Сверх объемы омс
Подборка наиболее важных документов по запросу Сверх объемы омс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 40 "Организация контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи" Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
(Арбитражный суд Уральского округа)Суд округа отказал в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что объем предоставления медицинской помощи является условием договора и не может быть изменен в одностороннем порядке; счета и реестры счетов на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, должны предъявляться медицинской организацией к оплате в пределах установленных ей в надлежащем порядке объемов предоставления медицинской помощи. Порядок действий медицинской организации при превышении объема предоставления медицинской помощи регламентирован законодательством об обязательном медицинском страховании и предполагает наличие соответствующего решения комиссии; доказательств принятия комиссией решения о перераспределении объемов случаев сверхплановой госпитализации не имеется.
(Арбитражный суд Уральского округа)Суд округа отказал в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что объем предоставления медицинской помощи является условием договора и не может быть изменен в одностороннем порядке; счета и реестры счетов на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, должны предъявляться медицинской организацией к оплате в пределах установленных ей в надлежащем порядке объемов предоставления медицинской помощи. Порядок действий медицинской организации при превышении объема предоставления медицинской помощи регламентирован законодательством об обязательном медицинском страховании и предполагает наличие соответствующего решения комиссии; доказательств принятия комиссией решения о перераспределении объемов случаев сверхплановой госпитализации не имеется.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 36 "Территориальная программа обязательного медицинского страхования" Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации""В отсутствие возможности выделения дополнительных объемов, сверх установленных в территориальной программе ОМС, их перераспределение возможно только за счет сокращения для одной медицинской организации и передаче для выполнения другой."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)ООО "Добрый доктор" обратилось с иском к ЗАО СГ "Спасские ворота-М" о взыскании платы за оказанную медицинскую помощь по программе ОМС. В качестве третьего лица к участию в деле привлечен ТФОМС Алтайского края (далее - Фонд). Решением суда, оставленным без изменения апелляционной и кассационной инстанциями, иск удовлетворен. Доводы ответчика и Фонда о том, что, оказывая медицинскую помощь в рамках ОМС сверх объемов, установленных территориальной комиссией, истец в одностороннем порядке изменил условия договора (на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС), судами отклонены со ссылкой на правовые позиции Верховного Суда РФ, изложенные в Определениях от 20 марта 2019 г. N 307-ЭС18-18880, от 18 октября 2018 г. N 308-ЭС18-8218 <1>.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)ООО "Добрый доктор" обратилось с иском к ЗАО СГ "Спасские ворота-М" о взыскании платы за оказанную медицинскую помощь по программе ОМС. В качестве третьего лица к участию в деле привлечен ТФОМС Алтайского края (далее - Фонд). Решением суда, оставленным без изменения апелляционной и кассационной инстанциями, иск удовлетворен. Доводы ответчика и Фонда о том, что, оказывая медицинскую помощь в рамках ОМС сверх объемов, установленных территориальной комиссией, истец в одностороннем порядке изменил условия договора (на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС), судами отклонены со ссылкой на правовые позиции Верховного Суда РФ, изложенные в Определениях от 20 марта 2019 г. N 307-ЭС18-18880, от 18 октября 2018 г. N 308-ЭС18-8218 <1>.
Статья: Особенности обеспечения амбулаторной помощи в государственной системе здравоохранения Российской Федерации: правовой и управленческий аспекты
(Смышляев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)<9> Кадыров Ф.Н. Вопросы оплаты медицинской помощи, оказанной сверх установленных объемов предоставления медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования // Менеджер здравоохранения. 2019. N 3. С. 70 - 78.
(Смышляев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)<9> Кадыров Ф.Н. Вопросы оплаты медицинской помощи, оказанной сверх установленных объемов предоставления медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования // Менеджер здравоохранения. 2019. N 3. С. 70 - 78.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с применением законодательства об обязательном медицинском страховании"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)17. Медицинская организация может получить оплату за оказанные медицинские услуги сверх установленных объемов ее предоставления по ОМС в случае оказания таких услуг в экстренной форме.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)17. Медицинская организация может получить оплату за оказанные медицинские услуги сверх установленных объемов ее предоставления по ОМС в случае оказания таких услуг в экстренной форме.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)5.2. Установить, что остатки средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по состоянию на 1 января текущего финансового года (за исключением остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, остатков средств, являющихся источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, остатков бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение предоставления застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи), а также средства, поступающие в текущем году сверх поступлений, утвержденных федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на текущий финансовый год и плановый период, направляются в текущем финансовом году на основании решений Правительства Российской Федерации на обеспечение полномочий Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сфере обязательного медицинского страхования с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования с превышением общего объема расходов на текущий финансовый год, утвержденных федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на текущий финансовый год и плановый период, без внесения изменений в соответствующий федеральный закон.
(ред. от 31.07.2025)5.2. Установить, что остатки средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по состоянию на 1 января текущего финансового года (за исключением остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, остатков средств, являющихся источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, остатков бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение предоставления застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи), а также средства, поступающие в текущем году сверх поступлений, утвержденных федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на текущий финансовый год и плановый период, направляются в текущем финансовом году на основании решений Правительства Российской Федерации на обеспечение полномочий Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сфере обязательного медицинского страхования с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования с превышением общего объема расходов на текущий финансовый год, утвержденных федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на текущий финансовый год и плановый период, без внесения изменений в соответствующий федеральный закон.
Статья: О понятиях "медицинская помощь" и "медицинская услуга". Медицинское знание и медицинская практика как предпосылка для нормативного регулирования отношений медицинской помощи
(Тимофеев И.В.)
("Медицинское право", 2021, N 1)Следует также иметь в виду, что платные медицинские услуги могут быть оказаны по просьбе заказчика-пациента в большем объеме, чем стандарт медицинской помощи (ч. 4 ст. 84 Закона N 323-ФЗ) в системе ОМС. Вместе с тем превышение объема стандарта медицинской помощи в случаях оказания платных услуг одновременно повышает риск причинения вреда и здоровью пациента. Поэтому медицинские работники, оказывающие платные медицинские услуги в расширенном варианте и, соответственно, допускающие такой риск, должны предпринимать меры с целью его устранения либо снижения до допустимого уровня.
(Тимофеев И.В.)
("Медицинское право", 2021, N 1)Следует также иметь в виду, что платные медицинские услуги могут быть оказаны по просьбе заказчика-пациента в большем объеме, чем стандарт медицинской помощи (ч. 4 ст. 84 Закона N 323-ФЗ) в системе ОМС. Вместе с тем превышение объема стандарта медицинской помощи в случаях оказания платных услуг одновременно повышает риск причинения вреда и здоровью пациента. Поэтому медицинские работники, оказывающие платные медицинские услуги в расширенном варианте и, соответственно, допускающие такой риск, должны предпринимать меры с целью его устранения либо снижения до допустимого уровня.
Статья: Отдельные вопросы судебной практики, связанной с применением законодательства о страховании
(Михайловская Е.А., Малышева Д.Д.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)Правовой подход при рассмотрении таких споров был сформирован ВС РФ в пункте 28 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2018), утвержденного Президиумом ВС РФ 26 декабря 2018 года (далее - Обзор N 4 (2018)). Как разъяснено в названном пункте, при отсутствии доказательств того, что оказанные услуги не входят в программу ОМС, и при отсутствии фактов нарушения медицинской организацией требований, предъявляемых к предоставлению медицинской помощи, медицинские услуги, оказанные сверх объема, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС, должны признаваться подпадающими под страховое обеспечение по ОМС и подлежащими оплате в полном объеме в соответствии с установленными тарифами ОМС страховой медицинской организацией.
(Михайловская Е.А., Малышева Д.Д.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)Правовой подход при рассмотрении таких споров был сформирован ВС РФ в пункте 28 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2018), утвержденного Президиумом ВС РФ 26 декабря 2018 года (далее - Обзор N 4 (2018)). Как разъяснено в названном пункте, при отсутствии доказательств того, что оказанные услуги не входят в программу ОМС, и при отсутствии фактов нарушения медицинской организацией требований, предъявляемых к предоставлению медицинской помощи, медицинские услуги, оказанные сверх объема, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС, должны признаваться подпадающими под страховое обеспечение по ОМС и подлежащими оплате в полном объеме в соответствии с установленными тарифами ОМС страховой медицинской организацией.