Стандарт внешнего муниципального финансового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Стандарт внешнего муниципального финансового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание Счетной палаты РФ (контрольно-счетного органа)
(КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Председателя Контрольно-счетной палаты... утвержден Стандарт внешнего муниципального финансового контроля... согласно которому непосредственное руководство контрольным мероприятием и координацию деятельности его участников на объектах осуществляет руководитель контрольного мероприятия.
(КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Председателя Контрольно-счетной палаты... утвержден Стандарт внешнего муниципального финансового контроля... согласно которому непосредственное руководство контрольным мероприятием и координацию деятельности его участников на объектах осуществляет руководитель контрольного мероприятия.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Предписания контрольно-счетного органа
(КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Председателя Контрольно-счетной палаты... утвержден Стандарт внешнего муниципального финансового контроля... согласно которому непосредственное руководство контрольным мероприятием и координацию деятельности его участников на объектах осуществляет руководитель контрольного мероприятия.
(КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Председателя Контрольно-счетной палаты... утвержден Стандарт внешнего муниципального финансового контроля... согласно которому непосредственное руководство контрольным мероприятием и координацию деятельности его участников на объектах осуществляет руководитель контрольного мероприятия.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу об аудите в рамках контрактной системы: особенности реализации положений Закона N 44-ФЗ
(Карпова Л.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Утверждаются стандарты и на уровне муниципальных образований. Так, например, Контрольно-счетная палата городского округа Павловский посад Московской области в 2023 г. утвердила Стандарт внешнего муниципального финансового контроля (СВМФК) "Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг" <13> (далее - СВМФК), который по сравнению с вышерассмотренным СФК 21, применяемым в Тульской области, гораздо детальнее прописывает информацию, являющуюся предметом аудита. Не ограничиваясь только упоминанием названий информационных ресурсов, СВМФК перечисляет все виды информации, на основании которой возможно проведение аудита.
(Карпова Л.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Утверждаются стандарты и на уровне муниципальных образований. Так, например, Контрольно-счетная палата городского округа Павловский посад Московской области в 2023 г. утвердила Стандарт внешнего муниципального финансового контроля (СВМФК) "Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг" <13> (далее - СВМФК), который по сравнению с вышерассмотренным СФК 21, применяемым в Тульской области, гораздо детальнее прописывает информацию, являющуюся предметом аудита. Не ограничиваясь только упоминанием названий информационных ресурсов, СВМФК перечисляет все виды информации, на основании которой возможно проведение аудита.
Статья: Совершенствование межведомственного взаимодействия в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма путем стандартизации на национальном уровне
(Лебедев И.А., Королева Л.П.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Введение. Сегодня стандарты являются эффективным инструментом совершенствования деятельности органов государственной (муниципальной) исполнительной власти. При этом все чаще используются не национальные стандарты, являющиеся нормативными техническими актами, например стандарты систем менеджмента качества <1>, а федеральные стандарты - нормативные правовые акты, обязательные к применению в силу какого-либо федерального закона или проекта. Так, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" действуют административные регламенты и стандарты оказания государственных услуг <2>. В рамках федерального проекта "Государство для людей" стандарты создают единую основу для внедрения клиентоцентричной модели государственного управления <3>. Счетная палата РФ на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" самостоятельно разрабатывает и утверждает стандарты как внутренние нормативные документы. Контрольно-счетные органы субъектов РФ утверждают стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований" <4>. Мегарегулятор использует стандарты для регулирования взаимоотношений поднадзорных субъектов на финансовых рынках с клиентами, например стандарты кредитных организаций, закрепленные Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <5>. С 2019 г. федеральные стандарты применяются для регулирования внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля на основании ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ <6>, а также внутреннего финансового аудита на основании ст. 160.2-1 БК РФ <7>.
(Лебедев И.А., Королева Л.П.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Введение. Сегодня стандарты являются эффективным инструментом совершенствования деятельности органов государственной (муниципальной) исполнительной власти. При этом все чаще используются не национальные стандарты, являющиеся нормативными техническими актами, например стандарты систем менеджмента качества <1>, а федеральные стандарты - нормативные правовые акты, обязательные к применению в силу какого-либо федерального закона или проекта. Так, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" действуют административные регламенты и стандарты оказания государственных услуг <2>. В рамках федерального проекта "Государство для людей" стандарты создают единую основу для внедрения клиентоцентричной модели государственного управления <3>. Счетная палата РФ на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" самостоятельно разрабатывает и утверждает стандарты как внутренние нормативные документы. Контрольно-счетные органы субъектов РФ утверждают стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований" <4>. Мегарегулятор использует стандарты для регулирования взаимоотношений поднадзорных субъектов на финансовых рынках с клиентами, например стандарты кредитных организаций, закрепленные Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <5>. С 2019 г. федеральные стандарты применяются для регулирования внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля на основании ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ <6>, а также внутреннего финансового аудита на основании ст. 160.2-1 БК РФ <7>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований"Статья 11. Стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля
(ред. от 08.08.2024)
"Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований"Статья 11. Стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)На сегодняшний день ни БК РФ, ни Федеральные законы от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) не содержат понятий "цифровой аудит", "цифровой контроль" или иных указаний на цифровизацию контрольной (экспертно-аналитической) деятельности органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. Следует также отметить, что в отличие от органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, которые осуществляют свою деятельности в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (п. 3 ст. 269.2 БК РФ), единые федеральные стандарты деятельности органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля отсутствуют, поскольку стандарты деятельности СП РФ и КСО утверждаются данными органами самостоятельно (ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 41-ФЗ, ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 6-ФЗ). Более того, до вступления в силу 30 сентября 2021 г. поправок, внесенных Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 255-ФЗ <1>, ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 6-ФЗ предусматривала для КСО субъектов при разработке своих стандартов возможность как руководствоваться общими требованиями к стандартам, выработанным СП РФ, так и утверждать свои собственные общие требования к стандартам. КСО муниципальных образований вовсе руководствовались общими требованиями к стандартам, утвержденным СП РФ, и (или) общими требованиями, утвержденным КСО соответствующего субъекта Российской Федерации (в случае утверждения).
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)На сегодняшний день ни БК РФ, ни Федеральные законы от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) не содержат понятий "цифровой аудит", "цифровой контроль" или иных указаний на цифровизацию контрольной (экспертно-аналитической) деятельности органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. Следует также отметить, что в отличие от органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, которые осуществляют свою деятельности в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (п. 3 ст. 269.2 БК РФ), единые федеральные стандарты деятельности органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля отсутствуют, поскольку стандарты деятельности СП РФ и КСО утверждаются данными органами самостоятельно (ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 41-ФЗ, ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 6-ФЗ). Более того, до вступления в силу 30 сентября 2021 г. поправок, внесенных Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 255-ФЗ <1>, ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 6-ФЗ предусматривала для КСО субъектов при разработке своих стандартов возможность как руководствоваться общими требованиями к стандартам, выработанным СП РФ, так и утверждать свои собственные общие требования к стандартам. КСО муниципальных образований вовсе руководствовались общими требованиями к стандартам, утвержденным СП РФ, и (или) общими требованиями, утвержденным КСО соответствующего субъекта Российской Федерации (в случае утверждения).
Статья: Определение этапов внешнего и внутреннего финансового контроля
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Результаты. На основании исследования известных подходов к определению этапов внешнего и внутреннего финансового контроля, представленных в действующих стандартах внешнего государственного аудита, внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и специальной литературе, установлена регламентация этапов проведения внешнего контроля нормативно-правовыми актами РФ, а также выделено и раскрыто содержание этапов внутреннего финансового контроля и отдельно этапов проводимых в его рамках контрольных мероприятий. Обобщены известные в нормативно-правовых актах и специальной литературе подходы к выделению этапов организации и проведения финансового контроля, обоснована целесообразность разграничения этапов контрольной деятельности и этапов выполнения контрольных мероприятий, предложен авторский вариант выделения этапов внутреннего финансового контроля, основанного на риск-ориентированном подходе.
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Результаты. На основании исследования известных подходов к определению этапов внешнего и внутреннего финансового контроля, представленных в действующих стандартах внешнего государственного аудита, внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и специальной литературе, установлена регламентация этапов проведения внешнего контроля нормативно-правовыми актами РФ, а также выделено и раскрыто содержание этапов внутреннего финансового контроля и отдельно этапов проводимых в его рамках контрольных мероприятий. Обобщены известные в нормативно-правовых актах и специальной литературе подходы к выделению этапов организации и проведения финансового контроля, обоснована целесообразность разграничения этапов контрольной деятельности и этапов выполнения контрольных мероприятий, предложен авторский вариант выделения этапов внутреннего финансового контроля, основанного на риск-ориентированном подходе.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля.
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля.