Сроки рассмотрения заявлений юридических лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Сроки рассмотрения заявлений юридических лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Восстановление срока на подачу кассационной жалобы в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...Нахождение представителя организации в командировке или отпуске, смена руководителя организации либо его нахождение в командировке или отпуске, отсутствие в штате организации юриста, ссылка на отсутствие денежных средств для оплаты помощи представителя или уплаты государственной пошлины, несвоевременное оформление доверенности вышестоящей организацией и тому подобные обстоятельства не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска юридическим лицом срока кассационного обжалования..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Нахождение представителя организации в командировке или отпуске, смена руководителя организации либо его нахождение в командировке или отпуске, отсутствие в штате организации юриста, ссылка на отсутствие денежных средств для оплаты помощи представителя или уплаты государственной пошлины, несвоевременное оформление доверенности вышестоящей организацией и тому подобные обстоятельства не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска юридическим лицом срока кассационного обжалования..."
Позиция ВС РФ: По общему правилу срок исковой давности по требованию юрлица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юрлица, узнало или должно было узнать о нарушении его права и о том, кто является надлежащим ответчиком
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 200 ГК РФРассматривая заявление юридического лица (стороны в споре) о применении исковой давности, необходимо иметь в виду, что в силу п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда такое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. То, что вновь назначенный (избранный) руководитель знал о нарушенном праве возглавляемого им юридического лица лишь со времени своего назначения (избрания), не может служить основанием для изменения момента начала течения срока исковой давности, поскольку в данном случае заявлено требование о защите прав юридического лица, а не прав руководителя как физического лица. Указанное обстоятельство не является основанием и для перерыва течения срока исковой давности.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 200 ГК РФРассматривая заявление юридического лица (стороны в споре) о применении исковой давности, необходимо иметь в виду, что в силу п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда такое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. То, что вновь назначенный (избранный) руководитель знал о нарушенном праве возглавляемого им юридического лица лишь со времени своего назначения (избрания), не может служить основанием для изменения момента начала течения срока исковой давности, поскольку в данном случае заявлено требование о защите прав юридического лица, а не прав руководителя как физического лица. Указанное обстоятельство не является основанием и для перерыва течения срока исковой давности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Каков порядок рассмотрения обращений юридических лиц в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Срок рассмотрения обращений юридических лиц в соответствии с ч. 1, 1.1 ст. 12 Закона о рассмотрении обращений составляет 30 дней. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Срок рассмотрения обращений юридических лиц в соответствии с ч. 1, 1.1 ст. 12 Закона о рассмотрении обращений составляет 30 дней. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.
Вопрос: О вопросах по применению норм, регулирующих порядок и сроки рассмотрения микрофинансовой организацией обращений физлиц или юрлиц.
(Письмо Банка России от 18.01.2024 N 59-8-1/1735)Вопрос: Статьей 12 Федерального закона от 04.08.2023 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ) предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Одним из изменений, предусмотренных ст. 12 Закона N 442-ФЗ, является дополнение Федерального закона N 151-ФЗ (далее по тексту Федеральный закон N 151-ФЗ в редакции Закона N 442-ФЗ именуется как Закон N 151-ФЗ) ст. 9.1, регулирующей порядок и сроки рассмотрения микрофинансовыми организациями обращений.
(Письмо Банка России от 18.01.2024 N 59-8-1/1735)Вопрос: Статьей 12 Федерального закона от 04.08.2023 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ) предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Одним из изменений, предусмотренных ст. 12 Закона N 442-ФЗ, является дополнение Федерального закона N 151-ФЗ (далее по тексту Федеральный закон N 151-ФЗ в редакции Закона N 442-ФЗ именуется как Закон N 151-ФЗ) ст. 9.1, регулирующей порядок и сроки рассмотрения микрофинансовыми организациями обращений.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения
Статья: Обновлен порядок предоставления отсрочки по уплате налогов и сборов
(Зобова Е.П.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 1)Если возникнет необходимость уточнения представленных данных, налоговый орган может продлить срок рассмотрения заявления на 20 дней, уведомив об этом налогоплательщика.
(Зобова Е.П.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 1)Если возникнет необходимость уточнения представленных данных, налоговый орган может продлить срок рассмотрения заявления на 20 дней, уведомив об этом налогоплательщика.
Вопрос: В какой срок нужно направить в регистрирующий орган заявление об исключении общества из ЕГРЮЛ с момента принятия решения о прекращении деятельности учредителями (участниками) субъекта МСП?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Положения ст. 196 ГК РФ, устанавливающие срок исковой давности, на случаи прекращения деятельности юридического лица в связи с решением учредителей (участников), полагаем, также не распространяются. По нашему мнению, сроки направления в регистрирующий орган заявления об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ после принятия решения о прекращении деятельности сами по себе не оказывают влияния на результаты рассмотрения заявления регистрирующим органом, поскольку им оценивается соблюдение условий для предстоящего исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на момент представления самого заявления (п. 7 ст. 21.3 Закона N 129-ФЗ).
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Положения ст. 196 ГК РФ, устанавливающие срок исковой давности, на случаи прекращения деятельности юридического лица в связи с решением учредителей (участников), полагаем, также не распространяются. По нашему мнению, сроки направления в регистрирующий орган заявления об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ после принятия решения о прекращении деятельности сами по себе не оказывают влияния на результаты рассмотрения заявления регистрирующим органом, поскольку им оценивается соблюдение условий для предстоящего исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на момент представления самого заявления (п. 7 ст. 21.3 Закона N 129-ФЗ).
Статья: Некоторые проблемы реализации конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Подобная же ситуация произошла в Челябинской области. Так, к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ был привлечен начальник цеха обслуживания населения N 510 акционерного общества "Трансэнерго" за не рассмотренное в установленные сроки обращение гражданки по вопросу установки железных сеток на подвальные окна дома. Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу начальника цеха, удовлетворил ее и отметил, что акционерное общество "Трансэнерго" является юридическим лицом, основной целью деятельности которого согласно уставу является извлечение прибыли. Рассматриваемый случай носит гражданско-правовой характер и не свидетельствует об осуществлении обществом публично значимых функций, следовательно, требования Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на него не распространяются даже в случае, если юридическое лицо создано публично-правовым образованием <6>.
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Подобная же ситуация произошла в Челябинской области. Так, к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ был привлечен начальник цеха обслуживания населения N 510 акционерного общества "Трансэнерго" за не рассмотренное в установленные сроки обращение гражданки по вопросу установки железных сеток на подвальные окна дома. Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу начальника цеха, удовлетворил ее и отметил, что акционерное общество "Трансэнерго" является юридическим лицом, основной целью деятельности которого согласно уставу является извлечение прибыли. Рассматриваемый случай носит гражданско-правовой характер и не свидетельствует об осуществлении обществом публично значимых функций, следовательно, требования Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на него не распространяются даже в случае, если юридическое лицо создано публично-правовым образованием <6>.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2. Срок для рассмотрения правлением жилищного кооператива заявления о приеме и утверждения его решением общего собрания членов жилищного кооператива (или конференции) - один месяц с момента его подачи. После утверждения решения о приеме в члены жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией) гражданин или юридическое лицо должны уплатить вступительный взнос.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2. Срок для рассмотрения правлением жилищного кооператива заявления о приеме и утверждения его решением общего собрания членов жилищного кооператива (или конференции) - один месяц с момента его подачи. После утверждения решения о приеме в члены жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией) гражданин или юридическое лицо должны уплатить вступительный взнос.
Статья: О нормативном правовом регулировании системы гражданского оборота
(Виниченко Ю.В.)
("Гражданское право", 2021, N 5)Безусловное значение с позиций нормативного правового регулирования системы гражданского оборота, по нашему убеждению, имеют также, например, акты, регламентирующие присвоение, изменение и аннулирование адресов объектам адресации. Их значимость усматривается в том, что адрес, его присвоение, касается индивидуализации таких необходимых элементов системы гражданского оборота, как объекты и субъекты (участники) гражданского оборота: так, вновь создаваемая недвижимая вещь может стать объектом оборота не ранее присвоения ей адреса, то есть определения местонахождения данного объекта <18>; понятна, полагаем, и связь присвоения адреса с местом жительства граждан, равно как и с местом нахождения юридических лиц как индивидуализирующих признаков указанных видов субъектов гражданского оборота <19>. В соответствии с п. 27 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <20> эти вопросы отнесены к вопросам местного значения муниципального, городского округа. Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, утверждены на федеральном уровне (Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. N 1221 <21>), однако муниципалитетам предоставлено право присваивать, изменять и аннулировать адреса, в рамках реализации которого они принимают соответствующие, являющиеся нормативными правовыми актами регламенты, в которых предписывается (подобно установлению порядка регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) процедура присвоения, изменения и аннулирования адресов - управомоченные на обращение субъекты, сроки рассмотрения заявлений и т.п. <22>.
(Виниченко Ю.В.)
("Гражданское право", 2021, N 5)Безусловное значение с позиций нормативного правового регулирования системы гражданского оборота, по нашему убеждению, имеют также, например, акты, регламентирующие присвоение, изменение и аннулирование адресов объектам адресации. Их значимость усматривается в том, что адрес, его присвоение, касается индивидуализации таких необходимых элементов системы гражданского оборота, как объекты и субъекты (участники) гражданского оборота: так, вновь создаваемая недвижимая вещь может стать объектом оборота не ранее присвоения ей адреса, то есть определения местонахождения данного объекта <18>; понятна, полагаем, и связь присвоения адреса с местом жительства граждан, равно как и с местом нахождения юридических лиц как индивидуализирующих признаков указанных видов субъектов гражданского оборота <19>. В соответствии с п. 27 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <20> эти вопросы отнесены к вопросам местного значения муниципального, городского округа. Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, утверждены на федеральном уровне (Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. N 1221 <21>), однако муниципалитетам предоставлено право присваивать, изменять и аннулировать адреса, в рамках реализации которого они принимают соответствующие, являющиеся нормативными правовыми актами регламенты, в которых предписывается (подобно установлению порядка регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) процедура присвоения, изменения и аннулирования адресов - управомоченные на обращение субъекты, сроки рассмотрения заявлений и т.п. <22>.
Статья: Проблемы либерализации законодательства об обращениях граждан
(Степкин С.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)В статье автором рассматриваются попытки либерализации законодательства об обращениях граждан, анализируются предложения органов исполнительной и законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, выраженные в разработанном Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека проекте Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации". Автором отмечается, что сокращение сроков рассмотрения обращений возможно лишь при одновременном увеличении штата работников, рассматривающих обращения и модернизации информационных систем делопроизводства. Под обращениями граждан в данной статье подразумеваются обращения граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц.
(Степкин С.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)В статье автором рассматриваются попытки либерализации законодательства об обращениях граждан, анализируются предложения органов исполнительной и законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, выраженные в разработанном Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека проекте Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации". Автором отмечается, что сокращение сроков рассмотрения обращений возможно лишь при одновременном увеличении штата работников, рассматривающих обращения и модернизации информационных систем делопроизводства. Под обращениями граждан в данной статье подразумеваются обращения граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления <1> о предоставлении земельного участка с указанием основания и вида испрашиваемого права (рассмотрение в срок не более 20 дней <2>);
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления <1> о предоставлении земельного участка с указанием основания и вида испрашиваемого права (рассмотрение в срок не более 20 дней <2>);
Вопрос: Об изменении (продлении) сроков достижения результатов предоставления субсидии юрлицам, ИП, физлицам - производителям товаров, работ, услуг.
(Письмо Минфина России от 11.09.2024 N 02-12-03/86555)Министерство финансов Российской Федерации в связи с поручением от 15 августа 2024 г. рассмотрело обращение от 1 августа 2024 г. по вопросу продления сроков достижения результатов предоставления субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и в пределах компетенции сообщает.
(Письмо Минфина России от 11.09.2024 N 02-12-03/86555)Министерство финансов Российской Федерации в связи с поручением от 15 августа 2024 г. рассмотрело обращение от 1 августа 2024 г. по вопросу продления сроков достижения результатов предоставления субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и в пределах компетенции сообщает.
Статья: О внедрении, развитии, усовершенствовании электронных способов собирания доказательственной информации по уголовным делам
(Афанасьева С.И., Добровлянина О.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Большинство исследователей, рассматривая цифровые судебные доказательства, рассуждают прежде всего о письменных и вещественных доказательствах [5, с. 108; 21, с. 122]. Стоит отметить, что в последние годы органами публичной власти предприняты определенные, достаточно эффективные меры по внедрению электронного документооборота и цифровых технологий во все сферы отечественного судопроизводства, что призвано обеспечить доступность правосудия для физических и юридических лиц, соблюдение разумных сроков и процессуальную экономию при рассмотрении различных категорий дел. Так, многое сделано для представления в суд документов (письменных доказательств) не только в бумажной документарной форме, но и в цифровом формате, хотя на текущий момент количество обращений в суды общей юрисдикции в электронном виде относительно невелико <21>. Введенная в УПК РФ ст. 474.1 является прогрессивной и перспективной законодательной новеллой по внедрению в уголовную процедуру рассмотрения дел судами современных действенных цифровых технологий. По сути, норма указанной статьи закрепляет один из способов получения доказательств (иные документы) - представление доказательств участниками уголовного судопроизводства. Согласно данной статье материалы, приложенные к ходатайству, заявлению, жалобе, представлению участников по конкретному уголовному делу, подаются в электронном виде, в том числе в форме электронных документов, если само обращение подается в форме электронного документа, подписанного лицом, направившим такой документ, усиленной квалифицированной электронной подписью, если уголовно-процессуальным законом не установлено иное. Для обращения в электронном виде необходимо наличие двух условий: 1) само обращение независимо от его формы (ходатайство, заявление, жалоба, представление) не содержит сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну; 2) в суде имеется техническая возможность принять электронное обращение. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2022 N 610-ФЗ обращение в любой форме и приложенные к нему материалы могут подаваться через Единый портал (федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (Единый портал)) либо через соответствующую информационную систему, определенную Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, либо систему электронного документооборота участников уголовного судопроизводства с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
(Афанасьева С.И., Добровлянина О.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Большинство исследователей, рассматривая цифровые судебные доказательства, рассуждают прежде всего о письменных и вещественных доказательствах [5, с. 108; 21, с. 122]. Стоит отметить, что в последние годы органами публичной власти предприняты определенные, достаточно эффективные меры по внедрению электронного документооборота и цифровых технологий во все сферы отечественного судопроизводства, что призвано обеспечить доступность правосудия для физических и юридических лиц, соблюдение разумных сроков и процессуальную экономию при рассмотрении различных категорий дел. Так, многое сделано для представления в суд документов (письменных доказательств) не только в бумажной документарной форме, но и в цифровом формате, хотя на текущий момент количество обращений в суды общей юрисдикции в электронном виде относительно невелико <21>. Введенная в УПК РФ ст. 474.1 является прогрессивной и перспективной законодательной новеллой по внедрению в уголовную процедуру рассмотрения дел судами современных действенных цифровых технологий. По сути, норма указанной статьи закрепляет один из способов получения доказательств (иные документы) - представление доказательств участниками уголовного судопроизводства. Согласно данной статье материалы, приложенные к ходатайству, заявлению, жалобе, представлению участников по конкретному уголовному делу, подаются в электронном виде, в том числе в форме электронных документов, если само обращение подается в форме электронного документа, подписанного лицом, направившим такой документ, усиленной квалифицированной электронной подписью, если уголовно-процессуальным законом не установлено иное. Для обращения в электронном виде необходимо наличие двух условий: 1) само обращение независимо от его формы (ходатайство, заявление, жалоба, представление) не содержит сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну; 2) в суде имеется техническая возможность принять электронное обращение. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2022 N 610-ФЗ обращение в любой форме и приложенные к нему материалы могут подаваться через Единый портал (федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (Единый портал)) либо через соответствующую информационную систему, определенную Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, либо систему электронного документооборота участников уголовного судопроизводства с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Оплата уставного капитала при создании ООО.
Можно ли оплатить векселем долю в уставном капитале ООО
(КонсультантПлюс, 2025)На основании п. 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами ст. 61 Гражданского кодекса РФ" при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.
Можно ли оплатить векселем долю в уставном капитале ООО
(КонсультантПлюс, 2025)На основании п. 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами ст. 61 Гражданского кодекса РФ" при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.