либо территориальных программ ОМС, и медорганизаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, установлена специальная социальная выплата.
(Чернов С.А.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 5)Напомним, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 2568 с 1 января 2023 года медицинским работникам (за исключением руководителей организаций, их заместителей, а также внутренних и внешних совместителей) медорганизаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы ОМС либо территориальных программ ОМС, и медорганизаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, установлена специальная социальная выплата.
Статья: С 2023 года введены новые социальные выплаты для медработников
(Валова С.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568 (далее - Постановление N 2568) с 01.01.2023 установлена ежемесячная специальная социальная выплата отдельным категориям медицинских работников медучреждений, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе ОМС либо территориальных программах ОМС. О новой выплате расскажем в статье.
(Валова С.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568 (далее - Постановление N 2568) с 01.01.2023 установлена ежемесячная специальная социальная выплата отдельным категориям медицинских работников медучреждений, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе ОМС либо территориальных программах ОМС. О новой выплате расскажем в статье.
Статья: Особенности осуществления медицинской деятельности в новых регионах РФ
(Подкопаев М.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" медицинская организация включается в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальным программам ОМС, на основании уведомления <5>, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере ОМС.
(Подкопаев М.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" медицинская организация включается в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальным программам ОМС, на основании уведомления <5>, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере ОМС.
Статья: Проведение КСП проверки годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС
(Иванова А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 3)а) исполнение территориальной программы ОМС на очередной финансовый год и плановый период;
(Иванова А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 3)а) исполнение территориальной программы ОМС на очередной финансовый год и плановый период;