Существенное нарушение договора 223-ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Существенное нарушение договора 223-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Признание недействительным договора в рамках Закона N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Вопреки доводам заявителя, допущенная техническая опечатка в документации (в части указания содержания кальция в 100 мл молока) не может свидетельствовать о нарушении заказчиком Закона N 223-ФЗ и не является существенным условием, влекущим недействительность заключенного и надлежаще исполненного договора, на результаты торгов не повлияла..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Вопреки доводам заявителя, допущенная техническая опечатка в документации (в части указания содержания кальция в 100 мл молока) не может свидетельствовать о нарушении заказчиком Закона N 223-ФЗ и не является существенным условием, влекущим недействительность заключенного и надлежаще исполненного договора, на результаты торгов не повлияла..."
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2024 N 18АП-10596/2024 по делу N А76-10535/2024
Требование: Об отмене определения о прекращении производства по делу.
Решение: Определение оставлено без изменения.Само заключение территориального органа ФАС России является документом внутриведомственного характера, не порождающим для субъектов непосредственно каких-либо прав и обязанностей, неблагоприятных последствий. Соответствующее заключение территориального органа ФАС России не является конечным актом процедуры проведения проверки по факту уклонения от заключения договора либо одностороннего расторжения договора заказчиком, указанным в части 2 статьи 5 Закона N 223-ФЗ, в связи с существенным нарушением условий договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Заключение территориального органа ФАС России не является безусловным основанием для включения соответствующих сведений в Реестр, следовательно, не относится к ненормативным правовым актам, в связи с чем в случае оспаривания заключения антимонопольного органа в арбитражном суде обжалованию подлежит соответствующий пункт приказа ФАС России.
Требование: Об отмене определения о прекращении производства по делу.
Решение: Определение оставлено без изменения.Само заключение территориального органа ФАС России является документом внутриведомственного характера, не порождающим для субъектов непосредственно каких-либо прав и обязанностей, неблагоприятных последствий. Соответствующее заключение территориального органа ФАС России не является конечным актом процедуры проведения проверки по факту уклонения от заключения договора либо одностороннего расторжения договора заказчиком, указанным в части 2 статьи 5 Закона N 223-ФЗ, в связи с существенным нарушением условий договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Заключение территориального органа ФАС России не является безусловным основанием для включения соответствующих сведений в Реестр, следовательно, не относится к ненормативным правовым актам, в связи с чем в случае оспаривания заключения антимонопольного органа в арбитражном суде обжалованию подлежит соответствующий пункт приказа ФАС России.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Все ли заказчики по Закону N 223-ФЗ в случае применения одностороннего отказа от исполнения договора по причине существенных нарушений, допущенных контрагентом, обязаны передавать сведения в антимонопольный орган для рассмотрения вопроса о включении в РНП?
("Вестник Института госзакупок", 2023, N 3)"Вестник Института госзакупок", 2023, N 3
("Вестник Института госзакупок", 2023, N 3)"Вестник Института госзакупок", 2023, N 3
Готовое решение: В каких случаях возможно расторжение договора, заключенного по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обращайтесь в суд, если отсутствуют основания для одностороннего внесудебного расторжения и вы заинтересованы в направлении сведений об участнике в РНП из-за существенных нарушений условий договора (ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Обращайтесь в суд, если отсутствуют основания для одностороннего внесудебного расторжения и вы заинтересованы в направлении сведений об участнике в РНП из-за существенных нарушений условий договора (ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)6. Включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)6. Включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Постановление Конституционного Суда РФ от 21.04.2020 N 19-П
"По делу о проверке конституционности статьи 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Горизонт"Схожим образом из реестра недобросовестных поставщиков сведения, в том числе о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным их нарушением, подлежат исключению по истечении двух лет со дня их внесения (части 2 и 5 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"). Кроме того, частью 9 статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" тоже специально предусмотрено, что внесенная в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информация, в частности о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, исключается по истечении двух лет с даты ее включения в реестр.
"По делу о проверке конституционности статьи 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Горизонт"Схожим образом из реестра недобросовестных поставщиков сведения, в том числе о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным их нарушением, подлежат исключению по истечении двух лет со дня их внесения (части 2 и 5 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"). Кроме того, частью 9 статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" тоже специально предусмотрено, что внесенная в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информация, в частности о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, исключается по истечении двух лет с даты ее включения в реестр.
Готовое решение: Можно ли заказчику по Закону N 223-ФЗ заключить рамочный договор
(КонсультантПлюс, 2025)При осуществлении закупки у единственного поставщика вы не обязаны соблюдать требования ч. 9 и 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ к содержанию документов закупки. Это позволяет вам на момент заключения рамочного договора не указывать такие существенные условия, как количество поставляемого товара, или точно описывать предмет закупки (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)При осуществлении закупки у единственного поставщика вы не обязаны соблюдать требования ч. 9 и 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ к содержанию документов закупки. Это позволяет вам на момент заключения рамочного договора не указывать такие существенные условия, как количество поставляемого товара, или точно описывать предмет закупки (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Вопрос: Вправе ли заказчик, против которого ввели санкции, в случае расторжения договора из-за существенных нарушений со стороны поставщика внести такого поставщика в РНП?
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 8)Ответ: В соответствии со вступившими в силу с 1 июля изменениями в ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ, внесенными Федеральным законом от 16.04.2022 N 104-ФЗ, заказчики, в отношении которых введены санкции, обязаны направлять для включения в РНП сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 8)Ответ: В соответствии со вступившими в силу с 1 июля изменениями в ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ, внесенными Федеральным законом от 16.04.2022 N 104-ФЗ, заказчики, в отношении которых введены санкции, обязаны направлять для включения в РНП сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.
Готовое решение: Как расторгнуть договор в одностороннем порядке при закупках по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В этом случае сведения в РНП направляет заказчик, в отношении которого введены политические или экономические санкции или ограничительные меры и который в одностороннем порядке расторг договор из-за того, что поставщик (подрядчик, исполнитель) существенно нарушил его условия (ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ, п. 4 Правил направления сведений в ФАС России, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211).
(КонсультантПлюс, 2025)В этом случае сведения в РНП направляет заказчик, в отношении которого введены политические или экономические санкции или ограничительные меры и который в одностороннем порядке расторг договор из-за того, что поставщик (подрядчик, исполнитель) существенно нарушил его условия (ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ, п. 4 Правил направления сведений в ФАС России, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211).
Ситуация: Как внести изменения в договор, заключенный по Закону N 223-ФЗ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В договоре, заключенном по результатам обязательных торгов, сторонами могут быть изменены условия по основаниям, установленным законом. Кроме того, в договоре займа (кредита), заключенном по итогам обязательных торгов, можно изменить размер процентов за пользование займом, если изменилась ключевая ставка Банка России (соразмерно такому изменению). Изменение условий договора по другим основаниям недопустимо, если оно повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах (п. 8 ст. 448 ГК РФ, п. 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В договоре, заключенном по результатам обязательных торгов, сторонами могут быть изменены условия по основаниям, установленным законом. Кроме того, в договоре займа (кредита), заключенном по итогам обязательных торгов, можно изменить размер процентов за пользование займом, если изменилась ключевая ставка Банка России (соразмерно такому изменению). Изменение условий договора по другим основаниям недопустимо, если оно повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах (п. 8 ст. 448 ГК РФ, п. 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).
Последние изменения: Реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо прочего, в РНП включаются сведения о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), договоры с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) его условий. Речь идет о заказчике, в отношении которого введены политические или экономические санкции и (или) меры ограничительного характера (ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо прочего, в РНП включаются сведения о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), договоры с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) его условий. Речь идет о заказчике, в отношении которого введены политические или экономические санкции и (или) меры ограничительного характера (ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ).
Статья: Правовые аспекты внесения изменений в договор о комплексном развитии территории, заключенный на торгах
(Косарева Н.Б., Игуменов Е.В., Сидоркин А.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Однако имеется и противоположная практика, например Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2021 года N 10АП-15318/2021 по делу N А41-31194/2021: "В то же время, обосновывая незаконность вынесенного решения, Истец ссылается на статью 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Истцом при этом игнорируется диспозитивность данного положения и тот факт, что спорный договор заключен во исполнение Федерального закона N 223-ФЗ и увеличение цены договора без пропорционального увеличения количества поставляемого товара являлось бы нарушением абз. 3 п. 8 ст. 448 ГК РФ, в соответствии с которым условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах. Как установлено в решении и не оспаривается Истцом, цена договора являлась единственным критерием оценки и сопоставления заявок на участие в запросе котировок. Таким образом, при комплексном анализе диспозиций п. 1 ст. 451 ГК РФ и абз. 3 п. 8 ст. 448 ГК РФ можно сделать вывод о том, что даже в случае, если бы изменение обстоятельств в рассматриваемой ситуации являлось существенным, оно бы не могло являться основанием для изменения или расторжения Договора".
(Косарева Н.Б., Игуменов Е.В., Сидоркин А.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Однако имеется и противоположная практика, например Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2021 года N 10АП-15318/2021 по делу N А41-31194/2021: "В то же время, обосновывая незаконность вынесенного решения, Истец ссылается на статью 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Истцом при этом игнорируется диспозитивность данного положения и тот факт, что спорный договор заключен во исполнение Федерального закона N 223-ФЗ и увеличение цены договора без пропорционального увеличения количества поставляемого товара являлось бы нарушением абз. 3 п. 8 ст. 448 ГК РФ, в соответствии с которым условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах. Как установлено в решении и не оспаривается Истцом, цена договора являлась единственным критерием оценки и сопоставления заявок на участие в запросе котировок. Таким образом, при комплексном анализе диспозиций п. 1 ст. 451 ГК РФ и абз. 3 п. 8 ст. 448 ГК РФ можно сделать вывод о том, что даже в случае, если бы изменение обстоятельств в рассматриваемой ситуации являлось существенным, оно бы не могло являться основанием для изменения или расторжения Договора".
Готовое решение: Что делать для включения участника в реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Договор расторгнут по решению суда из-за существенных нарушений поставщиком (подрядчиком, исполнителем) его условий (ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Договор расторгнут по решению суда из-за существенных нарушений поставщиком (подрядчиком, исполнителем) его условий (ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ).
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Поскольку подобных оснований одностороннего отказа от исполнения договора поставки явно недостаточно для ситуаций, связанных с утратой потребности в закупаемой продукции, то заказчик может задуматься о включении в договор права на немотивированный односторонний отказ от исполнения договора поставки при условии направления поставщику соответствующего уведомления. Данная практика наряду с расширением в договоре перечня случаев существенного нарушения поставщиком договора поставки по сравнению с ч. 2 ст. 523 ГК РФ нередко встречается в закупках по Закону 223-ФЗ, хотя и не всегда приветствуется судами при обжаловании поставщиками условий договоров.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Поскольку подобных оснований одностороннего отказа от исполнения договора поставки явно недостаточно для ситуаций, связанных с утратой потребности в закупаемой продукции, то заказчик может задуматься о включении в договор права на немотивированный односторонний отказ от исполнения договора поставки при условии направления поставщику соответствующего уведомления. Данная практика наряду с расширением в договоре перечня случаев существенного нарушения поставщиком договора поставки по сравнению с ч. 2 ст. 523 ГК РФ нередко встречается в закупках по Закону 223-ФЗ, хотя и не всегда приветствуется судами при обжаловании поставщиками условий договоров.
Готовое решение: Как изменить договор, заключенный по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если контрагент не согласен на изменение договора и вы не достигли соглашения, то изменить договор можно в суде, но только в следующих случаях:
(КонсультантПлюс, 2025)Если контрагент не согласен на изменение договора и вы не достигли соглашения, то изменить договор можно в суде, но только в следующих случаях:
Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При этом сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда из-за существенного нарушения ими условий договоров, надо направлять в антимонопольный орган для включения в РНП в соответствии с Законом N 223-ФЗ;
(КонсультантПлюс, 2025)При этом сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда из-за существенного нарушения ими условий договоров, надо направлять в антимонопольный орган для включения в РНП в соответствии с Законом N 223-ФЗ;