Субсидиарная ответственность собственника
Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидиарная ответственность собственника (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 200 ГК РФ "Начало течения срока исковой давности"1.3.1. Срок исковой давности по требованиям о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества должника, находящегося в процессе банкротства, начинает течь не ранее даты завершения реализации этого имущества и окончательного формирования конкурсной массы (позиция ВС РФ, ВАС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 395 ГК РФ "Ответственность за неисполнение денежного обязательства"1.2.2.5. При начислении процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму, взысканную в рамках субсидиарной ответственности с собственника имущества несостоятельного предприятия, применяется тот же подход, что и при начислении процентов на сумму возмещения вреда с учетом особенностей, предусмотренных бюджетным законодательством (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Когда учредителя могут привлечь к субсидиарной ответственности по обязательствам юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)3. Когда собственник имущества унитарного предприятия несет субсидиарную ответственность
(КонсультантПлюс, 2025)3. Когда собственник имущества унитарного предприятия несет субсидиарную ответственность
Статья: Мнимый собственник: вопросы правовой квалификации
(Кантор Н.Е.)
("Закон", 2024, N 2)Деликтная (субсидиарная) ответственность
(Кантор Н.Е.)
("Закон", 2024, N 2)Деликтная (субсидиарная) ответственность
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)2. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)2. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)В связи с тем что взаимоотношения собственников соседствующих квартир гораздо более интенсивны, чем взаимоотношения обычных участников общей собственности, появляется необходимость создания ими специального "сообщества собственников жилья" (очередным видом неправосубъектной "правовой общности" - Rechtsgemeinschaft). Такое сообщество не признается юридическим лицом, но имеет некоторую ограниченную правоспособность и даже имущественную обособленность, а участие в нем является обязательным для всех собственников квартир. По обязательствам такого сообщества (например, по заключенным им договорам по обслуживанию и ремонту общего имущества) возможна субсидиарная ответственность собственников квартир, пропорциональная их долям в праве на общее имущество. Вместе с тем общее собрание собственников квартир принимает "общий распорядок" (Gemeinschaftsordnung), определяющий основные правила пользования как квартирами, так и общим имуществом дома, который заносится в земельную книгу, становясь обязательным для возможных правопреемников собственников жилья. Жилищным законом предусмотрена возможность исключения собственника жилья из сообщества в судебном порядке при грубом нарушении лежащих на нем обязанностей или при наличии иных серьезных оснований.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)В связи с тем что взаимоотношения собственников соседствующих квартир гораздо более интенсивны, чем взаимоотношения обычных участников общей собственности, появляется необходимость создания ими специального "сообщества собственников жилья" (очередным видом неправосубъектной "правовой общности" - Rechtsgemeinschaft). Такое сообщество не признается юридическим лицом, но имеет некоторую ограниченную правоспособность и даже имущественную обособленность, а участие в нем является обязательным для всех собственников квартир. По обязательствам такого сообщества (например, по заключенным им договорам по обслуживанию и ремонту общего имущества) возможна субсидиарная ответственность собственников квартир, пропорциональная их долям в праве на общее имущество. Вместе с тем общее собрание собственников квартир принимает "общий распорядок" (Gemeinschaftsordnung), определяющий основные правила пользования как квартирами, так и общим имуществом дома, который заносится в земельную книгу, становясь обязательным для возможных правопреемников собственников жилья. Жилищным законом предусмотрена возможность исключения собственника жилья из сообщества в судебном порядке при грубом нарушении лежащих на нем обязанностей или при наличии иных серьезных оснований.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)б) влечет субсидиарную ответственность собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника, руководителя должника и председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), совершивших нарушение, за неудовлетворенные требования кредиторов.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)б) влечет субсидиарную ответственность собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника, руководителя должника и председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), совершивших нарушение, за неудовлетворенные требования кредиторов.
Готовое решение: В каких случаях можно привлечь к субсидиарной ответственности и как это сделать
(КонсультантПлюс, 2025)субсидиарная ответственность собственника при недостаточности денег у самого учреждения предусмотрена только для казенных учреждений. Собственники бюджетных и автономных учреждений отвечают при недостаточности имущества учреждения, на которое можно обратить взыскание, в двух случаях: за вред, причиненный гражданам, а также по обязательствам учреждения, вытекающим из публичного договора, в случае ликвидации учреждения (п. п. 4 - 6 ст. 123.22 ГК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)субсидиарная ответственность собственника при недостаточности денег у самого учреждения предусмотрена только для казенных учреждений. Собственники бюджетных и автономных учреждений отвечают при недостаточности имущества учреждения, на которое можно обратить взыскание, в двух случаях: за вред, причиненный гражданам, а также по обязательствам учреждения, вытекающим из публичного договора, в случае ликвидации учреждения (п. п. 4 - 6 ст. 123.22 ГК РФ);
Статья: Привлечение Российской Федерации к субсидиарной ответственности по делам о банкротстве федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным участием: вопросы теории и практики
(Попов М.С., Ли А.А.)
("Юрист", 2022, N 1)Конституционный Суд Российской Федерации указал на необходимость распространения сферы субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированных бюджетных учреждений на обязательства, вытекающие из публичного договора.
(Попов М.С., Ли А.А.)
("Юрист", 2022, N 1)Конституционный Суд Российской Федерации указал на необходимость распространения сферы субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированных бюджетных учреждений на обязательства, вытекающие из публичного договора.
Статья: Гражданская правосубъектность учреждений, являющихся органами публичной власти: дуалистический анализ
(Дондоков Ж.Д.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)Отсутствие у исследуемых юридических лиц права собственности на имущество влечет закономерный вывод о невозможности несения ими самостоятельной ответственности по своим обязательствам, что обусловлено сохранением субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения. Это, в свою очередь, определяет тройственную правовую связь в отношениях по обязательствам учреждения, состоящую из учредителя - собственника имущества, учреждения - должника в обязательстве и кредитора; при этом первые два субъекта выступают на одной стороне обязательства как некоторое единое системное образование.
(Дондоков Ж.Д.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)Отсутствие у исследуемых юридических лиц права собственности на имущество влечет закономерный вывод о невозможности несения ими самостоятельной ответственности по своим обязательствам, что обусловлено сохранением субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения. Это, в свою очередь, определяет тройственную правовую связь в отношениях по обязательствам учреждения, состоящую из учредителя - собственника имущества, учреждения - должника в обязательстве и кредитора; при этом первые два субъекта выступают на одной стороне обязательства как некоторое единое системное образование.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за июнь 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)На Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам казенного унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления. При недостаточности имущества казенного предприятия субсидиарная ответственность собственника наступает независимо от несостоятельности (банкротства) казенного предприятия.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)На Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам казенного унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления. При недостаточности имущества казенного предприятия субсидиарная ответственность собственника наступает независимо от несостоятельности (банкротства) казенного предприятия.
Статья: Субсидиарная ответственность и как минимизировать риск привлечения к ней
(Воложанина О.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)Ключевые слова: заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, привлечение к субсидиарной ответственности фактических собственников, привлечение к субсидиарной ответственности фактических выгодоприобретателей, признаки фактического контроля над должником.
(Воложанина О.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)Ключевые слова: заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, привлечение к субсидиарной ответственности фактических собственников, привлечение к субсидиарной ответственности фактических выгодоприобретателей, признаки фактического контроля над должником.
Статья: Возражения против иска о понуждении к заключению договора
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 5)Кроме того, лицо, обязанное к заключению публичного договора с муниципальным бюджетным учреждением, включая договор теплоснабжения, имеет возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) такого учреждения. При этом если в 2020 г. КС РФ вывел соответствующее правило для случаев ликвидации муниципального бюджетного учреждения <38>, то в 2023 г. ВС РФ указал, что субсидиарная ответственность собственника имущества не зависит от того, находится учреждение в стадии ликвидации или нет <39>. Так, ВС РФ указал, что "нарушение баланса прав и законных интересов возникает не в связи с ликвидацией учреждения, а в силу обязанности кредитора бюджетного учреждения на основании положений ст. 426 ГК РФ вступить в правоотношения по поставке ресурса с лицом, исполнение которым встречной обязанности по оплате этого ресурса в случае финансовых затруднений не обеспечено эффективным инструментарием защиты прав поставщика, в том числе возможностью взыскания задолженности с собственника имущества учреждения".
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 5)Кроме того, лицо, обязанное к заключению публичного договора с муниципальным бюджетным учреждением, включая договор теплоснабжения, имеет возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) такого учреждения. При этом если в 2020 г. КС РФ вывел соответствующее правило для случаев ликвидации муниципального бюджетного учреждения <38>, то в 2023 г. ВС РФ указал, что субсидиарная ответственность собственника имущества не зависит от того, находится учреждение в стадии ликвидации или нет <39>. Так, ВС РФ указал, что "нарушение баланса прав и законных интересов возникает не в связи с ликвидацией учреждения, а в силу обязанности кредитора бюджетного учреждения на основании положений ст. 426 ГК РФ вступить в правоотношения по поставке ресурса с лицом, исполнение которым встречной обязанности по оплате этого ресурса в случае финансовых затруднений не обеспечено эффективным инструментарием защиты прав поставщика, в том числе возможностью взыскания задолженности с собственника имущества учреждения".
Статья: О привлечении главного бухгалтера к субсидиарной ответственности
(Петренко Д.Н.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 1)Наравне с собственниками компании, к субсидиарной ответственности может быть привлечен ее главный бухгалтер (в том числе бывший). При каких обстоятельствах главный бухгалтер привлекается к ответственности (в том числе даже при отсутствии статуса контролирующего лица должника), мы расскажем в данном материале, апеллируя к судебной практике.
(Петренко Д.Н.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 1)Наравне с собственниками компании, к субсидиарной ответственности может быть привлечен ее главный бухгалтер (в том числе бывший). При каких обстоятельствах главный бухгалтер привлекается к ответственности (в том числе даже при отсутствии статуса контролирующего лица должника), мы расскажем в данном материале, апеллируя к судебной практике.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Кроме того, в связи с выявленной тенденцией использования государством в целях исполнения публичных полномочий формы публично-правовой компании и ухода от выбора для этих целей формы учреждения необходимо отметить применительно к учреждениям мнение, выраженное Конституционным Судом РФ, изложенное в Постановлении от 12.05.2020 N 23-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго" <275>. Конституционный Суд РФ, дав оценку содержанию п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, признал не соответствующим Конституции РФ исключение возможности привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам в случае недостаточности денежных средств этого бюджетного учреждения. В таких условиях реорганизация нерентабельных учреждений в публично-правовую компанию, а не их ликвидация дает возможность учредителю избежать субсидиарной ответственности по долгам такого учреждения. В случае ликвидации публично-правовой компании указанный подход Конституционного Суда РФ уже не будет применим. Однако решение о ликвидации компании может быть принято учредителем без учета имеющихся требований кредиторов к компании. Пунктом 7 ст. 21 Закона о ППК предусмотрено, что в случае отсутствия у компании денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществляется продажа имущества компании с торгов. При этом случай недостаточности имущества компании для удовлетворения требований кредиторов Законом о ППК никак не урегулирован. По общему правилу при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (п. 4 ст. 63 ГК РФ). Однако публично-правовая компания не может быть признана банкротом.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Кроме того, в связи с выявленной тенденцией использования государством в целях исполнения публичных полномочий формы публично-правовой компании и ухода от выбора для этих целей формы учреждения необходимо отметить применительно к учреждениям мнение, выраженное Конституционным Судом РФ, изложенное в Постановлении от 12.05.2020 N 23-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго" <275>. Конституционный Суд РФ, дав оценку содержанию п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, признал не соответствующим Конституции РФ исключение возможности привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам в случае недостаточности денежных средств этого бюджетного учреждения. В таких условиях реорганизация нерентабельных учреждений в публично-правовую компанию, а не их ликвидация дает возможность учредителю избежать субсидиарной ответственности по долгам такого учреждения. В случае ликвидации публично-правовой компании указанный подход Конституционного Суда РФ уже не будет применим. Однако решение о ликвидации компании может быть принято учредителем без учета имеющихся требований кредиторов к компании. Пунктом 7 ст. 21 Закона о ППК предусмотрено, что в случае отсутствия у компании денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществляется продажа имущества компании с торгов. При этом случай недостаточности имущества компании для удовлетворения требований кредиторов Законом о ППК никак не урегулирован. По общему правилу при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (п. 4 ст. 63 ГК РФ). Однако публично-правовая компания не может быть признана банкротом.