Субъект должностного преступления
Подборка наиболее важных документов по запросу Субъект должностного преступления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 293 "Халатность" УК РФ"Таким образом, согласно исследованным судом документам, верно установлено, что Р. в период с 28 ноября 2019 года по 11 августа 2021 года включительно являлась должностным лицом, выполняющим административно-хозяйственные функции в муниципальном учреждении, т.е. являлась должностным лицом, определенным примечанием 1 к ст. 285 УК РФ, и, соответственно, является специальным субъектом должностного преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 285 "Злоупотребление должностными полномочиями" УК РФ"По смыслу закона, с учетом примечаний к ст. 285 УПК РФ, субъектами должностных преступлений, в том числе, получения взятки, признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Глава органа местного самоуправления как особый субъект должностного преступления
(Куликов А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1
(Куликов А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1
Статья: Решение - коллективное, но ответственность - индивидуальная: некоторые вопросы юридической ответственности членов закупочных комиссий за правонарушения коррупционной направленности
(Иванов Р.В., Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 3)Как свидетельствует практика, определенную сложность представляют вопросы привлечения к уголовной и иным видам юридической ответственности членов закупочных комиссий. Персональный состав таких комиссий, создаваемых в военных организациях, определяется решением соответствующего командира (начальника). Членами комиссий могут быть как военнослужащие, так и работники из числа гражданского персонала воинских частей, как должностные лица <6>, так и лица, не являющиеся таковыми. Вступление в силу Федерального закона от 23 апреля 2018 г. N 99-ФЗ, утвердившего рассматриваемые новеллы уголовного закона, поставило своего рода точку в имевшей место дискуссии о том, могут ли члены комиссий по осуществлению закупок рассматриваться в качестве субъектов должностных преступлений и являются ли они должностными лицами. В научных работах высказывались самые разные, порой диаметрально противоположные, мнения и суждения на этот счет <7>. Теперь этот вопрос решен в нормативном порядке: члены закупочных комиссий однозначно несут уголовную ответственность за преступления коррупционной направленности, поскольку они специально указаны в качестве субъектов такой ответственности в диспозициях ст. ст. 200.4, 200.5, 304 УК РФ.
(Иванов Р.В., Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 3)Как свидетельствует практика, определенную сложность представляют вопросы привлечения к уголовной и иным видам юридической ответственности членов закупочных комиссий. Персональный состав таких комиссий, создаваемых в военных организациях, определяется решением соответствующего командира (начальника). Членами комиссий могут быть как военнослужащие, так и работники из числа гражданского персонала воинских частей, как должностные лица <6>, так и лица, не являющиеся таковыми. Вступление в силу Федерального закона от 23 апреля 2018 г. N 99-ФЗ, утвердившего рассматриваемые новеллы уголовного закона, поставило своего рода точку в имевшей место дискуссии о том, могут ли члены комиссий по осуществлению закупок рассматриваться в качестве субъектов должностных преступлений и являются ли они должностными лицами. В научных работах высказывались самые разные, порой диаметрально противоположные, мнения и суждения на этот счет <7>. Теперь этот вопрос решен в нормативном порядке: члены закупочных комиссий однозначно несут уголовную ответственность за преступления коррупционной направленности, поскольку они специально указаны в качестве субъектов такой ответственности в диспозициях ст. ст. 200.4, 200.5, 304 УК РФ.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19
(ред. от 11.06.2020)
"О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"2. Судам при рассмотрении уголовных дел о злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ) необходимо устанавливать, является ли подсудимый субъектом указанных преступлений - должностным лицом. При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях Российской Федерации и органах.
(ред. от 11.06.2020)
"О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"2. Судам при рассмотрении уголовных дел о злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ) необходимо устанавливать, является ли подсудимый субъектом указанных преступлений - должностным лицом. При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях Российской Федерации и органах.
Статья: Получение взятки руководителем выпускной квалификационной работы
(Борков В.Н.)
("Уголовное право", 2024, N 1)<4> Калиничева Е.П. Преподаватель как субъект должностного преступления // Университетская наука. 2022. N 1. С. 336.
(Борков В.Н.)
("Уголовное право", 2024, N 1)<4> Калиничева Е.П. Преподаватель как субъект должностного преступления // Университетская наука. 2022. N 1. С. 336.
Статья: Получение незаконного вознаграждения за осуществление профессиональных функций служащим, не являющимся должностным лицом
(Куликов А.В., Петрак Н.А.)
("Российский следователь", 2023, N 10)<11> Петрак Н.А. Преподаватель и врач как субъекты должностных преступлений / Социально-экономические процессы современного общества": материалы II всероссийской науч.-практ. конференции с международным участием: сб. статей. Чебоксары, 2023. С. 222 - 227.
(Куликов А.В., Петрак Н.А.)
("Российский следователь", 2023, N 10)<11> Петрак Н.А. Преподаватель и врач как субъекты должностных преступлений / Социально-экономические процессы современного общества": материалы II всероссийской науч.-практ. конференции с международным участием: сб. статей. Чебоксары, 2023. С. 222 - 227.
Статья: Новое определение должностного лица: проблемы толкования
(Борков В.Н.)
("Закон", 2022, N 4)В статье исследуются изменения, внесенные в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ, которые расширили круг лиц, выступающих в качестве возможных субъектов должностных преступлений, за счет сотрудников коммерческих организаций, призванных действовать в интересах государства. Подобный подход, с одной стороны, создает предпосылки для дифференциации ответственности лиц, наделенных распорядительными полномочиями, в зависимости от юридического статуса организации и связанных с ее деятельностью социальных ожиданий. С другой - порождает проблемы квалификации, обусловленные сложностью нормативного регулирования корпоративного управления в хозяйственных обществах. Автор приводит аргументированные решения ряда специальных проблем установления признаков субъекта должностных преступлений. В частности, лицо, совершившее управленческое преступление при выполнении своих полномочий в организации, указанной в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ, но не осознававшее данного обстоятельства, предлагается признавать должностным, руководствуясь правилом квалификации при юридической ошибке.
(Борков В.Н.)
("Закон", 2022, N 4)В статье исследуются изменения, внесенные в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ, которые расширили круг лиц, выступающих в качестве возможных субъектов должностных преступлений, за счет сотрудников коммерческих организаций, призванных действовать в интересах государства. Подобный подход, с одной стороны, создает предпосылки для дифференциации ответственности лиц, наделенных распорядительными полномочиями, в зависимости от юридического статуса организации и связанных с ее деятельностью социальных ожиданий. С другой - порождает проблемы квалификации, обусловленные сложностью нормативного регулирования корпоративного управления в хозяйственных обществах. Автор приводит аргументированные решения ряда специальных проблем установления признаков субъекта должностных преступлений. В частности, лицо, совершившее управленческое преступление при выполнении своих полномочий в организации, указанной в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ, но не осознававшее данного обстоятельства, предлагается признавать должностным, руководствуясь правилом квалификации при юридической ошибке.
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Доводы осужденного, изложенные в жалобах, о том, что он не является должностным лицом и, следовательно, субъектом должностного преступления, нельзя признать убедительными. В соответствии с приказом ректора университета этот преподаватель входил в состав государственной аттестационной комиссии университета в качестве экзаменатора и в установленном законом порядке был наделен правами и обязанностями по приему экзаменов у студентов, т.е. организационно-распорядительными функциями, которыми наделены должностные лица. Неудовлетворительная сдача экзаменов влекла для студентов правовые последствия - неназначение стипендии, отчисление из вуза, пересдачу экзаменов (Постановление Президиума N 1180п98пр, Определение N 29-098-15 по делу Красильникова) <962>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Доводы осужденного, изложенные в жалобах, о том, что он не является должностным лицом и, следовательно, субъектом должностного преступления, нельзя признать убедительными. В соответствии с приказом ректора университета этот преподаватель входил в состав государственной аттестационной комиссии университета в качестве экзаменатора и в установленном законом порядке был наделен правами и обязанностями по приему экзаменов у студентов, т.е. организационно-распорядительными функциями, которыми наделены должностные лица. Неудовлетворительная сдача экзаменов влекла для студентов правовые последствия - неназначение стипендии, отчисление из вуза, пересдачу экзаменов (Постановление Президиума N 1180п98пр, Определение N 29-098-15 по делу Красильникова) <962>.
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)3. Доказать виновность обвиняемого - это значит установить, что преступление совершено данным лицом при наличии умысла или неосторожности (субъект и субъективная сторона состава преступления). Однако в ряде случаев категория виновности в контексте комментируемой статьи этими элементами не исчерпывается. По некоторым уголовным делам для правильного их разрешения необходимо доказать, что данное лицо обладает признаками так называемого специального субъекта преступления (должностное лицо, материально ответственное лицо, военнослужащий и т.д.). Практика свидетельствует о том, что для правильного разрешения дела необходимо установить цель и мотив преступления независимо от того, имеют ли эти субъективные факторы уголовно-правовое значение квалифицирующих обстоятельств.
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)3. Доказать виновность обвиняемого - это значит установить, что преступление совершено данным лицом при наличии умысла или неосторожности (субъект и субъективная сторона состава преступления). Однако в ряде случаев категория виновности в контексте комментируемой статьи этими элементами не исчерпывается. По некоторым уголовным делам для правильного их разрешения необходимо доказать, что данное лицо обладает признаками так называемого специального субъекта преступления (должностное лицо, материально ответственное лицо, военнослужащий и т.д.). Практика свидетельствует о том, что для правильного разрешения дела необходимо установить цель и мотив преступления независимо от того, имеют ли эти субъективные факторы уголовно-правовое значение квалифицирующих обстоятельств.
Статья: Мелкое взяточничество в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества: уголовная ответственность и особенности правоприменения
(Плешаков А.М., Краева Н.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 2)В соответствии с законом мелкая взятка может осуществляться при помощи двух альтернативных способов - она получается и передается лично или через посредника. Получение имущественных благ лично (т.е. из рук в руки) совершается специальным субъектом преступления - должностным лицом, осуществляющим функции представителя власти. В учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества, это могут быть: контролеры, инспекторы, врачи медицинских частей и др.
(Плешаков А.М., Краева Н.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 2)В соответствии с законом мелкая взятка может осуществляться при помощи двух альтернативных способов - она получается и передается лично или через посредника. Получение имущественных благ лично (т.е. из рук в руки) совершается специальным субъектом преступления - должностным лицом, осуществляющим функции представителя власти. В учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества, это могут быть: контролеры, инспекторы, врачи медицинских частей и др.
Статья: Преподаватель в межсессионный период - не субъект получения взятки
(Яни П.С.)
("Закон", 2022, N 4)В одном из практикообразующих решений высший судебный орган разъяснил следующее: "Преподаватель государственного университета признан виновным и осужден за получение взяток неоднократно. Доводы осужденного, изложенные в жалобах, о том, что он не является должностным лицом и, следовательно, субъектом должностного преступления, нельзя признать убедительными. В соответствии с Приказом ректора университета от 15 апреля 1996 г. этот преподаватель входил в состав государственной аттестационной комиссии университета в качестве экзаменатора и в установленном законом порядке был наделен правами и обязанностями по приему экзаменов у студентов, т.е. организационно-распорядительными функциями, которыми наделены должностные лица (здесь и далее в цитатах выделено мной. - П.Я.). Неудовлетворительная сдача экзаменов влекла для студентов правовые последствия - неназначение стипендии, отчисление из вуза, пересдачу экзаменов. В нарушение своих должностных обязанностей преподаватель за взятки в интересах взяткодателей ставил зачеты и оценки за экзамены без самой процедуры их приема. Его действия квалифицированы по п. "б" ч. 4 ст. 290 УК РФ..." <3>.
(Яни П.С.)
("Закон", 2022, N 4)В одном из практикообразующих решений высший судебный орган разъяснил следующее: "Преподаватель государственного университета признан виновным и осужден за получение взяток неоднократно. Доводы осужденного, изложенные в жалобах, о том, что он не является должностным лицом и, следовательно, субъектом должностного преступления, нельзя признать убедительными. В соответствии с Приказом ректора университета от 15 апреля 1996 г. этот преподаватель входил в состав государственной аттестационной комиссии университета в качестве экзаменатора и в установленном законом порядке был наделен правами и обязанностями по приему экзаменов у студентов, т.е. организационно-распорядительными функциями, которыми наделены должностные лица (здесь и далее в цитатах выделено мной. - П.Я.). Неудовлетворительная сдача экзаменов влекла для студентов правовые последствия - неназначение стипендии, отчисление из вуза, пересдачу экзаменов. В нарушение своих должностных обязанностей преподаватель за взятки в интересах взяткодателей ставил зачеты и оценки за экзамены без самой процедуры их приема. Его действия квалифицированы по п. "б" ч. 4 ст. 290 УК РФ..." <3>.
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Субъект преступления - должностное лицо, использующее свое служебное положение. В случаях, когда такое лицо внесло в официальные документы заведомо ложные сведения либо исправления, искажающие их действительное содержание, содеянное должно быть квалифицировано по ст. 292 УК РФ (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий") <1>.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Субъект преступления - должностное лицо, использующее свое служебное положение. В случаях, когда такое лицо внесло в официальные документы заведомо ложные сведения либо исправления, искажающие их действительное содержание, содеянное должно быть квалифицировано по ст. 292 УК РФ (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий") <1>.
Статья: Особенности расследования доведения до самоубийства, совершенного в профессиональной сфере жизни человека (на примере изучения одного уголовного дела). Часть 1
(Ильин Н.Н.)
("Российский следователь", 2025, N 9)Анализ следственной и судебной практики показывает, что при расследовании факта доведения до самоубийства следователем могут быть выявлены признаки других преступлений. Например, по делам о доведении до самоубийства в семье и в образовательных организациях могут быть выявлены признаки преступлений, предусмотренных ст. 112, 115, 116, 117, 156, 163 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), а в профессиональной сфере жизни человека - ст. 286 УК РФ (если субъектом преступления является должностное лицо).
(Ильин Н.Н.)
("Российский следователь", 2025, N 9)Анализ следственной и судебной практики показывает, что при расследовании факта доведения до самоубийства следователем могут быть выявлены признаки других преступлений. Например, по делам о доведении до самоубийства в семье и в образовательных организациях могут быть выявлены признаки преступлений, предусмотренных ст. 112, 115, 116, 117, 156, 163 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), а в профессиональной сфере жизни человека - ст. 286 УК РФ (если субъектом преступления является должностное лицо).
Статья: Халатность как преступление, посягающее на нормальное функционирование органов государственной власти и местного самоуправления
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 3)При определении специального субъекта должностных преступлений в целом и халатности в частности законодатель исходит из характера выполняемых им функций (представитель власти или лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции), времени их выполнения (постоянно, временно или по специальному полномочию) и места выполнения указанных функций (в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях и т.д.).
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 3)При определении специального субъекта должностных преступлений в целом и халатности в частности законодатель исходит из характера выполняемых им функций (представитель власти или лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции), времени их выполнения (постоянно, временно или по специальному полномочию) и места выполнения указанных функций (в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях и т.д.).