Строительство без разрешения на строительство
Подборка наиболее важных документов по запросу Строительство без разрешения на строительство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 222 ГК РФ "Самовольная постройка"2.2.3. Объект индивидуального жилищного строительства, возведенный без разрешения на строительство (на ввод в эксплуатацию), может быть признан самовольной постройкой (позиция ВАС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9.5 "Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию" КоАП РФ"Таким образом, для привлечения лица к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ необходимо подтверждение факта строительства объекта капитального строительства без разрешения на строительство, при условии, что для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство застройщиком объекта."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Обзор: Ответственность за нарушение ст. 51 ГрК РФ "Разрешение на строительство"
(КонсультантПлюс, 2025)Строительство или реконструкция объекта без:
(КонсультантПлюс, 2025)Строительство или реконструкция объекта без:
Статья: Разрешение на строительство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Случаи, когда разрешение на строительство не требуется
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Случаи, когда разрешение на строительство не требуется
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, -
(ред. от 04.11.2025)1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, -
Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11
(ред. от 04.03.2021)
"О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"6. При рассмотрении дел, связанных с привлечением лиц к административной ответственности за осуществление работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства без разрешения на строительство в тех случаях, когда получение соответствующего разрешения является обязательным, суды должны исходить из следующего.
(ред. от 04.03.2021)
"О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"6. При рассмотрении дел, связанных с привлечением лиц к административной ответственности за осуществление работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства без разрешения на строительство в тех случаях, когда получение соответствующего разрешения является обязательным, суды должны исходить из следующего.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В правоприменительной практике наблюдается широкая вариативность ситуаций, квалифицируемых в качестве отношений крайней необходимости, и к ним относятся не только случаи, требующие кратковременного реагирования, но и длящиеся события. Как следовало из материалов судебного дела (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 июля 2019 г. N Ф09-3928/19 по делу N А50-19900/2018), ООО обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ. Основанием для привлечения к административной ответственности являлось осуществление ООО строительных работ без разрешения на строительство. Позиция ООО заключалась в том, что использование земельного участка и проведение строительно-монтажных работ по устройству ограждающих конструкций фасада выполнены в состоянии крайней необходимости. Суд согласился с такой квалификацией спорных отношений и указал, что из норм ст. 210 ГК РФ вытекает обязанность собственника имущества по соблюдению норм пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства и законных интересов граждан, и поэтому признал, что общество действовало в состоянии крайней необходимости и основания для привлечения его к административной ответственности отсутствуют.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В правоприменительной практике наблюдается широкая вариативность ситуаций, квалифицируемых в качестве отношений крайней необходимости, и к ним относятся не только случаи, требующие кратковременного реагирования, но и длящиеся события. Как следовало из материалов судебного дела (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 июля 2019 г. N Ф09-3928/19 по делу N А50-19900/2018), ООО обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ. Основанием для привлечения к административной ответственности являлось осуществление ООО строительных работ без разрешения на строительство. Позиция ООО заключалась в том, что использование земельного участка и проведение строительно-монтажных работ по устройству ограждающих конструкций фасада выполнены в состоянии крайней необходимости. Суд согласился с такой квалификацией спорных отношений и указал, что из норм ст. 210 ГК РФ вытекает обязанность собственника имущества по соблюдению норм пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства и законных интересов граждан, и поэтому признал, что общество действовало в состоянии крайней необходимости и основания для привлечения его к административной ответственности отсутствуют.
Статья: Юридическая ответственность как элемент правового режима геопарков
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Следует согласиться с позицией Е.В. Луневой, что административное приостановление деятельности хозяйствующих субъектов на территории ООПТ является более эффективным как ретроспективным, так и превентивным правовым средством ограничивающего воздействия по сравнению со штрафом. Штраф не снижает антропогенную нагрузку на уникальные ландшафты <33>. Эффективность применения административного приостановления деятельности подтверждается примерами правоприменительной практики при привлечении к ответственности, например, за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ), самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6 КоАП РФ), выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения (ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ) <34>.
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Следует согласиться с позицией Е.В. Луневой, что административное приостановление деятельности хозяйствующих субъектов на территории ООПТ является более эффективным как ретроспективным, так и превентивным правовым средством ограничивающего воздействия по сравнению со штрафом. Штраф не снижает антропогенную нагрузку на уникальные ландшафты <33>. Эффективность применения административного приостановления деятельности подтверждается примерами правоприменительной практики при привлечении к ответственности, например, за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ), самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6 КоАП РФ), выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения (ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ) <34>.
Статья: О самовольном строительстве
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)6. Возведение объекта индивидуального жилищного строительства без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве само по себе не является признаком самовольной постройки, если такой объект строится с соблюдением установленных норм и правил.
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)6. Возведение объекта индивидуального жилищного строительства без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве само по себе не является признаком самовольной постройки, если такой объект строится с соблюдением установленных норм и правил.
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Говоря о публично-правовых нарушениях (в первую очередь строительство без разрешения на строительство), стоит отметить, что снос может быть осуществлен по решению органов административной власти. Интересно рассмотреть дело "Замка Фидлера" <181>. Фермер построил замок, не получив на него разрешение, и прятал его за тюками сена четыре года (в течение срока исковой давности <182>). Однако органы административной власти постановили снести здание. Их поддержал суд, указав, что датой окончания строительства следует считать тот момент, когда фермер убрал тюки сена, скрывающие застройку.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Говоря о публично-правовых нарушениях (в первую очередь строительство без разрешения на строительство), стоит отметить, что снос может быть осуществлен по решению органов административной власти. Интересно рассмотреть дело "Замка Фидлера" <181>. Фермер построил замок, не получив на него разрешение, и прятал его за тюками сена четыре года (в течение срока исковой давности <182>). Однако органы административной власти постановили снести здание. Их поддержал суд, указав, что датой окончания строительства следует считать тот момент, когда фермер убрал тюки сена, скрывающие застройку.
Статья: Новый Пленум Верховного Суда РФ по самовольным постройкам
(Горяинов А.)
("Жилищное право", 2024, N 1)- Строительство без разрешения на строительство является признаком самовольной постройки. Исходя из принципа пропорциональности снос объекта самовольного строительства является крайней мерой государственного вмешательства, а устранение последствий допущенного нарушения должно быть соразмерно самому нарушению, не должно создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков. В связи с этим следует иметь в виду, что необходимость сноса самовольной постройки обусловливается не только несоблюдением требований о получении разрешения на строительство, но и обстоятельствами, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки вследствие ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц.
(Горяинов А.)
("Жилищное право", 2024, N 1)- Строительство без разрешения на строительство является признаком самовольной постройки. Исходя из принципа пропорциональности снос объекта самовольного строительства является крайней мерой государственного вмешательства, а устранение последствий допущенного нарушения должно быть соразмерно самому нарушению, не должно создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков. В связи с этим следует иметь в виду, что необходимость сноса самовольной постройки обусловливается не только несоблюдением требований о получении разрешения на строительство, но и обстоятельствами, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки вследствие ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц.
Статья: Судебная практика рассмотрения споров, связанных с самовольным строительством
(Зрелякова Л.В., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)В предмет доказывания по иску о сносе самовольной постройки входят такие обстоятельства, как отсутствие отведения в установленном порядке земельного участка для строительства, отсутствие разрешения на строительство, несоблюдение ответчиком градостроительных, строительных норм и правил при возведении постройки, нарушение постройкой прав и законных интересов истца. При этом для признания постройки самовольной достаточно наличия одного из указанных нарушений.
(Зрелякова Л.В., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)В предмет доказывания по иску о сносе самовольной постройки входят такие обстоятельства, как отсутствие отведения в установленном порядке земельного участка для строительства, отсутствие разрешения на строительство, несоблюдение ответчиком градостроительных, строительных норм и правил при возведении постройки, нарушение постройкой прав и законных интересов истца. При этом для признания постройки самовольной достаточно наличия одного из указанных нарушений.
Статья: Проблемы квалификации самовольных построек в современном российском праве
(Карпов И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Не обошел вниманием вопросы выдачи разрешения на строительство и новый Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденный Президиумом ВС РФ 16 ноября 2022 года. В пункте 3 Обзора указано, что возведение объекта индивидуального жилищного строительства без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве само по себе не является признаком самовольной постройки, если строительство такого объекта осуществляется с соблюдением установленных норм и правил. Осуществление работ по возведению объекта индивидуального жилищного строительства, который отвечает параметрам, указанным в пункте 39 статьи 1 ГрК РФ, без разрешения на строительство и до направления уведомления о планируемом строительстве при условии, что строительство осуществляется с соблюдением установленных норм и правил, не является основанием для отказа в выдаче уведомления о соответствии параметров объекта установленным требованиям и квалификации такого объекта как самовольной постройки.
(Карпов И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Не обошел вниманием вопросы выдачи разрешения на строительство и новый Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденный Президиумом ВС РФ 16 ноября 2022 года. В пункте 3 Обзора указано, что возведение объекта индивидуального жилищного строительства без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве само по себе не является признаком самовольной постройки, если строительство такого объекта осуществляется с соблюдением установленных норм и правил. Осуществление работ по возведению объекта индивидуального жилищного строительства, который отвечает параметрам, указанным в пункте 39 статьи 1 ГрК РФ, без разрешения на строительство и до направления уведомления о планируемом строительстве при условии, что строительство осуществляется с соблюдением установленных норм и правил, не является основанием для отказа в выдаче уведомления о соответствии параметров объекта установленным требованиям и квалификации такого объекта как самовольной постройки.
Статья: Снос незаконных построек: анализ споров
(Гайдин Д.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Как уже было указано, в предмет доказывания по иску о сносе незаконной постройки входят, в частности, следующие обстоятельства: отсутствие отведения в установленном порядке земельного участка для строительства; отсутствие разрешения на строительство; несоблюдение ответчиком градостроительных, строительных норм и правил при возведении постройки; нарушение постройкой прав и законных интересов истца. Для определения соответствия постройки градостроительным, строительным нормам и правилам судам достаточно часто приходится прибегать к назначению судебно-строительной экспертизы, особенно при процессуальной пассивности истца. И при этом в судебной практике встречаются прецеденты, в которых экспертиза опровергает доводы истца.
(Гайдин Д.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Как уже было указано, в предмет доказывания по иску о сносе незаконной постройки входят, в частности, следующие обстоятельства: отсутствие отведения в установленном порядке земельного участка для строительства; отсутствие разрешения на строительство; несоблюдение ответчиком градостроительных, строительных норм и правил при возведении постройки; нарушение постройкой прав и законных интересов истца. Для определения соответствия постройки градостроительным, строительным нормам и правилам судам достаточно часто приходится прибегать к назначению судебно-строительной экспертизы, особенно при процессуальной пассивности истца. И при этом в судебной практике встречаются прецеденты, в которых экспертиза опровергает доводы истца.
Статья: Самострой наш, самострой
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2025, N 3)Далее, по иному спору суд указал - возведение объекта индивидуального жилищного строительства без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве само по себе не является признаком самовольной постройки, если строительство такого объекта осуществляется с соблюдением установленных норм и правил.
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2025, N 3)Далее, по иному спору суд указал - возведение объекта индивидуального жилищного строительства без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве само по себе не является признаком самовольной постройки, если строительство такого объекта осуществляется с соблюдением установленных норм и правил.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Поскольку антенные опоры (мачты и башни) могут быть квалифицированы в качестве сооружений связи, то создается риск, при котором указанная совокупность норм может быть истолкована уполномоченными органами и/или судебными органами как допускающая возможность строительства без получения разрешения на строительство только сооружений связи, документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота до 50 метров, а также заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 5 метров. В иных случаях для размещения сооружений связи (антенных опор, мачт и башен), выходящих за пределы указанных характеристик (с заглублением ниже 5 метров), требуется получение разрешения на строительство.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Поскольку антенные опоры (мачты и башни) могут быть квалифицированы в качестве сооружений связи, то создается риск, при котором указанная совокупность норм может быть истолкована уполномоченными органами и/или судебными органами как допускающая возможность строительства без получения разрешения на строительство только сооружений связи, документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота до 50 метров, а также заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 5 метров. В иных случаях для размещения сооружений связи (антенных опор, мачт и башен), выходящих за пределы указанных характеристик (с заглублением ниже 5 метров), требуется получение разрешения на строительство.