Срок рассмотрения заявления об оспаривании бездействия судебного пристава
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок рассмотрения заявления об оспаривании бездействия судебного пристава (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Пропуск срока подачи заявления и отсутствие уважительных причин для его восстановления являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ч. 4 ст. 198, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, ч. 8 ст. 219 КАС РФВ соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ч. 4 ст. 198, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, ч. 8 ст. 219 КАС РФВ соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.08.2023 N 88а-25914/2023 (УИД 36RS0005-01-2022-002676-23)
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в возмещении расходов на оплату услуг представителя.
Решение: Определение оставлено без изменения.Из административного иска следует, что предметом оспаривания являлось бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в нарушении сроков рассмотрения заявления административного истца от 1 февраля 2022 года. Вместе с тем, при отказе от административного иска административный истец не ссылался на какие-либо конкретные действия административного ответчика, свидетельствующие об удовлетворении заявленных требований после предъявления административного искового заявления. В материалах дела таких доказательств не имеется, сам по себе отказ административного истца от административного иска не свидетельствует о том, что его требования были удовлетворены административным ответчиком добровольно после обращения административного истца в суд.
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в возмещении расходов на оплату услуг представителя.
Решение: Определение оставлено без изменения.Из административного иска следует, что предметом оспаривания являлось бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в нарушении сроков рассмотрения заявления административного истца от 1 февраля 2022 года. Вместе с тем, при отказе от административного иска административный истец не ссылался на какие-либо конкретные действия административного ответчика, свидетельствующие об удовлетворении заявленных требований после предъявления административного искового заявления. В материалах дела таких доказательств не имеется, сам по себе отказ административного истца от административного иска не свидетельствует о том, что его требования были удовлетворены административным ответчиком добровольно после обращения административного истца в суд.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Тенденция к изменению сроков рассмотрения дела судами первой инстанции в гражданском процессе России
(Халатов С.А.)
("Закон", 2025, N 6)АПК РФ были установлены и специальные нормативные сроки рассмотрения некоторых дел. Например, нормативный срок рассмотрения дел об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов составляет 10 дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая подготовку дела и вынесение решения. Этот срок может быть продлен председателем суда не более, чем до 3 месяцев (ч. 1 ст. 200 АПК РФ).
(Халатов С.А.)
("Закон", 2025, N 6)АПК РФ были установлены и специальные нормативные сроки рассмотрения некоторых дел. Например, нормативный срок рассмотрения дел об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов составляет 10 дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая подготовку дела и вынесение решения. Этот срок может быть продлен председателем суда не более, чем до 3 месяцев (ч. 1 ст. 200 АПК РФ).
Статья: Изменения в АПК РФ: подсудность, процессуальные сроки, приказное производство
(Вялых Е.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 1)- председатель суда может продлить десятидневный срок рассмотрения требования об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов до трех месяцев на основании мотивированного заявления судьи;
(Вялых Е.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 1)- председатель суда может продлить десятидневный срок рассмотрения требования об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов до трех месяцев на основании мотивированного заявления судьи;
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"21.12. Ввиду сокращенных сроков рассмотрения ходатайств и заявлений об обеспечении иска, заявлений об оспаривании решений, действия (бездействия) судебных приставов-исполнителей, о приостановлении, возобновлении и прекращении исполнительных производств, об отложении исполнительных действий, а также прочие заявления и ходатайства, которые в соответствии с федеральными законами подлежат рассмотрению в сокращенные сроки, такие заявления и ходатайства подлежат немедленной передаче из экспедиции в группу регистрации. После регистрации они передаются в день получения в судебные составы согласно специализации или судье, в производстве которого находится дело, или его помощнику под расписку.
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"21.12. Ввиду сокращенных сроков рассмотрения ходатайств и заявлений об обеспечении иска, заявлений об оспаривании решений, действия (бездействия) судебных приставов-исполнителей, о приостановлении, возобновлении и прекращении исполнительных производств, об отложении исполнительных действий, а также прочие заявления и ходатайства, которые в соответствии с федеральными законами подлежат рассмотрению в сокращенные сроки, такие заявления и ходатайства подлежат немедленной передаче из экспедиции в группу регистрации. После регистрации они передаются в день получения в судебные составы согласно специализации или судье, в производстве которого находится дело, или его помощнику под расписку.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - постановление Пленума N 50), разъясняя особенности обращения в суд с административным исковым заявлением, заявлением об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, указал на аналогичные последствия пропуска срока, а именно на то, что пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - постановление Пленума N 50), разъясняя особенности обращения в суд с административным исковым заявлением, заявлением об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, указал на аналогичные последствия пропуска срока, а именно на то, что пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)- дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя рассматриваются судом в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления административного искового заявления;
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)- дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя рассматриваются судом в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления административного искового заявления;
Путеводитель. Что нужно знать об исполнительном производстве
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что суд общей юрисдикции рассматривает заявление в течение одного месяца со дня его поступления (ч. 1 ст. 226, ст. 360 КАС РФ). Согласно ч. 4 ст. 128 Закона об исполнительном производстве заявление об оспаривании постановления, действия (бездействия) должностного лица службы судебных приставов в любом суде рассматривается в течение 10 дней. Однако ч. 1 ст. 226 КАС РФ предоставляет суду один месяц на рассмотрение дела, если иной срок не предусмотрен этим Кодексом. В настоящее время Кодексом не установлен иной срок рассмотрения дела об оспаривании постановления, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя. До 01.10.2019 ч. 3 ст. 226 КАС РФ был предусмотрен 10-дневный срок, однако с указанной даты эта норма утратила силу на основании пп. "а" п. 65 ст. 20 Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что суд общей юрисдикции рассматривает заявление в течение одного месяца со дня его поступления (ч. 1 ст. 226, ст. 360 КАС РФ). Согласно ч. 4 ст. 128 Закона об исполнительном производстве заявление об оспаривании постановления, действия (бездействия) должностного лица службы судебных приставов в любом суде рассматривается в течение 10 дней. Однако ч. 1 ст. 226 КАС РФ предоставляет суду один месяц на рассмотрение дела, если иной срок не предусмотрен этим Кодексом. В настоящее время Кодексом не установлен иной срок рассмотрения дела об оспаривании постановления, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя. До 01.10.2019 ч. 3 ст. 226 КАС РФ был предусмотрен 10-дневный срок, однако с указанной даты эта норма утратила силу на основании пп. "а" п. 65 ст. 20 Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о возобновлении исполнительного производства может быть восстановлен судом на основании ходатайства взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя. Заявление о восстановлении пропущенного срока подается в суд и рассматривается в порядке, предусмотренном ст. 95 настоящего Кодекса. На определение суда о восстановлении срока может быть подана частная жалоба.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о возобновлении исполнительного производства может быть восстановлен судом на основании ходатайства взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя. Заявление о восстановлении пропущенного срока подается в суд и рассматривается в порядке, предусмотренном ст. 95 настоящего Кодекса. На определение суда о восстановлении срока может быть подана частная жалоба.
Статья: Проявление темпоральности в принципах административного процесса
(Белякович Е.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Однако реализация принципа быстроты (оперативности) должна основываться на реальности исполнения установленных сроков и не допускать возможности иллюзорности сокращенных сроков рассмотрения административных дел. Интересен в этой связи следующий пример. В силу абз. 2 ч. 1 ст. 200 АПК РФ дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов рассматриваются в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. Однако по факту рассмотрение дел данной категории в десятидневный срок объективно затруднительно, поскольку, во-первых, с учетом нормативов почтового пробега для судебной корреспонденции и семидневного срока ожидания корреспонденции в почтовом отделении десятидневный срок рассмотрения не позволяет даже надлежащим образом известить лиц, участвующих в деле (помимо судебного пристава, которому судебный акт направляется по электронной почте, в деле участвуют взыскатели и иные лица, которых известить о начавшемся судебном процессе иногда возможно только посредством почтовой связи), во-вторых, достаточно сложно вместить в десять дней большой объем процессуальных действий: разрешение судом вопроса о принятии заявления к производству (АПК РФ предусматривает пять дней), отправку определения о принятии заявления лицам, участвующим в деле (АПК РФ предусматривает пять дней), ознакомление заинтересованными и третьими лицами с заявлением и подготовку отзыва на заявление, направление отзыва на заявление с доказательствами иным участникам процесса и суду (АПК РФ закрепляет заблаговременное раскрытие доказательств), изучение позиций и доводов участников процесса, проведение судебного заседания, принятие решения и оглашение его резолютивной части, изготовление решения в полном объеме (АПК РФ предоставляет пять дней). В то же время в силу ч. 3 ст. 152 АПК РФ срок, на который судебное разбирательство отложено, не включается в срок рассмотрения дела, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства. Таким образом, дело об оспаривании постановления судебного пристава с предусмотренным десятидневным сроком рассмотрения фактически может быть разрешено и через полгода, при этом срок рассмотрения будет считаться соблюденным.
(Белякович Е.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Однако реализация принципа быстроты (оперативности) должна основываться на реальности исполнения установленных сроков и не допускать возможности иллюзорности сокращенных сроков рассмотрения административных дел. Интересен в этой связи следующий пример. В силу абз. 2 ч. 1 ст. 200 АПК РФ дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов рассматриваются в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. Однако по факту рассмотрение дел данной категории в десятидневный срок объективно затруднительно, поскольку, во-первых, с учетом нормативов почтового пробега для судебной корреспонденции и семидневного срока ожидания корреспонденции в почтовом отделении десятидневный срок рассмотрения не позволяет даже надлежащим образом известить лиц, участвующих в деле (помимо судебного пристава, которому судебный акт направляется по электронной почте, в деле участвуют взыскатели и иные лица, которых известить о начавшемся судебном процессе иногда возможно только посредством почтовой связи), во-вторых, достаточно сложно вместить в десять дней большой объем процессуальных действий: разрешение судом вопроса о принятии заявления к производству (АПК РФ предусматривает пять дней), отправку определения о принятии заявления лицам, участвующим в деле (АПК РФ предусматривает пять дней), ознакомление заинтересованными и третьими лицами с заявлением и подготовку отзыва на заявление, направление отзыва на заявление с доказательствами иным участникам процесса и суду (АПК РФ закрепляет заблаговременное раскрытие доказательств), изучение позиций и доводов участников процесса, проведение судебного заседания, принятие решения и оглашение его резолютивной части, изготовление решения в полном объеме (АПК РФ предоставляет пять дней). В то же время в силу ч. 3 ст. 152 АПК РФ срок, на который судебное разбирательство отложено, не включается в срок рассмотрения дела, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства. Таким образом, дело об оспаривании постановления судебного пристава с предусмотренным десятидневным сроком рассмотрения фактически может быть разрешено и через полгода, при этом срок рассмотрения будет считаться соблюденным.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Также указанный подход не учитывает материальное правовое регулирование, которое обусловливает специфику споров об исполнительном производстве. Так, при определении правил территориальной подсудности необходимо учитывать положения ст. 33, 128 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <1>, в которых закреплен общий принцип о том, что исполнительное производство осуществляется на территории, на которой распространяются полномочия соответствующего судебного пристава-исполнителя, а не по месту нахождения подразделения, где осуществляет исполнение обязанности судебный пристав-исполнитель. Предусмотренные указанными статьями правила определения места совершения исполнительных действий работают в единстве с иными положениями, предоставляющими судебному приставу-исполнителю полномочия по их совершению: институт передачи исполнительного производства в службу судебных приставов-исполнителей, полномочия которых распространяются на данную территорию; установление сокращенного срока рассмотрения судом требования об оспаривании постановления, действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов (10 дней). Совокупность указанных положений направлена на достижение задачи своевременности и эффективности защиты субъективных прав по анализируемой категории дел.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Также указанный подход не учитывает материальное правовое регулирование, которое обусловливает специфику споров об исполнительном производстве. Так, при определении правил территориальной подсудности необходимо учитывать положения ст. 33, 128 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <1>, в которых закреплен общий принцип о том, что исполнительное производство осуществляется на территории, на которой распространяются полномочия соответствующего судебного пристава-исполнителя, а не по месту нахождения подразделения, где осуществляет исполнение обязанности судебный пристав-исполнитель. Предусмотренные указанными статьями правила определения места совершения исполнительных действий работают в единстве с иными положениями, предоставляющими судебному приставу-исполнителю полномочия по их совершению: институт передачи исполнительного производства в службу судебных приставов-исполнителей, полномочия которых распространяются на данную территорию; установление сокращенного срока рассмотрения судом требования об оспаривании постановления, действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов (10 дней). Совокупность указанных положений направлена на достижение задачи своевременности и эффективности защиты субъективных прав по анализируемой категории дел.
Вопрос: Какой порядок оспаривания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в рамках административного судопроизводства?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Рассмотрение административного искового заявления судом производится в 10-дневный срок (ч. 4 ст. 128 Закона об исполнительном производстве).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Рассмотрение административного искового заявления судом производится в 10-дневный срок (ч. 4 ст. 128 Закона об исполнительном производстве).
Готовое решение: Как снять с имущества арест, наложенный судебным приставом-исполнителем
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что, исходя из ч. 1 ст. 226 и ст. 360 КАС РФ, суд общей юрисдикции рассматривает заявление в течение одного месяца со дня его поступления. Дело в том, что согласно ч. 2 ст. 15, ч. 4 ст. 128 Закона об исполнительном производстве заявление об оспаривании постановления, действия (бездействия) должностного лица службы судебных приставов в любом суде рассматривается в течение 10 рабочих дней. Однако по ч. 1 ст. 226 КАС РФ на рассмотрение дела отводится один месяц, если иной срок не установлен этим Кодексом. До 01.10.2019 ч. 3 ст. 226 КАС РФ был предусмотрен 10-дневный срок, однако с указанной даты эта норма утратила силу. В настоящее время специальный срок рассмотрения дела об оспаривании постановления, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя Кодексом не определен.
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что, исходя из ч. 1 ст. 226 и ст. 360 КАС РФ, суд общей юрисдикции рассматривает заявление в течение одного месяца со дня его поступления. Дело в том, что согласно ч. 2 ст. 15, ч. 4 ст. 128 Закона об исполнительном производстве заявление об оспаривании постановления, действия (бездействия) должностного лица службы судебных приставов в любом суде рассматривается в течение 10 рабочих дней. Однако по ч. 1 ст. 226 КАС РФ на рассмотрение дела отводится один месяц, если иной срок не установлен этим Кодексом. До 01.10.2019 ч. 3 ст. 226 КАС РФ был предусмотрен 10-дневный срок, однако с указанной даты эта норма утратила силу. В настоящее время специальный срок рассмотрения дела об оспаривании постановления, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя Кодексом не определен.
Готовое решение: Как обжаловать бездействие судебного пристава-исполнителя в арбитражный суд
(КонсультантПлюс, 2025)Пример расчета срока на оспаривание бездействия пристава
(КонсультантПлюс, 2025)Пример расчета срока на оспаривание бездействия пристава
Готовое решение: Как обжаловать отказ в возбуждении исполнительного производства
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что суд общей юрисдикции рассматривает заявление в течение одного месяца со дня его поступления. Это следует из ч. 1 ст. 226 и ст. 360 КАС РФ. Дело в том, что согласно ч. 2 ст. 15, ч. 4 ст. 128 Закона об исполнительном производстве заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов в любом суде рассматривается в течение 10 рабочих дней. Однако по ч. 1 ст. 226 КАС РФ на рассмотрение дела отводится один месяц, если иной срок не установлен этим Кодексом. До 1 октября 2019 г. положениями ч. 3 ст. 226 КАС РФ с учетом его ч. 2 ст. 92 был предусмотрен срок 10 рабочих дней, однако с указанной даты эта норма утратила силу. Сейчас специальный срок рассмотрения таких дел Кодексом не определен.
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что суд общей юрисдикции рассматривает заявление в течение одного месяца со дня его поступления. Это следует из ч. 1 ст. 226 и ст. 360 КАС РФ. Дело в том, что согласно ч. 2 ст. 15, ч. 4 ст. 128 Закона об исполнительном производстве заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов в любом суде рассматривается в течение 10 рабочих дней. Однако по ч. 1 ст. 226 КАС РФ на рассмотрение дела отводится один месяц, если иной срок не установлен этим Кодексом. До 1 октября 2019 г. положениями ч. 3 ст. 226 КАС РФ с учетом его ч. 2 ст. 92 был предусмотрен срок 10 рабочих дней, однако с указанной даты эта норма утратила силу. Сейчас специальный срок рассмотрения таких дел Кодексом не определен.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)4. В отношении порядка рассмотрения судами заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц ССП, их действий (бездействия) часть 4 комментируемой статьи отсылает к процессуальному законодательству РФ, но при этом предусматривает, что должны также соблюдаться особенности, установленные комментируемым Законом. Эти особенности сводятся к определению в ч. 2 и 3 комментируемой статьи компетенции судов по рассмотрению дел. Иные содержащиеся в данном Законе процессуальные правила продублированы в КАС РФ и АПК РФ. В отношении порядка восстановления пропущенных сроков для обращения в суд часть 5 ст. 18 комментируемого Закона отсылает непосредственно к процессуальному законодательству РФ.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)4. В отношении порядка рассмотрения судами заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц ССП, их действий (бездействия) часть 4 комментируемой статьи отсылает к процессуальному законодательству РФ, но при этом предусматривает, что должны также соблюдаться особенности, установленные комментируемым Законом. Эти особенности сводятся к определению в ч. 2 и 3 комментируемой статьи компетенции судов по рассмотрению дел. Иные содержащиеся в данном Законе процессуальные правила продублированы в КАС РФ и АПК РФ. В отношении порядка восстановления пропущенных сроков для обращения в суд часть 5 ст. 18 комментируемого Закона отсылает непосредственно к процессуальному законодательству РФ.