Стандарт внешнего государственного финансового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Стандарт внешнего государственного финансового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учреждению пройти проверку контрольно-счетной палаты субъекта РФ (муниципального образования)
(КонсультантПлюс, 2025)В этом случае сроки уведомления, способы его направления (вручения) устанавливает, как правило, каждая КСП самостоятельно в стандартах внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, которые должны соответствовать Общим требованиям, утвержденным Счетной палатой РФ (ч. 1, 2 ст. 11 Закона о контрольно-счетных органах, п. 63 Стандарта, утвержденного Распоряжением КСП МО от 05.03.2020 N 41Р-27). В отдельных случаях срок уведомления можно найти в ином локальном акте КСП (например, в инструкции по организации и проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий) (Методические рекомендации, утвержденные Приказом КСП Москвы от 01.07.2014 N 34/01-05).
(КонсультантПлюс, 2025)В этом случае сроки уведомления, способы его направления (вручения) устанавливает, как правило, каждая КСП самостоятельно в стандартах внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, которые должны соответствовать Общим требованиям, утвержденным Счетной палатой РФ (ч. 1, 2 ст. 11 Закона о контрольно-счетных органах, п. 63 Стандарта, утвержденного Распоряжением КСП МО от 05.03.2020 N 41Р-27). В отдельных случаях срок уведомления можно найти в ином локальном акте КСП (например, в инструкции по организации и проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий) (Методические рекомендации, утвержденные Приказом КСП Москвы от 01.07.2014 N 34/01-05).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля.
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля.
Статья: Ответственность в сфере формирования и расходования средств резервных фондов субъектов Российской Федерации
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Второй вариант (отсылка к документу Счетной палаты РФ) использован, например, в Красноярском крае. Стандарт внешнего государственного финансового контроля СФК 1 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" Счетной палаты Красноярского края <27> содержит прямое указание, что формулировка нарушения осуществляется "с учетом классификации нарушений, приведенной в классификаторе нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), применяемом в соответствии с Приказом Счетной палаты РФ от 15.02.2022 N 9 "О введении в действие классификатора нарушений" <28>.
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Второй вариант (отсылка к документу Счетной палаты РФ) использован, например, в Красноярском крае. Стандарт внешнего государственного финансового контроля СФК 1 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" Счетной палаты Красноярского края <27> содержит прямое указание, что формулировка нарушения осуществляется "с учетом классификации нарушений, приведенной в классификаторе нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), применяемом в соответствии с Приказом Счетной палаты РФ от 15.02.2022 N 9 "О введении в действие классификатора нарушений" <28>.
Справка: Как подготовиться к контрольному мероприятию в бюджетной сфере
(КонсультантПлюс, 2025)По каким стандартам органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля проводят проверки
(КонсультантПлюс, 2025)По каким стандартам органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля проводят проверки
Статья: Определение этапов внешнего и внутреннего финансового контроля
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Результаты. На основании исследования известных подходов к определению этапов внешнего и внутреннего финансового контроля, представленных в действующих стандартах внешнего государственного аудита, внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и специальной литературе, установлена регламентация этапов проведения внешнего контроля нормативно-правовыми актами РФ, а также выделено и раскрыто содержание этапов внутреннего финансового контроля и отдельно этапов проводимых в его рамках контрольных мероприятий. Обобщены известные в нормативно-правовых актах и специальной литературе подходы к выделению этапов организации и проведения финансового контроля, обоснована целесообразность разграничения этапов контрольной деятельности и этапов выполнения контрольных мероприятий, предложен авторский вариант выделения этапов внутреннего финансового контроля, основанного на риск-ориентированном подходе.
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Результаты. На основании исследования известных подходов к определению этапов внешнего и внутреннего финансового контроля, представленных в действующих стандартах внешнего государственного аудита, внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и специальной литературе, установлена регламентация этапов проведения внешнего контроля нормативно-правовыми актами РФ, а также выделено и раскрыто содержание этапов внутреннего финансового контроля и отдельно этапов проводимых в его рамках контрольных мероприятий. Обобщены известные в нормативно-правовых актах и специальной литературе подходы к выделению этапов организации и проведения финансового контроля, обоснована целесообразность разграничения этапов контрольной деятельности и этапов выполнения контрольных мероприятий, предложен авторский вариант выделения этапов внутреннего финансового контроля, основанного на риск-ориентированном подходе.
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)86. СГА 103. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Финансовый аудит (контроль) (утвержден Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 25.12.2017 N 14ПК).
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)86. СГА 103. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Финансовый аудит (контроль) (утвержден Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 25.12.2017 N 14ПК).
Статья: Формирование системы оценки результативности государственного финансового контроля в Российской Федерации
(Лукашов А.И.)
("Экономика. Налоги. Право", 2023, N 3)Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации (далее - КСО субъектов РФ) и муниципальных образований (далее - КСО муниципальных образований), так же как и СП РФ, являются внешними органами ГФК, подотчетными законодательным (представительным) органам власти [3, с. 13]. Однако в последнее время наметилась тенденция к повышению роли СП РФ в деятельности КСО субъектов РФ и КСО муниципальных образований. Например, СП РФ с 2017 г. наделена полномочиями по оценке кандидатов на должность руководителей КСО субъектов РФ. Кроме того, при разработке стандартов внешнего ГФК КСО субъектов РФ и КСО муниципальных образований учитываются общие требования, утвержденные СП РФ.
(Лукашов А.И.)
("Экономика. Налоги. Право", 2023, N 3)Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации (далее - КСО субъектов РФ) и муниципальных образований (далее - КСО муниципальных образований), так же как и СП РФ, являются внешними органами ГФК, подотчетными законодательным (представительным) органам власти [3, с. 13]. Однако в последнее время наметилась тенденция к повышению роли СП РФ в деятельности КСО субъектов РФ и КСО муниципальных образований. Например, СП РФ с 2017 г. наделена полномочиями по оценке кандидатов на должность руководителей КСО субъектов РФ. Кроме того, при разработке стандартов внешнего ГФК КСО субъектов РФ и КСО муниципальных образований учитываются общие требования, утвержденные СП РФ.
Статья: Продолжительность проверки более восьми месяцев - это законно?
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 12)Часть 1 ст. 11 Закона N 6-ФЗ предусматривает, что контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются Конституцией РФ, законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля.
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 12)Часть 1 ст. 11 Закона N 6-ФЗ предусматривает, что контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются Конституцией РФ, законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)На сегодняшний день ни БК РФ, ни Федеральные законы от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) не содержат понятий "цифровой аудит", "цифровой контроль" или иных указаний на цифровизацию контрольной (экспертно-аналитической) деятельности органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. Следует также отметить, что в отличие от органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, которые осуществляют свою деятельности в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (п. 3 ст. 269.2 БК РФ), единые федеральные стандарты деятельности органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля отсутствуют, поскольку стандарты деятельности СП РФ и КСО утверждаются данными органами самостоятельно (ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 41-ФЗ, ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 6-ФЗ). Более того, до вступления в силу 30 сентября 2021 г. поправок, внесенных Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 255-ФЗ <1>, ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 6-ФЗ предусматривала для КСО субъектов при разработке своих стандартов возможность как руководствоваться общими требованиями к стандартам, выработанным СП РФ, так и утверждать свои собственные общие требования к стандартам. КСО муниципальных образований вовсе руководствовались общими требованиями к стандартам, утвержденным СП РФ, и (или) общими требованиями, утвержденным КСО соответствующего субъекта Российской Федерации (в случае утверждения).
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)На сегодняшний день ни БК РФ, ни Федеральные законы от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) не содержат понятий "цифровой аудит", "цифровой контроль" или иных указаний на цифровизацию контрольной (экспертно-аналитической) деятельности органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. Следует также отметить, что в отличие от органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, которые осуществляют свою деятельности в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (п. 3 ст. 269.2 БК РФ), единые федеральные стандарты деятельности органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля отсутствуют, поскольку стандарты деятельности СП РФ и КСО утверждаются данными органами самостоятельно (ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 41-ФЗ, ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 6-ФЗ). Более того, до вступления в силу 30 сентября 2021 г. поправок, внесенных Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 255-ФЗ <1>, ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 6-ФЗ предусматривала для КСО субъектов при разработке своих стандартов возможность как руководствоваться общими требованиями к стандартам, выработанным СП РФ, так и утверждать свои собственные общие требования к стандартам. КСО муниципальных образований вовсе руководствовались общими требованиями к стандартам, утвержденным СП РФ, и (или) общими требованиями, утвержденным КСО соответствующего субъекта Российской Федерации (в случае утверждения).
Статья: К вопросу об аудите в рамках контрактной системы: особенности реализации положений Закона N 44-ФЗ
(Карпова Л.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)- финансовый аудит (контроль) предусматривает применение СГА 103 "Стандарт внешнего (государственного) аудита контроля. Финансовый аудит (контроль)" (далее - СГА 103);
(Карпова Л.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)- финансовый аудит (контроль) предусматривает применение СГА 103 "Стандарт внешнего (государственного) аудита контроля. Финансовый аудит (контроль)" (далее - СГА 103);
Справка: Имущество казны: отличие от имущества организации при владении и управлении
(КонсультантПлюс, 2025)По каким стандартам органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля проводят проверки
(КонсультантПлюс, 2025)По каким стандартам органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля проводят проверки