Субсидиарная ответственность казенного учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидиарная ответственность казенного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 123.22 "Государственное учреждение и муниципальное учреждение" ГК РФ"Из системного толкования статей 123.22 и 399 ГК РФ следует, что субсидиарная ответственность собственника имущества казенного учреждения является дополнительной к ответственности основного должника, наступает при недостаточности имущества у данного учреждения.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 123.21 "Основные положения об учреждениях" ГК РФПоскольку собственник имущества казенного учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения при недостаточности его имущества, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что необходимым при недостаточности/отсутствии денежных средств у ТУ Росимущества в Самарской области взыскание произвести в порядке субсидиарной ответственности с Росимущества."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каких случаях можно привлечь к субсидиарной ответственности и как это сделать
(КонсультантПлюс, 2025)2.2.1. Кто несет субсидиарную ответственность по долгам казенного учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)2.2.1. Кто несет субсидиарную ответственность по долгам казенного учреждения
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По искам о применении субсидиарной ответственности по долгам казенного учреждения надлежащим ответчиком является собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект РФ. При этом в суде от имени указанных публично-правовых образований выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета (п. 12.1 ст. 158 БК РФ).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По искам о применении субсидиарной ответственности по долгам казенного учреждения надлежащим ответчиком является собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект РФ. При этом в суде от имени указанных публично-правовых образований выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета (п. 12.1 ст. 158 БК РФ).
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11
(ред. от 29.06.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"в) по искам, предусматривающим взыскание средств в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам федерального казенного учреждения при их недостаточности, - главный распорядитель средств федерального бюджета и орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета как орган, осуществляющий организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 10 статьи 242.3 БК РФ),
(ред. от 29.06.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"в) по искам, предусматривающим взыскание средств в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам федерального казенного учреждения при их недостаточности, - главный распорядитель средств федерального бюджета и орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета как орган, осуществляющий организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 10 статьи 242.3 БК РФ),
Статья: Особенности публично-правового статуса казенных учреждений (В.В. Черников... учителя всегда рядом)
(Титов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)Изложенное выше как раз ярко иллюстрируется правилом, которое установил законодатель о регулировании ответственности учреждения. В соответствии с новыми правилами учреждение может нести ответственность по своим обязательствам, в первую очередь, только денежными средствами, которые имеются в распоряжении этого юридического лица, но может также реализовать бремя ответственности путем обращения взыскания на иное имущество и только в случаях, прямо предусмотренных законом. При таком изложении, казалось бы, потенциальный взыскатель не сможет реализовать свои требования к казенному учреждению, но законодатель предусмотрел возможность привлечения к субсидиарной ответственности собственника казенного учреждения в случае, если денежных средств и имущества учреждения недостаточно для погашения предъявленных требований. Кроме этого, законодателем определены случаи субсидиарной ответственности, которые предусмотрены пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ.
(Титов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)Изложенное выше как раз ярко иллюстрируется правилом, которое установил законодатель о регулировании ответственности учреждения. В соответствии с новыми правилами учреждение может нести ответственность по своим обязательствам, в первую очередь, только денежными средствами, которые имеются в распоряжении этого юридического лица, но может также реализовать бремя ответственности путем обращения взыскания на иное имущество и только в случаях, прямо предусмотренных законом. При таком изложении, казалось бы, потенциальный взыскатель не сможет реализовать свои требования к казенному учреждению, но законодатель предусмотрел возможность привлечения к субсидиарной ответственности собственника казенного учреждения в случае, если денежных средств и имущества учреждения недостаточно для погашения предъявленных требований. Кроме этого, законодателем определены случаи субсидиарной ответственности, которые предусмотрены пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)В отличие от этого казенные и частные учреждения отвечают по своим обязательствам лишь находящимися в их распоряжении денежными средствами, а бюджетные и автономные учреждения - также и малоценным движимым имуществом (п. 3 ст. 123.21 и п. 4 - 6 ст. 123.22 ГК РФ). При недостатке указанного имущества возникает субсидиарная ответственность собственников имущества частных и казенных учреждений (исключающая банкротство последних). Собственники имущества автономных и бюджетных учреждений субсидиарно отвечают только по их обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам. По остальным обязательствам этих учреждений субсидиарная ответственность их учредителей-собственников фактически исключается, а ряд находящихся у таких учреждений видов имущества забронирован от взыскания кредиторов, хотя и обанкротиться учреждения не могут (п. 1 ст. 65 ГК РФ). С учетом установленного законом ограничения имущества, на которое может быть обращено взыскание кредиторов автономных и бюджетных учреждений, можно говорить об их необоснованно привилегированном положении в гражданском (имущественном) обороте <543>.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)В отличие от этого казенные и частные учреждения отвечают по своим обязательствам лишь находящимися в их распоряжении денежными средствами, а бюджетные и автономные учреждения - также и малоценным движимым имуществом (п. 3 ст. 123.21 и п. 4 - 6 ст. 123.22 ГК РФ). При недостатке указанного имущества возникает субсидиарная ответственность собственников имущества частных и казенных учреждений (исключающая банкротство последних). Собственники имущества автономных и бюджетных учреждений субсидиарно отвечают только по их обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам. По остальным обязательствам этих учреждений субсидиарная ответственность их учредителей-собственников фактически исключается, а ряд находящихся у таких учреждений видов имущества забронирован от взыскания кредиторов, хотя и обанкротиться учреждения не могут (п. 1 ст. 65 ГК РФ). С учетом установленного законом ограничения имущества, на которое может быть обращено взыскание кредиторов автономных и бюджетных учреждений, можно говорить об их необоснованно привилегированном положении в гражданском (имущественном) обороте <543>.
Статья: О привлечении к субсидиарной ответственности публично-правовых образований по обязательствам их предприятий и учреждений
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)В связи с этим, как и в случае с учреждениями, законодатель, на мой взгляд, произвольно предусмотрел субсидиарную ответственность собственника имущества казенного учреждения, но не предусмотрел таковую в отношении собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)В связи с этим, как и в случае с учреждениями, законодатель, на мой взгляд, произвольно предусмотрел субсидиарную ответственность собственника имущества казенного учреждения, но не предусмотрел таковую в отношении собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)д) по искам, предусматривающим взыскание средств в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам казенного учреждения субъекта Российской Федерации, при их недостаточности - главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации и орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевого счета как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации как орган, осуществляющий организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 9 ст. 242.4 БК РФ);
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)д) по искам, предусматривающим взыскание средств в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам казенного учреждения субъекта Российской Федерации, при их недостаточности - главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации и орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевого счета как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации как орган, осуществляющий организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 9 ст. 242.4 БК РФ);
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)д) по искам, предусматривающим взыскание средств в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам казенного учреждения субъекта РФ, при их недостаточности - главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ и орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета субъекта РФ лицевого счета как получателю средств бюджета субъекта РФ как орган, осуществляющий организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством РФ (п. 9 ст. 242.4 БК РФ);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)д) по искам, предусматривающим взыскание средств в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам казенного учреждения субъекта РФ, при их недостаточности - главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ и орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета субъекта РФ лицевого счета как получателю средств бюджета субъекта РФ как орган, осуществляющий организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством РФ (п. 9 ст. 242.4 БК РФ);
Статья: Имущественная обособленность как признак юридического лица: теория и практика (по страницам классики и судебных актов)
(Филиппова С.Ю., Шиткина И.С.)
("Закон", 2024, N 8)Четвертая стадия. В случае недостаточности имущества юридического лица для расчетов с его кредиторами, в зависимости от организационно-правовой формы и конкретной ситуации решается вопрос о привлечении к ответственности по обязательствам юридического лица его учредителей. Например, п. 4 ст. 123.22 ГК РФ предусматривает, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Согласно п. 5 и 6 ст. 123.22 по обязательствам бюджетного и частного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения. В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях <32> Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
(Филиппова С.Ю., Шиткина И.С.)
("Закон", 2024, N 8)Четвертая стадия. В случае недостаточности имущества юридического лица для расчетов с его кредиторами, в зависимости от организационно-правовой формы и конкретной ситуации решается вопрос о привлечении к ответственности по обязательствам юридического лица его учредителей. Например, п. 4 ст. 123.22 ГК РФ предусматривает, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Согласно п. 5 и 6 ст. 123.22 по обязательствам бюджетного и частного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения. В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях <32> Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.