Срок вступления в силу решения выездной налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок вступления в силу решения выездной налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 100 "Установление размера требований кредиторов" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Срок для предъявления требования, образованного на основании решения налогового органа, подлежит исчислению с даты вступления в силу решения по выездной налоговой проверке, но не позднее восьми месяцев с даты опубликования сведений о введении процедуры. Таким образом, срок на предъявление требования не истек, основания для понижения очередности и отнесения требований "за реестр" отсутствуют. Суд пришел к выводу о том, что начисленная решением налогового органа сумма обоснованно предъявлена к включению в реестр требований кредиторов.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Срок для предъявления требования, образованного на основании решения налогового органа, подлежит исчислению с даты вступления в силу решения по выездной налоговой проверке, но не позднее восьми месяцев с даты опубликования сведений о введении процедуры. Таким образом, срок на предъявление требования не истек, основания для понижения очередности и отнесения требований "за реестр" отсутствуют. Суд пришел к выводу о том, что начисленная решением налогового органа сумма обоснованно предъявлена к включению в реестр требований кредиторов.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 70 "Сроки направления требования об уплате задолженности" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил требование об уплате недоимки, выставленное налоговым органом по результатам проведения выездной налоговой проверки. Налогоплательщик сослался на пропуск налоговым органом срока для выставления требования, выставление его за пределами двухлетнего срока на принудительное взыскание налога, поскольку налоговым органом был нарушен срок проведения выездной налоговой проверки. Суд отказал в удовлетворении требования налогоплательщика. Суд указал, что требование было выставлено в переделах установленного п. 2 ст. 70 НК РФ срока после вступления в силу решения налогового органа по итогам выездной налоговой проверки. Суд отклонил довод налогоплательщика о пропуске налоговым органом срока на принятие мер по принудительному взысканию задолженности в связи с превышением срока проведения выездной налоговой проверки и принятия решения по ее результатам. Суд указал, что началом процесса принудительного взыскания налога является направление налогоплательщику требования об уплате налога (пеней, штрафа), само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки не может иметь юридического значения для оценки возможности взыскания задолженности по налогам.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил требование об уплате недоимки, выставленное налоговым органом по результатам проведения выездной налоговой проверки. Налогоплательщик сослался на пропуск налоговым органом срока для выставления требования, выставление его за пределами двухлетнего срока на принудительное взыскание налога, поскольку налоговым органом был нарушен срок проведения выездной налоговой проверки. Суд отказал в удовлетворении требования налогоплательщика. Суд указал, что требование было выставлено в переделах установленного п. 2 ст. 70 НК РФ срока после вступления в силу решения налогового органа по итогам выездной налоговой проверки. Суд отклонил довод налогоплательщика о пропуске налоговым органом срока на принятие мер по принудительному взысканию задолженности в связи с превышением срока проведения выездной налоговой проверки и принятия решения по ее результатам. Суд указал, что началом процесса принудительного взыскания налога является направление налогоплательщику требования об уплате налога (пеней, штрафа), само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки не может иметь юридического значения для оценки возможности взыскания задолженности по налогам.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 9. По мнению налогоплательщика, трехлетний срок на обращение в суд с иском о взыскании с ИФНС излишне уплаченного налога по УСН надлежит считать со дня вступления в силу решения по выездной налоговой проверке взаимозависимого контрагента, которому были доначислены налоги с учетом выручки налогоплательщика.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 9. По мнению налогоплательщика, трехлетний срок на обращение в суд с иском о взыскании с ИФНС излишне уплаченного налога по УСН надлежит считать со дня вступления в силу решения по выездной налоговой проверке взаимозависимого контрагента, которому были доначислены налоги с учетом выручки налогоплательщика.
Статья: Когда истекает срок взыскания доначислений? Ответ на вопрос дали судьи
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 8)Арбитры кассационной инстанции указали, что по итогам выездной проверки соблюдение сроков принудительного взыскания в первую очередь оценивается с позиции своевременности действий налогового органа на этапе исполнения решения. Другими словами, это значит, что срок течения периода на взыскание следует отсчитывать после вступления решения в силу и получения возможности для его исполнения. При этом нарушение сроков проведения выездной проверки не имеет значения для оценки действий налогового органа на стадии взыскания задолженности. "<...> само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки не может иметь юридического значения для оценки правомерности действий налогового органа на стадии взыскания задолженности по налогам. Иное приводило бы к смещению сроков, относящихся к различным административным процедурам, сроков производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах и сроков исполнения решения, принятого по результатам названного производства", - отметили арбитры.
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 8)Арбитры кассационной инстанции указали, что по итогам выездной проверки соблюдение сроков принудительного взыскания в первую очередь оценивается с позиции своевременности действий налогового органа на этапе исполнения решения. Другими словами, это значит, что срок течения периода на взыскание следует отсчитывать после вступления решения в силу и получения возможности для его исполнения. При этом нарушение сроков проведения выездной проверки не имеет значения для оценки действий налогового органа на стадии взыскания задолженности. "<...> само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки не может иметь юридического значения для оценки правомерности действий налогового органа на стадии взыскания задолженности по налогам. Иное приводило бы к смещению сроков, относящихся к различным административным процедурам, сроков производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах и сроков исполнения решения, принятого по результатам названного производства", - отметили арбитры.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2018 N 45-П
"По делу о проверке конституционности части первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.В. Трофимовой"Уведомление об утверждении промежуточного ликвидационного баланса представляется в регистрирующий орган руководителем ликвидационной комиссии (ликвидатором) не ранее истечения срока на предъявление требований кредиторов, завершения проводимых в отношении ликвидируемого юридического лица выездных налоговых и таможенных проверок, а также не ранее вступления в законную силу решений судов по результатам рассмотрения требований, предъявленных к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации (пункты 3 и 4 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
"По делу о проверке конституционности части первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.В. Трофимовой"Уведомление об утверждении промежуточного ликвидационного баланса представляется в регистрирующий орган руководителем ликвидационной комиссии (ликвидатором) не ранее истечения срока на предъявление требований кредиторов, завершения проводимых в отношении ликвидируемого юридического лица выездных налоговых и таможенных проверок, а также не ранее вступления в законную силу решений судов по результатам рассмотрения требований, предъявленных к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации (пункты 3 и 4 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
<Письмо> ФНС России от 29.07.2024 N БВ-4-7/8573@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2024 года по вопросам налогообложения>Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями статей 23, 46, 47, 70, 82, 89, 100, 101.2, 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период) и исходил из того, что при расчете предельного срока на вынесение и вступление в законную силу решения по результатам налоговой проверки, а также срока на выставления требования и решения о взыскании доначисленных сумм в принудительном порядке необходимо учитывать сроки не в их фактической продолжительности, а в той продолжительности, которая установлена Кодексом. Проанализировав материалы налоговой проверки, суды установили, что при соблюдении установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков осуществления контрольных мероприятий после начала выездной налоговой проверки 26.11.2018 меры по принудительному взысканию доначисленных сумм недоимки, пени и штрафов должны были быть приняты управлением не позднее 07.09.2022, в то время как решение о взыскании принято и инкассовые поручения приняты (выставлены) 24.10.2022, в связи с чем указанные акты не подлежали исполнению как незаконные.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2024 года по вопросам налогообложения>Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями статей 23, 46, 47, 70, 82, 89, 100, 101.2, 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период) и исходил из того, что при расчете предельного срока на вынесение и вступление в законную силу решения по результатам налоговой проверки, а также срока на выставления требования и решения о взыскании доначисленных сумм в принудительном порядке необходимо учитывать сроки не в их фактической продолжительности, а в той продолжительности, которая установлена Кодексом. Проанализировав материалы налоговой проверки, суды установили, что при соблюдении установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков осуществления контрольных мероприятий после начала выездной налоговой проверки 26.11.2018 меры по принудительному взысканию доначисленных сумм недоимки, пени и штрафов должны были быть приняты управлением не позднее 07.09.2022, в то время как решение о взыскании принято и инкассовые поручения приняты (выставлены) 24.10.2022, в связи с чем указанные акты не подлежали исполнению как незаконные.
Статья: Законность следующих друг за другом выездных налоговых проверок
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 48)Суды отклонили доводы компании об избыточности и неограниченности по продолжительности мер налогового контроля. В соответствии с п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Период проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и оформления результатов налоговой проверки (акт, решение) не входит в срок проведения выездной проверки. Предыдущая выездная налоговая проверка (за 2017 - 2019 гг.) закончена 6 июля 2021 г., о чем составлена справка о проведенной проверке. Назначение новой выездной проверки в следующем календарном году 16 августа 2022 г. соответствует положениям действующего законодательства.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 48)Суды отклонили доводы компании об избыточности и неограниченности по продолжительности мер налогового контроля. В соответствии с п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Период проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и оформления результатов налоговой проверки (акт, решение) не входит в срок проведения выездной проверки. Предыдущая выездная налоговая проверка (за 2017 - 2019 гг.) закончена 6 июля 2021 г., о чем составлена справка о проведенной проверке. Назначение новой выездной проверки в следующем календарном году 16 августа 2022 г. соответствует положениям действующего законодательства.
Готовое решение: Общий порядок проведения выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Решение по результатам выездной налоговой проверки вступает в силу по истечении месяца со дня, когда вам его вручили (п. 9 ст. 101 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Решение по результатам выездной налоговой проверки вступает в силу по истечении месяца со дня, когда вам его вручили (п. 9 ст. 101 НК РФ).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)Согласно п. 4 ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока:
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)Согласно п. 4 ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока:
Готовое решение: Как составить и подать налоговую, бухгалтерскую и другую отчетность при ликвидации учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторами;
(КонсультантПлюс, 2025)окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторами;
Готовое решение: Как принимают и вручают решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)5. Как вступает в силу решение о привлечении к налоговой ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)5. Как вступает в силу решение о привлечении к налоговой ответственности
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, решение налогового органа по итогам выездной налоговой проверки вынесено и вступило в силу, хотя и с превышением установленных законом сроков, по причине необходимости обеспечения прав и законных интересов налогоплательщика, но в рамках предельного двухлетнего срока. Поэтому требование об уплате доначисленных сумм выставлено правомерно (Постановление АС УО от 20.10.2023 N Ф09-6522/23 по делу N А47-15134/2022).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, решение налогового органа по итогам выездной налоговой проверки вынесено и вступило в силу, хотя и с превышением установленных законом сроков, по причине необходимости обеспечения прав и законных интересов налогоплательщика, но в рамках предельного двухлетнего срока. Поэтому требование об уплате доначисленных сумм выставлено правомерно (Постановление АС УО от 20.10.2023 N Ф09-6522/23 по делу N А47-15134/2022).
Вопрос: В январе 2023 г. решением по апелляционной жалобе сумма доначисленных налогов оставлена без изменений. По ходатайству организации в марте 2023 г. судом приняты обеспечительные меры. Правомерно ли взыскание недоимки по решению, вынесенному по результатам ВНП в августе 2022 г., за счет положительного сальдо ЕНС?
(Консультация эксперта, 2023)Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо ЕНС и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.
(Консультация эксперта, 2023)Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо ЕНС и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Московского округа от 01.02.2023 N Ф05-34551/2022 <О безуспешном оспаривании компанией требования ИФНС об уплате налога и пеней>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 7)Установлено, что решение ИФНС от 12.04.2021, принятое по результатам выездной налоговой проверки, вступило в законную силу 4 августа 2021 года. Именно с этой даты следует исчислять сроки, установленные главным фискальным НПА для принудительного взыскания задолженности. А значит, требование об уплате доначисленных налогов и пеней выставлено обществу 9 августа 2021 года правомерно. Делая такой вывод, арбитры учли предписания п. 2 ст. 70 НК РФ и разъяснения из абз. 2 п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 7)Установлено, что решение ИФНС от 12.04.2021, принятое по результатам выездной налоговой проверки, вступило в законную силу 4 августа 2021 года. Именно с этой даты следует исчислять сроки, установленные главным фискальным НПА для принудительного взыскания задолженности. А значит, требование об уплате доначисленных налогов и пеней выставлено обществу 9 августа 2021 года правомерно. Делая такой вывод, арбитры учли предписания п. 2 ст. 70 НК РФ и разъяснения из абз. 2 п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Статья: Уголовку за налоговые преступления смягчили (комментарий к Закону от 18.03.2023 N 78-ФЗ)
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2023, N 9)Выездная налоговая проверка с учетом всех приостановлений и продлений может длиться достаточно долго. И значительное время может пройти до утверждения решения по проверке в окончательном виде, если компания оспаривает правомерность доначислений.
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2023, N 9)Выездная налоговая проверка с учетом всех приостановлений и продлений может длиться достаточно долго. И значительное время может пройти до утверждения решения по проверке в окончательном виде, если компания оспаривает правомерность доначислений.
Статья: Налоговый орган утрачивает право на принудительное взыскание задолженности, если рассмотрение материалов проверки и принятие по ней решения, а также рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом в совокупности занимает более двух лет
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что при расчете предельного срока на вынесение и вступление в силу решения по результатам налоговой проверки, а также срока на выставление требования и решения о взыскании доначисленных сумм в принудительном порядке учитывать сроки нужно не в их фактической продолжительности, а в той, что предусмотрена НК РФ.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что при расчете предельного срока на вынесение и вступление в силу решения по результатам налоговой проверки, а также срока на выставление требования и решения о взыскании доначисленных сумм в принудительном порядке учитывать сроки нужно не в их фактической продолжительности, а в той, что предусмотрена НК РФ.