Срок рассмотрения претензии по услугам связи
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок рассмотрения претензии по услугам связи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2025 N 08АП-6147/2025, 08АП-6146/2025 по делу N А70-20472/2024
Требование: О взыскании убытков, причиненных необоснованным отказом от договоров на оказание юридических услуг.
Встречное требование: О взыскании неосновательного обогащения в виде платы за неоказанные услуги.
Решение: Требование удовлетворено в части.Так, как следует из материалов дела и не оспаривается обществом, ИП Луцкевич Д.Л. оказывала обществу юридические услуги в рамках дел N А70-21160/2022 и N А70-17446/2022 более полутора лет, каких либо претензий к качеству оказываемых услуг обществом не заявлялось. Из материалов дела не следует, что согласовывая цену услуг, стороны также согласовали срок оказания услуг, в данной связи тот факт, что отношения между сторонами прекратились до завершения рассмотрения дел N А70-21160/2022 и N А70-17446/2022, не свидетельствует о том, что оплаченные услуги оказаны не в полном объеме.
Требование: О взыскании убытков, причиненных необоснованным отказом от договоров на оказание юридических услуг.
Встречное требование: О взыскании неосновательного обогащения в виде платы за неоказанные услуги.
Решение: Требование удовлетворено в части.Так, как следует из материалов дела и не оспаривается обществом, ИП Луцкевич Д.Л. оказывала обществу юридические услуги в рамках дел N А70-21160/2022 и N А70-17446/2022 более полутора лет, каких либо претензий к качеству оказываемых услуг обществом не заявлялось. Из материалов дела не следует, что согласовывая цену услуг, стороны также согласовали срок оказания услуг, в данной связи тот факт, что отношения между сторонами прекратились до завершения рассмотрения дел N А70-21160/2022 и N А70-17446/2022, не свидетельствует о том, что оплаченные услуги оказаны не в полном объеме.
Апелляционное определение Пензенского областного суда от 01.08.2023 по делу N 33-2467/2023 (УИД 58RS0018-01-2022-004585-41)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истица указала, что в нарушение действующего законодательства ей оказаны ненадлежащие почтовые услуги по доставке и вручению заказных писем с простым уведомлением.
Решение: Удовлетворено в части.Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", ст. 15 Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", приказом Минкосвязи России от 04.06.2018 N 257 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, и п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", исходил из того, что при доставке писем истца ответчиком не были нарушены сроки пересылки почтовых отправлений. Однако при рассмотрении дела нашел свое подтверждение факт выдачи Н. уведомлений, оформленных ненадлежащим образом, а также отсутствие ответов на претензии истца от 26.04.2022 и 29.06.2022.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истица указала, что в нарушение действующего законодательства ей оказаны ненадлежащие почтовые услуги по доставке и вручению заказных писем с простым уведомлением.
Решение: Удовлетворено в части.Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", ст. 15 Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", приказом Минкосвязи России от 04.06.2018 N 257 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, и п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", исходил из того, что при доставке писем истца ответчиком не были нарушены сроки пересылки почтовых отправлений. Однако при рассмотрении дела нашел свое подтверждение факт выдачи Н. уведомлений, оформленных ненадлежащим образом, а также отсутствие ответов на претензии истца от 26.04.2022 и 29.06.2022.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Уволенный работник дал согласие на пересылку его трудовой книжки по почте. Она потеряна по вине почты. Что делать работодателю и к кому обратиться с требованием возместить ущерб?
(Консультация эксперта, Гострудинспекция в Орловской обл., 2025)В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд (ч. 7 ст. 37 Закона N 176-ФЗ).
(Консультация эксперта, Гострудинспекция в Орловской обл., 2025)В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд (ч. 7 ст. 37 Закона N 176-ФЗ).
Ситуация: Как потребителю взыскать компенсацию морального вреда?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Например, по спорам, связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением оператором почтовой связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, претензия подлежит рассмотрению и потребителю должен быть предоставлен ответ в письменной форме, по общему правилу, в следующие сроки (п. п. 7, 8 ст. 55 Закона N 126-ФЗ; ч. 4 ст. 37 Закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Например, по спорам, связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением оператором почтовой связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, претензия подлежит рассмотрению и потребителю должен быть предоставлен ответ в письменной форме, по общему правилу, в следующие сроки (п. п. 7, 8 ст. 55 Закона N 126-ФЗ; ч. 4 ст. 37 Закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ):
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О почтовой связи"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.
(ред. от 31.07.2025)
"О почтовой связи"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.
Постановление Правительства РФ от 06.06.2005 N 353
(ред. от 24.09.2024)
"Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания"ж) порядок и форму оплаты услуг связи проводного радиовещания;
(ред. от 24.09.2024)
"Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания"ж) порядок и форму оплаты услуг связи проводного радиовещания;
Статья: Претензионное урегулирование хозяйственных споров: историко-правовое эссе
(Клеандров М.И.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)Вплоть до развала СССР и перехода экономики России с плановой на рыночную основным актом, регулирующим претензионный порядок урегулирования хозяйственных споров, было Положение о претензиях <44>. Оно впервые четко и конкретно определило порядок и сроки предъявления и рассмотрения предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями претензий, возникающих при исполнении хозяйственных договоров и по другим основаниям. Но вместе с тем его действие не распространялось на: 1) претензии к предприятиям и организациям транспорта и связи, вытекающие из перевозок грузов и операций по оказанию услуг связи; 2) претензии заказчиков (внешнеторговых объединений и других организаций) и поставщиков товаров для экспорта, заказчиков и грузополучателей импортных товаров и внешнеторговых объединений, выполняющих заказы на импорт товаров; 3) претензии, вытекающие из отношений по перевозкам в заграничном сообщении; 4) претензии, вытекающие из отношений по иностранному страхованию; 5) требования, вытекающие из отношений колхозов и межколхозных организаций между собой и с участием государственных, кооперативных и иных общественных организаций; 6) претензии организаций сельхозтехники, связанные с возмещением затрат на произведенный ими ремонт тракторов и сельскохозяйственных машин, приобретенных колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями и вышедших из строя по вине заводов-изготовителей до истечения гарантийного срока. Этот перечень исключений являлся исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежал.
(Клеандров М.И.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)Вплоть до развала СССР и перехода экономики России с плановой на рыночную основным актом, регулирующим претензионный порядок урегулирования хозяйственных споров, было Положение о претензиях <44>. Оно впервые четко и конкретно определило порядок и сроки предъявления и рассмотрения предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями претензий, возникающих при исполнении хозяйственных договоров и по другим основаниям. Но вместе с тем его действие не распространялось на: 1) претензии к предприятиям и организациям транспорта и связи, вытекающие из перевозок грузов и операций по оказанию услуг связи; 2) претензии заказчиков (внешнеторговых объединений и других организаций) и поставщиков товаров для экспорта, заказчиков и грузополучателей импортных товаров и внешнеторговых объединений, выполняющих заказы на импорт товаров; 3) претензии, вытекающие из отношений по перевозкам в заграничном сообщении; 4) претензии, вытекающие из отношений по иностранному страхованию; 5) требования, вытекающие из отношений колхозов и межколхозных организаций между собой и с участием государственных, кооперативных и иных общественных организаций; 6) претензии организаций сельхозтехники, связанные с возмещением затрат на произведенный ими ремонт тракторов и сельскохозяйственных машин, приобретенных колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями и вышедших из строя по вине заводов-изготовителей до истечения гарантийного срока. Этот перечень исключений являлся исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежал.
Ситуация: Как потребителю составить и направить претензию исполнителю (продавцу, изготовителю), в том числе о возврате денежных средств?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Например, по спорам, связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением оператором почтовой связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, претензия подлежит рассмотрению и потребителю должен быть предоставлен ответ в письменной форме, по общему правилу, в следующие сроки (п. п. 1, 7, 8 ст. 55 Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ; ст. 37 Закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Например, по спорам, связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением оператором почтовой связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, претензия подлежит рассмотрению и потребителю должен быть предоставлен ответ в письменной форме, по общему правилу, в следующие сроки (п. п. 1, 7, 8 ст. 55 Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ; ст. 37 Закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ):
Статья: Роль института финансового уполномоченного в защите прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации
(Воронин Ю.В.)
("Цивилист", 2023, N 6)Отказ от претензионной стадии во многом нивелирует для финансовой организации возможность такого "превентивного" совершенствования подходов к рассмотрению требований потребителей, а также повлечет для нее невозможность оперативно исправлять свои погрешности, что в ряде случаев приведет к существенному увеличению сроков восстановления прав потребителя финансовых услуг, а также нарушит необходимый для функционирования финансового рынка баланс интересов финансовой организации и потребителя ее услуг.
(Воронин Ю.В.)
("Цивилист", 2023, N 6)Отказ от претензионной стадии во многом нивелирует для финансовой организации возможность такого "превентивного" совершенствования подходов к рассмотрению требований потребителей, а также повлечет для нее невозможность оперативно исправлять свои погрешности, что в ряде случаев приведет к существенному увеличению сроков восстановления прав потребителя финансовых услуг, а также нарушит необходимый для функционирования финансового рынка баланс интересов финансовой организации и потребителя ее услуг.
Ситуация: Что делать, если оператор сотовой связи требует оплатить навязанные услуги?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки вы вправе предъявить иск в суд. При этом обращаться в суд до предъявления претензии оператору связи вы не вправе (ч. 4 ст. 3 ГПК РФ; п. п. 4, 9 ст. 55 Закона N 126-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки вы вправе предъявить иск в суд. При этом обращаться в суд до предъявления претензии оператору связи вы не вправе (ч. 4 ст. 3 ГПК РФ; п. п. 4, 9 ст. 55 Закона N 126-ФЗ).
Статья: Недобросовестные условия в договорах с участием потребителей: модернизация законодательства и развитие судебной практики
(Богдан В.В.)
("Цивилист", 2023, N 3)Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами дел по спорам о защите прав потребителей" до подачи искового заявления в суд обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (ст. 55 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи"), а также в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации). Несоблюдение данного правила является основанием для возвращения искового заявления со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
(Богдан В.В.)
("Цивилист", 2023, N 3)Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами дел по спорам о защите прав потребителей" до подачи искового заявления в суд обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (ст. 55 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи"), а также в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации). Несоблюдение данного правила является основанием для возвращения искового заявления со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.