Сроки предъявления претензий по качеству товара потребителем
Подборка наиболее важных документов по запросу Сроки предъявления претензий по качеству товара потребителем (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Договор поставки
(КонсультантПлюс, 2025)Сроки проверки качества товара и предъявления претензий
(КонсультантПлюс, 2025)Сроки проверки качества товара и предъявления претензий
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 04.06.2024 по делу N 88-11162/2024 (УИД 03RS0017-01-2023-003513-45)
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки; 2) О расторжении договора; 3) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Установлено, что в приобретенном истцом товаре имелся производственный недостаток, который выявлен в течение 15 дней после передачи товара потребителю, указанное обстоятельство предоставляло потребителю право требовать возврата стоимости товара.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено в части.Судами проверялись доводы истца о нарушении ответчиком срока удовлетворения требований потребителя о возврате стоимости товара, которые правомерно признаны несостоятельными по основаниям, указанным в судебных постановлениях. Как следует из представленных доказательств, какие-либо претензии относительно качества приобретенного товара, истцом ответчику до подачи иска предъявлены не были, все претензии истцом были адресованы третьему лицу ООО "Сеть Связной". После подачи иска истец изменил требования и предъявил их к ООО "Эппл Рус", но по требованию ответчика товар не был представлен для проверки качества. В связи с чем судами правомерно установлено в действиях потребителя злоупотребление правом и отказано во взыскании штрафных санкций.
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки; 2) О расторжении договора; 3) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Установлено, что в приобретенном истцом товаре имелся производственный недостаток, который выявлен в течение 15 дней после передачи товара потребителю, указанное обстоятельство предоставляло потребителю право требовать возврата стоимости товара.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено в части.Судами проверялись доводы истца о нарушении ответчиком срока удовлетворения требований потребителя о возврате стоимости товара, которые правомерно признаны несостоятельными по основаниям, указанным в судебных постановлениях. Как следует из представленных доказательств, какие-либо претензии относительно качества приобретенного товара, истцом ответчику до подачи иска предъявлены не были, все претензии истцом были адресованы третьему лицу ООО "Сеть Связной". После подачи иска истец изменил требования и предъявил их к ООО "Эппл Рус", но по требованию ответчика товар не был представлен для проверки качества. В связи с чем судами правомерно установлено в действиях потребителя злоупотребление правом и отказано во взыскании штрафных санкций.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каковы сроки предъявления претензии для защиты прав потребителей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)1. Сроки предъявления требований в отношении недостатков товаров
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)1. Сроки предъявления требований в отношении недостатков товаров
Готовое решение: Что такое рекламация
(КонсультантПлюс, 2025)По сути рекламация представляет собой претензию. Чаще всего рекламацией называют претензию, которую направляют поставщику покупатели, в том числе потребители. Поводом для рекламации обычно является ненадлежащее качество товара, нарушение сроков его доставки или иные нарушения договора поставки. Как правило, рекламации направляют в течение срока действия гарантийных обязательств поставщика.
(КонсультантПлюс, 2025)По сути рекламация представляет собой претензию. Чаще всего рекламацией называют претензию, которую направляют поставщику покупатели, в том числе потребители. Поводом для рекламации обычно является ненадлежащее качество товара, нарушение сроков его доставки или иные нарушения договора поставки. Как правило, рекламации направляют в течение срока действия гарантийных обязательств поставщика.
Нормативные акты
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара
Статья: К вопросу о гарантийном сроке на объекты долевого строительства
(Бова Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)В доктрине гражданского права учеными-цивилистами к понятию гарантийного срока выработано несколько подходов. Е. Шешенин рассматривал гарантийный срок вещи через срок, возможный для предъявления претензий к качеству товара. В случае когда для вещей установлены гарантийные сроки, покупатель в течение гарантийного срока может предъявить претензию по поводу недостатков проданной вещи и требовать безвозмездного устранения недостатков вещи либо ее замены обратно с возвратом покупателю уплаченной за нее суммы <1>.
(Бова Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)В доктрине гражданского права учеными-цивилистами к понятию гарантийного срока выработано несколько подходов. Е. Шешенин рассматривал гарантийный срок вещи через срок, возможный для предъявления претензий к качеству товара. В случае когда для вещей установлены гарантийные сроки, покупатель в течение гарантийного срока может предъявить претензию по поводу недостатков проданной вещи и требовать безвозмездного устранения недостатков вещи либо ее замены обратно с возвратом покупателю уплаченной за нее суммы <1>.
Статья: Возврат товара надлежащего качества потребителем: контроль за соблюдением условий реализации права
(Крохина М.С.)
("Право и экономика", 2020, N 12)Законодатель не ставит право приобретателя обменять товар в зависимость от надлежащего осуществления последним проверки соответствия товара своим реальным потребностям до заключения договора розничной купли-продажи. Гражданину предоставлена возможность предварительно осуществить осмотр товара, ознакомиться с информацией о нем, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств товара или демонстрации его использования (п. 1, 2 ст. 465 ГК РФ). Однако неважно, осуществлял ли покупатель примерку или взял первую попавшуюся вещь с полки, не поинтересовавшись размером, составом ткани и т.п. Предполагается, что в стенах магазина покупатель по объективным причинам (плохое освещение, суета, тесная примерочная, приобретает товар в подарок) не всегда способен оценить, насколько вещь соответствует его запросам, и сделать правильный выбор. К тому же сами продавцы, имея цель увеличить число продаж, используют множество маркетинговых средств давления, подталкивающих к покупке. В результате сложно требовать от обывателя должной осмотрительности в отношениях с профессиональным участником рынка, при розничной купле-продаже в частности. Данное обстоятельство и объясняет необходимость дополнительного обеспечения интересов более слабой стороны путем предоставления потребителю особого, льготного срока на односторонний отказ от исполнения договора. По истечении указанного срока покупатель утрачивает возможность предъявлять претензии продавцу относительно эстетических свойств приобретенного товара, что подтверждается судебной практикой <3>.
(Крохина М.С.)
("Право и экономика", 2020, N 12)Законодатель не ставит право приобретателя обменять товар в зависимость от надлежащего осуществления последним проверки соответствия товара своим реальным потребностям до заключения договора розничной купли-продажи. Гражданину предоставлена возможность предварительно осуществить осмотр товара, ознакомиться с информацией о нем, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств товара или демонстрации его использования (п. 1, 2 ст. 465 ГК РФ). Однако неважно, осуществлял ли покупатель примерку или взял первую попавшуюся вещь с полки, не поинтересовавшись размером, составом ткани и т.п. Предполагается, что в стенах магазина покупатель по объективным причинам (плохое освещение, суета, тесная примерочная, приобретает товар в подарок) не всегда способен оценить, насколько вещь соответствует его запросам, и сделать правильный выбор. К тому же сами продавцы, имея цель увеличить число продаж, используют множество маркетинговых средств давления, подталкивающих к покупке. В результате сложно требовать от обывателя должной осмотрительности в отношениях с профессиональным участником рынка, при розничной купле-продаже в частности. Данное обстоятельство и объясняет необходимость дополнительного обеспечения интересов более слабой стороны путем предоставления потребителю особого, льготного срока на односторонний отказ от исполнения договора. По истечении указанного срока покупатель утрачивает возможность предъявлять претензии продавцу относительно эстетических свойств приобретенного товара, что подтверждается судебной практикой <3>.
Статья: Злоупотребление правом со стороны потребителя - актуальная проблема современной цивилистики
(Усольцев Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)- уклонение от предъявления продавцу в разумный срок претензии относительно качества товара <1>;
(Усольцев Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)- уклонение от предъявления продавцу в разумный срок претензии относительно качества товара <1>;
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении товаров дистанционным способом (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Как правило, датой обращения считается дата передачи товара продавцу или уполномоченной организации для диагностики и ремонта, дата направления продавцу письменной претензии и т.д.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Как правило, датой обращения считается дата передачи товара продавцу или уполномоченной организации для диагностики и ремонта, дата направления продавцу письменной претензии и т.д.
Ситуация: Как вернуть или обменять товар, купленный в кредит?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание на наличие в договоре потребительского кредита положения о порядке действий по возврату и замене (обмену) товара, приобретенного в кредит. Так, в нем могут содержаться условия о расторжении договора купли-продажи товара в качестве основания расторжения кредитного договора, о сроке уведомления банка о досрочном возврате суммы кредита (ч. 4, 9, 10 ст. 5, ст. 11 Закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание на наличие в договоре потребительского кредита положения о порядке действий по возврату и замене (обмену) товара, приобретенного в кредит. Так, в нем могут содержаться условия о расторжении договора купли-продажи товара в качестве основания расторжения кредитного договора, о сроке уведомления банка о досрочном возврате суммы кредита (ч. 4, 9, 10 ст. 5, ст. 11 Закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ).