Текущий ремонт зданий и сооружений
Подборка наиболее важных документов по запросу Текущий ремонт зданий и сооружений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды при обращении с отходами, в том числе строительными
(КонсультантПлюс, 2025)...к понятию строительных отходов отнесены отходы от капитального и простого (текущего) ремонта зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций.
(КонсультантПлюс, 2025)...к понятию строительных отходов отнесены отходы от капитального и простого (текущего) ремонта зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 55.24 "Требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений" Градостроительного кодекса РФ"Из положений частей 6, 7, 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170
(с изм. от 22.06.2022)
"Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176)Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
(с изм. от 22.06.2022)
"Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176)Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
<Письмо> Минстроя России от 27.02.2018 N 7026-АС/08
<Об определении видов ремонта>Из ч. 8 указанной статьи следует, что техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
<Об определении видов ремонта>Из ч. 8 указанной статьи следует, что техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Готовое решение: Чем капитальный и текущий ремонт основных средств отличается от их модернизации и реконструкции для целей налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Текущий ремонт обычно проводится с периодичностью менее года для поддержания ОС в рабочем состоянии. Это, как правило, устранение мелких неисправностей ОС или проведение профилактических работ с целью его защиты от преждевременного износа. Для зданий, сооружений работы по текущему ремонту не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности (Письма Минстроя России от 20.12.2024 N 76955-СМ/08, от 27.02.2018 N 7026-АС/08, п. 16 Письма Госкомстата России от 09.04.2001 N МС-1-23/1480).
(КонсультантПлюс, 2025)Текущий ремонт обычно проводится с периодичностью менее года для поддержания ОС в рабочем состоянии. Это, как правило, устранение мелких неисправностей ОС или проведение профилактических работ с целью его защиты от преждевременного износа. Для зданий, сооружений работы по текущему ремонту не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности (Письма Минстроя России от 20.12.2024 N 76955-СМ/08, от 27.02.2018 N 7026-АС/08, п. 16 Письма Госкомстата России от 09.04.2001 N МС-1-23/1480).
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (декабрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с позицией 15 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по текущему ремонту зданий, сооружений установлено дополнительное требование, а именно наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с позицией 15 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по текущему ремонту зданий, сооружений установлено дополнительное требование, а именно наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ноябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Установление заказчиком дополнительного требования к участникам закупки на работы по текущему ремонту зданий, сооружений при осуществлении закупки на выполнение работ, не относящихся к текущему ремонту, противоречит Постановлению N 2571 и влечет неправомерное ограничение числа участников закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Установление заказчиком дополнительного требования к участникам закупки на работы по текущему ремонту зданий, сооружений при осуществлении закупки на выполнение работ, не относящихся к текущему ремонту, противоречит Постановлению N 2571 и влечет неправомерное ограничение числа участников закупки.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (июнь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)При этом подпунктом "б" пункта 33 Положения установлено, что при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 Положения.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)При этом подпунктом "б" пункта 33 Положения установлено, что при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 Положения.
Статья: Объекты самовольного строительства: взгляд со стороны контрольно-надзорных органов
(Чеготова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Отдельного внимания для классификации работ заслуживает Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2120, изданное в соответствии с частью 8.1 статьи 55.24 ГрК РФ, утвердившее Перечень элементов строительных конструкций зданий, сооружений (за исключением элементов несущих строительных конструкций), элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения, замена и (или) восстановление которых может осуществляться при проведении текущего ремонта зданий, сооружений в случае ухудшения или утраты технических характеристик, эстетических и (или) эксплуатационных свойств (далее - Перечень).
(Чеготова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Отдельного внимания для классификации работ заслуживает Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2120, изданное в соответствии с частью 8.1 статьи 55.24 ГрК РФ, утвердившее Перечень элементов строительных конструкций зданий, сооружений (за исключением элементов несущих строительных конструкций), элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения, замена и (или) восстановление которых может осуществляться при проведении текущего ремонта зданий, сооружений в случае ухудшения или утраты технических характеристик, эстетических и (или) эксплуатационных свойств (далее - Перечень).
Статья: Проблемы назначения и производства судебных экспертиз в отношении результатов исполнения государственных контрактов
(Шамаев Г.П.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 3)Во-первых, исследование предмета закупки может быть затруднено в связи с его особыми свойствами. Например, предметом закупки по одному из государственных контрактов являлась уборка снега на территории объектов заказчика, соответственно, пост-фактум проверить объемы и качество выполнения данных работ возможно только документально. Невозможность последующей проверки фактически выполненных объемов и качества работ присуща многим видам услуг, которые оказываются при исполнении государственных контрактов, в частности обслуживанию и поддержке информационных систем и иных объектов, текущему ремонту зданий и сооружений и т.п. Иногда на момент судебного разбирательства и производства судебной экспертизы проходит несколько лет после осуществления закупки, и единственным источником информации о процессе оказания таких услуг является документация, достоверность которой может быть сомнительна.
(Шамаев Г.П.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 3)Во-первых, исследование предмета закупки может быть затруднено в связи с его особыми свойствами. Например, предметом закупки по одному из государственных контрактов являлась уборка снега на территории объектов заказчика, соответственно, пост-фактум проверить объемы и качество выполнения данных работ возможно только документально. Невозможность последующей проверки фактически выполненных объемов и качества работ присуща многим видам услуг, которые оказываются при исполнении государственных контрактов, в частности обслуживанию и поддержке информационных систем и иных объектов, текущему ремонту зданий и сооружений и т.п. Иногда на момент судебного разбирательства и производства судебной экспертизы проходит несколько лет после осуществления закупки, и единственным источником информации о процессе оказания таких услуг является документация, достоверность которой может быть сомнительна.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6. В ч. 6 комментируемой статьи говорится о необходимости обеспечивать техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений для того, чтобы обеспечить безопасность зданий, сооружений в процессе их эксплуатации. Таким образом, техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации. Согласно Письму Минфина России от 14.01.2004 N 16-00-14/10 определять виды ремонта (текущий или капитальный) и различия между ними обязаны технические службы учреждения путем разработки в рамках системы планово-предупредительных ремонтов соответствующих нормативных документов. Как правило, к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными. При его осуществлении следует учитывать Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6. В ч. 6 комментируемой статьи говорится о необходимости обеспечивать техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений для того, чтобы обеспечить безопасность зданий, сооружений в процессе их эксплуатации. Таким образом, техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации. Согласно Письму Минфина России от 14.01.2004 N 16-00-14/10 определять виды ремонта (текущий или капитальный) и различия между ними обязаны технические службы учреждения путем разработки в рамках системы планово-предупредительных ремонтов соответствующих нормативных документов. Как правило, к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными. При его осуществлении следует учитывать Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (февраль 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В ФАС России поступила жалоба ООО (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений, оборудования, инвентаря (извещение N 1452/ОКЭ-СЕВ/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) (далее - Конкурс, Жалоба).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В ФАС России поступила жалоба ООО (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений, оборудования, инвентаря (извещение N 1452/ОКЭ-СЕВ/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) (далее - Конкурс, Жалоба).
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (май 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ОАО (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договоров на оказание услуг по комплексному обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений, оборудования, инвентаря (далее - Конкурс).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ОАО (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договоров на оказание услуг по комплексному обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений, оборудования, инвентаря (далее - Конкурс).
Статья: О рассмотрении заявок участников закупки на предмет соответствия дополнительным требованиям
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 7)<20> Предметом контракта/договора может быть при этом не только текущий ремонт зданий/сооружений, но и капитальный ремонт объекта капитального строительства.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 7)<20> Предметом контракта/договора может быть при этом не только текущий ремонт зданий/сооружений, но и капитальный ремонт объекта капитального строительства.