Тепловые сети линейный объект
Подборка наиболее важных документов по запросу Тепловые сети линейный объект (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Тепловые сети и блочно-модульная котельная как объекты движимого (недвижимого) имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Однако само по себе указанное правило не распространяется на внешние сети, которые с учетом их назначения могут являться самостоятельными линейными объектами недвижимости. Участок теплосети, несмотря на то что он подключен к зданию, автоматически не может быть признан его принадлежностью..."
(КонсультантПлюс, 2025)Однако само по себе указанное правило не распространяется на внешние сети, которые с учетом их назначения могут являться самостоятельными линейными объектами недвижимости. Участок теплосети, несмотря на то что он подключен к зданию, автоматически не может быть признан его принадлежностью..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 78 "Использование земель сельскохозяйственного назначения" ЗК РФ"По смыслу статей 23, 78, 89 и 90 Земельного кодекса Российской Федерации прохождение линейного объекта (в данном случае тепловых сетей) под поверхностью земельного участка исключает необходимость одновременного перехода прав на земельные участки при переходе прав на объект недвижимости, расположенный под ними, а лишь налагает на данные участки определенный специальный режим пользования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Совокупный залог. Часть II: раздробление заложенного имущества
(Зикун И.И.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 4)2. Линейные объекты (линии электропередачи <154>, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения) <155>, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения; водопроводные сети <156>, контактная троллейбусная сеть <157>, тепловые сети <158>). Линейный объект (теплотрасса) и снабжаемый объект образуют друг с другом единый имущественный комплекс <159>. Проблема возникает, когда речь идет не о самом линейном объекте, а о вещах, которые функционально предназначены для обслуживания линейного объекта (опоры под ЛЭП <160>, щебень и асфальтовое покрытие <161>, высокочастотный заградитель <162>). Однако, например, осветительные приборы и опоры не образуют единое целое, поскольку опоры могут быть использованы самостоятельно <163> (иная позиция <164>). Но опоры под газопроводом образуют с ним единое целое, поскольку самостоятельного назначения не имеют <165>.
(Зикун И.И.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 4)2. Линейные объекты (линии электропередачи <154>, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения) <155>, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения; водопроводные сети <156>, контактная троллейбусная сеть <157>, тепловые сети <158>). Линейный объект (теплотрасса) и снабжаемый объект образуют друг с другом единый имущественный комплекс <159>. Проблема возникает, когда речь идет не о самом линейном объекте, а о вещах, которые функционально предназначены для обслуживания линейного объекта (опоры под ЛЭП <160>, щебень и асфальтовое покрытие <161>, высокочастотный заградитель <162>). Однако, например, осветительные приборы и опоры не образуют единое целое, поскольку опоры могут быть использованы самостоятельно <163> (иная позиция <164>). Но опоры под газопроводом образуют с ним единое целое, поскольку самостоятельного назначения не имеют <165>.
Статья: Раздел как способ создания объектов коммерческой недвижимости и приобретения на них права собственности
(Рахвалова Д.О.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)Фактическая неделимость означает физическую невозможность раздела без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения. Полагаем, что именно в силу конструктивных особенностей раздел неприменим к "недвижимости по закону" (водные, морские, воздушные суда). В отдельных случаях требуется наличие специальных условий, например при разделе линейных объектов тепловой сети <12>.
(Рахвалова Д.О.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)Фактическая неделимость означает физическую невозможность раздела без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения. Полагаем, что именно в силу конструктивных особенностей раздел неприменим к "недвижимости по закону" (водные, морские, воздушные суда). В отдельных случаях требуется наличие специальных условий, например при разделе линейных объектов тепловой сети <12>.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения);
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения);
Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1082
(ред. от 20.03.2025)
"Вопросы Министерства обороны Российской Федерации"71.2) принимает решения об установлении публичного сервитута для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами военной и социальной инфраструктур, строительство (реконструкцию) которых организует Минобороны России;
(ред. от 20.03.2025)
"Вопросы Министерства обороны Российской Федерации"71.2) принимает решения об установлении публичного сервитута для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами военной и социальной инфраструктур, строительство (реконструкцию) которых организует Минобороны России;
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)- строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей;
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)- строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей;
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Как правовой пробел можно охарактеризовать ситуацию, связанную с регулированием оснований возникновения прав на использование чужих земельных участков, на которых размещены подземные и надземные части линейных объектов. Данный пробел частично восполняется положениями подзаконных нормативных актов об охранных зонах, но, как уже упоминалось, эти акты не соответствуют ЗК РФ и ГК РФ. Интересный подход к регулированию исследуемых отношений землепользования применен в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2019 г. N 09АП-70628/18; при рассмотрении спора установлено, что собственник земельного участка чинил препятствия и не позволял соответствующим инженерным службам осуществить доступ на участок, который требовался для проведения ремонтных работ тепловой сети. По мнению суда, в данном случае надлежит руководствоваться нормами ст. 304, 305 ГК РФ, в силу которых собственник линейного объекта (тепловой сети) вправе защищать свое право владеть и пользоваться объектом, а также требовать устранения любых нарушений данных прав, в том числе и когда эти нарушения не соединены с лишением владения.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Как правовой пробел можно охарактеризовать ситуацию, связанную с регулированием оснований возникновения прав на использование чужих земельных участков, на которых размещены подземные и надземные части линейных объектов. Данный пробел частично восполняется положениями подзаконных нормативных актов об охранных зонах, но, как уже упоминалось, эти акты не соответствуют ЗК РФ и ГК РФ. Интересный подход к регулированию исследуемых отношений землепользования применен в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2019 г. N 09АП-70628/18; при рассмотрении спора установлено, что собственник земельного участка чинил препятствия и не позволял соответствующим инженерным службам осуществить доступ на участок, который требовался для проведения ремонтных работ тепловой сети. По мнению суда, в данном случае надлежит руководствоваться нормами ст. 304, 305 ГК РФ, в силу которых собственник линейного объекта (тепловой сети) вправе защищать свое право владеть и пользоваться объектом, а также требовать устранения любых нарушений данных прав, в том числе и когда эти нарушения не соединены с лишением владения.
Статья: Приобретение муниципалитетами и эксплуатирующими организациями права собственности на бесхозяйные линейные объекты
(Судариков К.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)В другом деле суд отказал в удовлетворении иска единой теплоснабжающей организации о признании права собственности на участок тепловой сети, сославшись на то, что спорный линейный объект был поставлен на учет по заявлению муниципального органа власти и что этот орган уже обратился с заявлением о признании права собственности на него (см. [17]). Однако из текста решения следует, что теплоснабжающая организация обратилась с исковыми требованиями 30 марта 2022 года, тогда как муниципальный орган подал иск только 4 мая 2022 года. Также суд сослался на то, что право теплоснабжающей организации на обращение с заявлением о постановке на учет бесхозяйного линейного объекта возникло с момента вступления в силу Закона N 430-ФЗ, то есть с 21 декабря 2021 года, и что истец этим правом не воспользовался. Неясно, как истец мог реализовать это право, если спорный объект уже был поставлен на учет по заявлению муниципального органа 20 декабря 2021 года, то есть до введения в действие пункта 5 статьи 225 ГК РФ. Еще один аргумент суда кассационной инстанции заключается в том, что удовлетворение заявленных теплоснабжающей организацией требований привело бы к конкуренции прав, что не является целью введения пункта 5 статьи 225 ГК РФ. Подобная конкуренция может возникнуть лишь тогда, когда обращение муниципального органа с заявлением о постановке бесхозяйного линейного объекта на учет рассматривается в качестве юридически необходимого условия для предъявления иска о признании права собственности. Однако такое понимание напрямую не следует из положений статьи 225 ГК РФ. Более того, при таком толковании может возникнуть ситуация, когда муниципальный орган подал заявление о постановке линейного объекта на учет в качестве бесхозяйного, но на протяжении неограниченно долгого времени не обращается в суд с иском о признании права собственности, а юридические лица, эксплуатирующие такие объекты, не могут реализовать право на приобретение их в собственность.
(Судариков К.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)В другом деле суд отказал в удовлетворении иска единой теплоснабжающей организации о признании права собственности на участок тепловой сети, сославшись на то, что спорный линейный объект был поставлен на учет по заявлению муниципального органа власти и что этот орган уже обратился с заявлением о признании права собственности на него (см. [17]). Однако из текста решения следует, что теплоснабжающая организация обратилась с исковыми требованиями 30 марта 2022 года, тогда как муниципальный орган подал иск только 4 мая 2022 года. Также суд сослался на то, что право теплоснабжающей организации на обращение с заявлением о постановке на учет бесхозяйного линейного объекта возникло с момента вступления в силу Закона N 430-ФЗ, то есть с 21 декабря 2021 года, и что истец этим правом не воспользовался. Неясно, как истец мог реализовать это право, если спорный объект уже был поставлен на учет по заявлению муниципального органа 20 декабря 2021 года, то есть до введения в действие пункта 5 статьи 225 ГК РФ. Еще один аргумент суда кассационной инстанции заключается в том, что удовлетворение заявленных теплоснабжающей организацией требований привело бы к конкуренции прав, что не является целью введения пункта 5 статьи 225 ГК РФ. Подобная конкуренция может возникнуть лишь тогда, когда обращение муниципального органа с заявлением о постановке бесхозяйного линейного объекта на учет рассматривается в качестве юридически необходимого условия для предъявления иска о признании права собственности. Однако такое понимание напрямую не следует из положений статьи 225 ГК РФ. Более того, при таком толковании может возникнуть ситуация, когда муниципальный орган подал заявление о постановке линейного объекта на учет в качестве бесхозяйного, но на протяжении неограниченно долгого времени не обращается в суд с иском о признании права собственности, а юридические лица, эксплуатирующие такие объекты, не могут реализовать право на приобретение их в собственность.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее - инженерные сооружения) (на срок от 10 до 49 лет);
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее - инженерные сооружения) (на срок от 10 до 49 лет);
Статья: Строительство линейных объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 1, 6 ст. 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается в т.ч. для использования земельных участков и (или) земель в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд; а также в целях реконструкции, капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 1, 6 ст. 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается в т.ч. для использования земельных участков и (или) земель в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд; а также в целях реконструкции, капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами.
Ситуация: Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также земельный участок может быть при определенных условиях обременен сервитутом, в частности, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, реконструкции, капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами (пп. 8 п. 4 ст. 23, пп. 1, 6 ст. 39.37 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также земельный участок может быть при определенных условиях обременен сервитутом, в частности, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, реконструкции, капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами (пп. 8 п. 4 ст. 23, пп. 1, 6 ст. 39.37 ЗК РФ).