Срок рассмотрения перенаправленного обращения
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок рассмотрения перенаправленного обращения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.07.2023 N 88А-15244/2023 по делу N 2а-882/2022 (УИД 04RS0005-01-2022-001148-72)
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия прокуратуры.
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что перенаправление его обращения и необеспечение контроля за соблюдением порядка его рассмотрения привели к необоснованному увеличению срока рассмотрения обращения.
Решение: Отказано.Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных У. требований согласился. Отклоняя доводы административного истца о направлении уведомления о перенаправлении его обращения для рассмотрения по существу в прокуратуру Республики Бурятия за пределами семидневного срока со дня регистрации обращения и нарушении этим прав административного истца, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия исходила из того, что Инструкцией по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 450, сроки направления адресатам корреспонденции на адреса электронной почты не регламентированы; в материалах дела отсутствуют доказательства фактического нарушения прав и законных интересов заявителя в результате направления на адрес электронной почты У. уведомления о перенаправлении его обращения не в день принятия решения об этом.
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия прокуратуры.
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что перенаправление его обращения и необеспечение контроля за соблюдением порядка его рассмотрения привели к необоснованному увеличению срока рассмотрения обращения.
Решение: Отказано.Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных У. требований согласился. Отклоняя доводы административного истца о направлении уведомления о перенаправлении его обращения для рассмотрения по существу в прокуратуру Республики Бурятия за пределами семидневного срока со дня регистрации обращения и нарушении этим прав административного истца, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия исходила из того, что Инструкцией по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 450, сроки направления адресатам корреспонденции на адреса электронной почты не регламентированы; в материалах дела отсутствуют доказательства фактического нарушения прав и законных интересов заявителя в результате направления на адрес электронной почты У. уведомления о перенаправлении его обращения не в день принятия решения об этом.
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.06.2023 N 88а-21682/2023 (УИД 34RS0004-01-2022-003627-86)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия.
Обстоятельства: Установлено, что утверждение правил внутреннего распорядка исправительных учреждений входит непосредственно в компетенцию Министерства юстиции РФ, при этом ФСИН России наделено полномочиями по внесению предложений по совершенствованию законодательства РФ по вопросам, отнесенным к компетенции ФСИН России, в том числе по вопросам, регулируемым правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Решение: Удовлетворено.Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку принципы объективного и всестороннего рассмотрения обращения Ч. соблюдены не были, перенаправление обращения и получение в установленные сроки ответа от государственного органа, в компетенцию которого не входило рассмотрение поставленных Ч. вопросов, не свидетельствует о соблюдении ФСИН России положений Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ.
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия.
Обстоятельства: Установлено, что утверждение правил внутреннего распорядка исправительных учреждений входит непосредственно в компетенцию Министерства юстиции РФ, при этом ФСИН России наделено полномочиями по внесению предложений по совершенствованию законодательства РФ по вопросам, отнесенным к компетенции ФСИН России, в том числе по вопросам, регулируемым правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Решение: Удовлетворено.Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку принципы объективного и всестороннего рассмотрения обращения Ч. соблюдены не были, перенаправление обращения и получение в установленные сроки ответа от государственного органа, в компетенцию которого не входило рассмотрение поставленных Ч. вопросов, не свидетельствует о соблюдении ФСИН России положений Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с удовлетворением административных исковых требований не согласилась, обратив внимание на то, что после регистрации обращение в установленный срок было перенаправлено в уполномоченный для его рассмотрения орган, где заявителю также в установленный срок дан ответ. Следовательно, ссылаясь на п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21, Судебная коллегия пришла к выводу, что регистрация обращения по истечении трех дней со дня его поступления не повлекла нарушение права административного истца на рассмотрение его обращения уполномоченным органом. В связи с этим принятые по делу судебные акты в части удовлетворения административного искового заявления отменены, в данной части принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований (Кассационное определение от 18.10.2023 N 14-КАД23-9-К1).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с удовлетворением административных исковых требований не согласилась, обратив внимание на то, что после регистрации обращение в установленный срок было перенаправлено в уполномоченный для его рассмотрения орган, где заявителю также в установленный срок дан ответ. Следовательно, ссылаясь на п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21, Судебная коллегия пришла к выводу, что регистрация обращения по истечении трех дней со дня его поступления не повлекла нарушение права административного истца на рассмотрение его обращения уполномоченным органом. В связи с этим принятые по делу судебные акты в части удовлетворения административного искового заявления отменены, в данной части принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований (Кассационное определение от 18.10.2023 N 14-КАД23-9-К1).
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 26.05.2015 N ММВ-7-6/216@
"О вводе в промышленную эксплуатацию подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя"
(вместе с "Регламентом эксплуатации подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя" налоговыми органами и ФКУ "Налог-сервис" ФНС России", "Рекомендациями для налогоплательщика по работе с "Личным кабинетом налогоплательщика индивидуального предпринимателя")Отдел - ответственный исполнитель в УФНС/ИФНС при анализе обращения выявивший, что суть обращения заявителя относится к компетенции иного территориального налогового органа, в том числе находящегося в другом субъекте Российской Федерации, в двухдневный срок перенаправляет обращение заявителя в надлежащее УФНС или ИФНС для рассмотрения и подготовки ответа с сопроводительным письмом. В сопроводительном письме обязательно указывается срок ответа на обращение, который составляет 20 календарных дней с даты его первоначальной регистрации в территориальном налоговом органе, в который заявитель направил обращение.
"О вводе в промышленную эксплуатацию подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя"
(вместе с "Регламентом эксплуатации подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя" налоговыми органами и ФКУ "Налог-сервис" ФНС России", "Рекомендациями для налогоплательщика по работе с "Личным кабинетом налогоплательщика индивидуального предпринимателя")Отдел - ответственный исполнитель в УФНС/ИФНС при анализе обращения выявивший, что суть обращения заявителя относится к компетенции иного территориального налогового органа, в том числе находящегося в другом субъекте Российской Федерации, в двухдневный срок перенаправляет обращение заявителя в надлежащее УФНС или ИФНС для рассмотрения и подготовки ответа с сопроводительным письмом. В сопроводительном письме обязательно указывается срок ответа на обращение, который составляет 20 календарных дней с даты его первоначальной регистрации в территориальном налоговом органе, в который заявитель направил обращение.
Приказ ФНС России от 14.01.2014 N ММВ-7-6/8@
(ред. от 27.02.2015)
"О вводе в промышленную эксплуатацию подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица"
(вместе с "Планом мероприятий ввода в промышленную эксплуатацию подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица", "Регламентом эксплуатации подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" налоговыми органами и ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России", "Рекомендациями для налогоплательщика по работе с "Личным кабинетом налогоплательщика юридического лица")Отдел - ответственный исполнитель в УФНС/ИФНС, при анализе обращения выявивший, что суть обращения заявителя относится к компетенции иного территориального налогового органа, в том числе находящегося в другом субъекте Российской Федерации, в двухдневный срок перенаправляет обращение заявителя в надлежащее УФНС или ИФНС для рассмотрения и подготовки ответа с сопроводительным письмом. В сопроводительном письме обязательно указывается срок ответа на обращение, который составляет 20 календарных дней с даты его первоначальной регистрации в территориальном налоговом органе, в который заявитель направил обращение.
(ред. от 27.02.2015)
"О вводе в промышленную эксплуатацию подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица"
(вместе с "Планом мероприятий ввода в промышленную эксплуатацию подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица", "Регламентом эксплуатации подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" налоговыми органами и ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России", "Рекомендациями для налогоплательщика по работе с "Личным кабинетом налогоплательщика юридического лица")Отдел - ответственный исполнитель в УФНС/ИФНС, при анализе обращения выявивший, что суть обращения заявителя относится к компетенции иного территориального налогового органа, в том числе находящегося в другом субъекте Российской Федерации, в двухдневный срок перенаправляет обращение заявителя в надлежащее УФНС или ИФНС для рассмотрения и подготовки ответа с сопроводительным письмом. В сопроводительном письме обязательно указывается срок ответа на обращение, который составляет 20 календарных дней с даты его первоначальной регистрации в территориальном налоговом органе, в который заявитель направил обращение.
Статья: Порядок обращения в Росреестр
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 24 - 26 Инструкции N П/0518 обращение, поступившее в Росреестр, по общему правилу рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации, а при его перенаправлении по подведомственности - в течение 30 дней со дня его регистрации в территориальном органе Росреестра или подведомственном ему учреждении, если не установлены более короткие сроки рассмотрения. В исключительных случаях такой срок может быть продлен однократно, но не более чем до 60 дней, с направлением заявителю письма о продлении срока рассмотрения обращения с указанием причин продления.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 24 - 26 Инструкции N П/0518 обращение, поступившее в Росреестр, по общему правилу рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации, а при его перенаправлении по подведомственности - в течение 30 дней со дня его регистрации в территориальном органе Росреестра или подведомственном ему учреждении, если не установлены более короткие сроки рассмотрения. В исключительных случаях такой срок может быть продлен однократно, но не более чем до 60 дней, с направлением заявителю письма о продлении срока рассмотрения обращения с указанием причин продления.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Однако данная норма в связи с отсутствием в ней каких-либо сроков позволяет запрашивать документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения либо его копий как при перенаправлении обращения, указывая просьбу проинформировать соответствующий орган или соответствующее должностное лицо о результатах рассмотрения обращения, так и в последующем.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Однако данная норма в связи с отсутствием в ней каких-либо сроков позволяет запрашивать документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения либо его копий как при перенаправлении обращения, указывая просьбу проинформировать соответствующий орган или соответствующее должностное лицо о результатах рассмотрения обращения, так и в последующем.
Статья: Современные тенденции правового регулирования защиты прав потребителей финансовых услуг Банком России
(Голубитченко М.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 1)В рамках реактивного направления происходит непосредственная работа с обращениями о деятельности финансовых организаций и жалобами граждан на нарушение их прав при предоставлении финансовых услуг. В 2024 г. произошли значимые изменения в порядке рассмотрения Банком России жалоб граждан на действия финансовых организаций, повлиявшие на механизм защиты прав потребителей финансовых услуг. Так, в соответствии с Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 442-ФЗ с 1 июля 2024 г. <1> действует новый порядок рассмотрения обращений граждан, которые являются потребителями финансовых услуг. Поступающие в Банк России жалобы и обращения о нарушении кредитными организациями, бюро кредитных историй или некредитными финансовыми организациями прав, свобод и законных интересов потребителей в течение 7 рабочих дней со дня регистрации перенаправляются для рассмотрения по существу в ту организацию, действия которой обжалуются. В случаях, определенных ст. 79.3 и 79.4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ред. от 28 декабря 2024 г.) (далее - ФЗ о Центральном банке РФ), рассмотрение обращения заявителя осуществляется Центральным банком РФ самостоятельно в порядке и в сроки, которые установлены Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (ред. от 4 августа 2023 г.).
(Голубитченко М.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 1)В рамках реактивного направления происходит непосредственная работа с обращениями о деятельности финансовых организаций и жалобами граждан на нарушение их прав при предоставлении финансовых услуг. В 2024 г. произошли значимые изменения в порядке рассмотрения Банком России жалоб граждан на действия финансовых организаций, повлиявшие на механизм защиты прав потребителей финансовых услуг. Так, в соответствии с Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 442-ФЗ с 1 июля 2024 г. <1> действует новый порядок рассмотрения обращений граждан, которые являются потребителями финансовых услуг. Поступающие в Банк России жалобы и обращения о нарушении кредитными организациями, бюро кредитных историй или некредитными финансовыми организациями прав, свобод и законных интересов потребителей в течение 7 рабочих дней со дня регистрации перенаправляются для рассмотрения по существу в ту организацию, действия которой обжалуются. В случаях, определенных ст. 79.3 и 79.4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ред. от 28 декабря 2024 г.) (далее - ФЗ о Центральном банке РФ), рассмотрение обращения заявителя осуществляется Центральным банком РФ самостоятельно в порядке и в сроки, которые установлены Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (ред. от 4 августа 2023 г.).
Статья: Место ходатайств и жалоб в современном уголовном процессе
(Максимов О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 2)Так, по поданной в порядке статьи 124 УПК РФ жалобе на бездействие сотрудников ОМВД по Ленинскому району г. Ульяновска по заявлению о совершении преступления заявителем был получен ответ о том, что "заявление" (хотя была подана жалоба) направлено в орган, чье бездействие обжаловалось, с требованием обеспечить надлежащий ведомственный контроль за проведением доследственной проверки и принятием по ее результатам законного и обоснованного решения. Также в ответе содержалось разъяснение о том, что срок проверки по заявлению о совершении преступления был продлен до 10 суток <6>. Жалоба прокурору того же Ленинского района г. Ульяновска на незаконные действия и бездействие по уголовному делу, расследованному следователем СУ СК РФ по Ленинскому району г. Ульяновска, также была рассмотрена в порядке ФЗ N 59 и перенаправлена руководителю СУ СК РФ по Ленинскому району г. Ульяновска с указанием разобраться самостоятельно <7>.
(Максимов О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 2)Так, по поданной в порядке статьи 124 УПК РФ жалобе на бездействие сотрудников ОМВД по Ленинскому району г. Ульяновска по заявлению о совершении преступления заявителем был получен ответ о том, что "заявление" (хотя была подана жалоба) направлено в орган, чье бездействие обжаловалось, с требованием обеспечить надлежащий ведомственный контроль за проведением доследственной проверки и принятием по ее результатам законного и обоснованного решения. Также в ответе содержалось разъяснение о том, что срок проверки по заявлению о совершении преступления был продлен до 10 суток <6>. Жалоба прокурору того же Ленинского района г. Ульяновска на незаконные действия и бездействие по уголовному делу, расследованному следователем СУ СК РФ по Ленинскому району г. Ульяновска, также была рассмотрена в порядке ФЗ N 59 и перенаправлена руководителю СУ СК РФ по Ленинскому району г. Ульяновска с указанием разобраться самостоятельно <7>.
Статья: Работа с обращениями клиентов по новым требованиям: ответы на вопросы
(Озкан А.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)По результатам рассмотрения обращения кредитная организация направит гражданину ответ, а копию ответа - в Банк России. Если Банк России не получит копию ответа, то он самостоятельно рассмотрит обращение и ответит заявителю. Для регулятора срок ответа также составляет 15 рабочих дней (с правом продления не более чем на 10 рабочих дней).
(Озкан А.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)По результатам рассмотрения обращения кредитная организация направит гражданину ответ, а копию ответа - в Банк России. Если Банк России не получит копию ответа, то он самостоятельно рассмотрит обращение и ответит заявителю. Для регулятора срок ответа также составляет 15 рабочих дней (с правом продления не более чем на 10 рабочих дней).
Статья: Рассмотрение обращений в финансовых организациях
(Храмцовская Н.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 7)Положения данного Закона отличаются от положений Закона об обращениях граждан. Прежде всего различаются сроки рассмотрения:
(Храмцовская Н.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 7)Положения данного Закона отличаются от положений Закона об обращениях граждан. Прежде всего различаются сроки рассмотрения:
Статья: Особенности работы с обращениями граждан на муниципальном уровне
(Степкин С.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Вместе с тем именно в органах местного самоуправления часто случаются нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, предусмотренного Законом N 59-ФЗ, прежде всего по срокам рассмотрения, объективности и всесторонности рассмотрения, перенаправления по компетенции, непредставлению ответа на обращение. Именно последнее порождает наибольшее количество судебных споров <14>. И несмотря на убеждение граждан в злом умысле, часто это происходит по причине перегруженности органов местного самоуправления в связи с возрастающим из года в год количеством обращений граждан, поступлением обращения к непосредственному исполнителю, когда срок предоставления ответа подходит к концу либо уже истек и т.д. Однако и граждане не всегда понимают целостность системы органов местного самоуправления; так, например, предприниматель, обратившись в администрацию города и получив ответ на это обращение от профильного городского департамента, прошел все судебные инстанции, пытаясь доказать бездействие администрации, выраженное в непредставлении ему ответа, однако Верховный Суд РФ в иске ему справедливо отказал, указав, что ответ дан уполномоченным органом - городским департаментом <15>.
(Степкин С.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Вместе с тем именно в органах местного самоуправления часто случаются нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, предусмотренного Законом N 59-ФЗ, прежде всего по срокам рассмотрения, объективности и всесторонности рассмотрения, перенаправления по компетенции, непредставлению ответа на обращение. Именно последнее порождает наибольшее количество судебных споров <14>. И несмотря на убеждение граждан в злом умысле, часто это происходит по причине перегруженности органов местного самоуправления в связи с возрастающим из года в год количеством обращений граждан, поступлением обращения к непосредственному исполнителю, когда срок предоставления ответа подходит к концу либо уже истек и т.д. Однако и граждане не всегда понимают целостность системы органов местного самоуправления; так, например, предприниматель, обратившись в администрацию города и получив ответ на это обращение от профильного городского департамента, прошел все судебные инстанции, пытаясь доказать бездействие администрации, выраженное в непредставлении ему ответа, однако Верховный Суд РФ в иске ему справедливо отказал, указав, что ответ дан уполномоченным органом - городским департаментом <15>.
Статья: Проблемы либерализации законодательства об обращениях граждан
(Степкин С.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)Свой проект федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" подготовил Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее - СПЧ), при этом это уже не первая версия документа, последняя представлена 5 апреля 2019 г. <17> СПЧ провел данную работу совместно с органами исполнительной и законодательной (представительной) власти субъектов РФ, впервые собрав, систематизировав и разместив их предложения в открытом доступе <18>. Так, проектом СПЧ дается определение терминам "бездействие должностного лица в связи с рассмотрением обращения" и "личный кабинет" (ст. 3), прописано право заявителя иметь представителя (ст. 5), вводится понятие "ящик для приема обращений" (ст. 8, 9, ч. 1 ст. 10), указывается на недопустимость безосновательной переадресации обращения другим адресатам, обязательность разъяснения права обжалования ответа, наличия у адресата официального сайта и личного кабинета заявителя (ст. 9), уточняется порядок подачи электронных обращений (ч. 2 ст. 10), определяется возможность установления адресатом более коротких сроков регистрации обращений (ч. 1 ст. 12), установления адресатом контроля за рассмотрением обращения при его перенаправлении для проверки по компетенции (ч. 2 ст. 12), сокращения срока перенаправления обращения по компетенции до 5 дней (ч. 3 ст. 12), определяются виды принимаемых по обращениям решений (ч. 4 ст. 13), устанавливаются требования к содержанию ответа (ч. 1 ст. 14), необходимость возврата приложенных к обращению оригиналов и заверенных копий документов (ч. 2 ст. 14), устанавливаются сроки регистрации ответа на обращение (ч. 3 ст. 14) и направления ответа после его подписания (ч. 4 и 5 ст. 14), возможность получения ответа заявителем посредством личного кабинета (п. "б" и "в" ч. 5 ст. 14), на письменное обращение в электронном, а на электронное в письменном виде (ч. 6 ст. 14), устанавливаются новые сроки рассмотрения обращения заявителя - от незамедлительно до 25 рабочих дней со дня регистрации (ч. 1 ст. 15), а для не требующих проверки обращений не более 15 рабочих дней (ч. 2 ст. 15), устанавливается обязательность проведения проверочных мероприятий по обращениям, в которых обжалуются действия (бездействия) органов и должностных лиц (ч. 1 ст. 18), обязательность и периодичность осуществления личного приема руководителями государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих публично значимые функции, а также право предусмотреть личный прием в нерабочее время, включая выходные дни (ч. 5 ст. 22), право осуществлять личный прием гражданина, не имеющего при себе документа, удостоверяющего личность (ч. 6 ст. 22), проставление отметки о приеме обращения на его копии и установление требования к содержанию такой отметки (ч. 8 ст. 22). Однако, разделяя необходимость и своевременность многих предложений СПЧ (кроме сокращения сроков, дачи ответа на электронное обращение в письменном виде и наоборот, осуществления личного приема граждан без предъявления паспорта), несмотря на обсуждение проекта 19 ноября 2019 г. в рамках круглого стола "Совершенствование законодательства Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан" в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации <19>, до настоящего времени проект так и не внесен в Государственную Думу ФС РФ кем-либо из субъектов права законодательной инициативы.
(Степкин С.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)Свой проект федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" подготовил Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее - СПЧ), при этом это уже не первая версия документа, последняя представлена 5 апреля 2019 г. <17> СПЧ провел данную работу совместно с органами исполнительной и законодательной (представительной) власти субъектов РФ, впервые собрав, систематизировав и разместив их предложения в открытом доступе <18>. Так, проектом СПЧ дается определение терминам "бездействие должностного лица в связи с рассмотрением обращения" и "личный кабинет" (ст. 3), прописано право заявителя иметь представителя (ст. 5), вводится понятие "ящик для приема обращений" (ст. 8, 9, ч. 1 ст. 10), указывается на недопустимость безосновательной переадресации обращения другим адресатам, обязательность разъяснения права обжалования ответа, наличия у адресата официального сайта и личного кабинета заявителя (ст. 9), уточняется порядок подачи электронных обращений (ч. 2 ст. 10), определяется возможность установления адресатом более коротких сроков регистрации обращений (ч. 1 ст. 12), установления адресатом контроля за рассмотрением обращения при его перенаправлении для проверки по компетенции (ч. 2 ст. 12), сокращения срока перенаправления обращения по компетенции до 5 дней (ч. 3 ст. 12), определяются виды принимаемых по обращениям решений (ч. 4 ст. 13), устанавливаются требования к содержанию ответа (ч. 1 ст. 14), необходимость возврата приложенных к обращению оригиналов и заверенных копий документов (ч. 2 ст. 14), устанавливаются сроки регистрации ответа на обращение (ч. 3 ст. 14) и направления ответа после его подписания (ч. 4 и 5 ст. 14), возможность получения ответа заявителем посредством личного кабинета (п. "б" и "в" ч. 5 ст. 14), на письменное обращение в электронном, а на электронное в письменном виде (ч. 6 ст. 14), устанавливаются новые сроки рассмотрения обращения заявителя - от незамедлительно до 25 рабочих дней со дня регистрации (ч. 1 ст. 15), а для не требующих проверки обращений не более 15 рабочих дней (ч. 2 ст. 15), устанавливается обязательность проведения проверочных мероприятий по обращениям, в которых обжалуются действия (бездействия) органов и должностных лиц (ч. 1 ст. 18), обязательность и периодичность осуществления личного приема руководителями государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих публично значимые функции, а также право предусмотреть личный прием в нерабочее время, включая выходные дни (ч. 5 ст. 22), право осуществлять личный прием гражданина, не имеющего при себе документа, удостоверяющего личность (ч. 6 ст. 22), проставление отметки о приеме обращения на его копии и установление требования к содержанию такой отметки (ч. 8 ст. 22). Однако, разделяя необходимость и своевременность многих предложений СПЧ (кроме сокращения сроков, дачи ответа на электронное обращение в письменном виде и наоборот, осуществления личного приема граждан без предъявления паспорта), несмотря на обсуждение проекта 19 ноября 2019 г. в рамках круглого стола "Совершенствование законодательства Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан" в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации <19>, до настоящего времени проект так и не внесен в Государственную Думу ФС РФ кем-либо из субъектов права законодательной инициативы.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В целях исполнения пилотного Постановления ЕСПЧ властями Российской Федерации был принят целый ряд мер, которые были указаны в Письме Уполномоченного РФ при ЕСПЧ от 4 мая 2010 г., направленном Секретарю Первой Секции (Палаты) ЕСПЧ и перенаправленном последним в Комитет министров Совета Европы. Однако Российской Федерации не удалось выполнить все рекомендации до 4 мая 2010 г., т.е. в рамках отведенного пилотным Постановлением ЕСПЧ срока. Поэтому власти государства-ответчика обратились в Первую Секцию (Палату) ЕСПЧ с просьбой предоставить дополнительное время - до 15 сентября 2010 г. Решением от 11 мая 2010 г. эта просьба была удовлетворена. Вследствие этого рассмотрение всех жалоб, подпадающих под действие пилотного Постановления ЕСПЧ, было приостановлено до 15 сентября 2010 г.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В целях исполнения пилотного Постановления ЕСПЧ властями Российской Федерации был принят целый ряд мер, которые были указаны в Письме Уполномоченного РФ при ЕСПЧ от 4 мая 2010 г., направленном Секретарю Первой Секции (Палаты) ЕСПЧ и перенаправленном последним в Комитет министров Совета Европы. Однако Российской Федерации не удалось выполнить все рекомендации до 4 мая 2010 г., т.е. в рамках отведенного пилотным Постановлением ЕСПЧ срока. Поэтому власти государства-ответчика обратились в Первую Секцию (Палату) ЕСПЧ с просьбой предоставить дополнительное время - до 15 сентября 2010 г. Решением от 11 мая 2010 г. эта просьба была удовлетворена. Вследствие этого рассмотрение всех жалоб, подпадающих под действие пилотного Постановления ЕСПЧ, было приостановлено до 15 сентября 2010 г.
Статья: Процессуальная "революция" прошла - вопросы остались
(Петрухин М.В., Петрухина А.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)При этом, как верно отмечается в юридической литературе <13>, срок рассмотрения дела мировым судьей равен сроку рассмотрения обращений граждан, поступивших в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Однако объем работы мирового судьи по гражданскому делу несопоставим по сложности и объему с работой государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица по обращению граждан. Мировой судья действительно рассматривает и разрешает дело по существу, проводит судебные заседания, исследует доказательства, совершает иные процессуальные действия. В подавляющем большинстве случаев в ответ на свои обращения граждане получают формальные ответы о том, что "обращение перенаправлено", "рассмотрено, но фактов нарушений не выявлено" и т.п.
(Петрухин М.В., Петрухина А.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)При этом, как верно отмечается в юридической литературе <13>, срок рассмотрения дела мировым судьей равен сроку рассмотрения обращений граждан, поступивших в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Однако объем работы мирового судьи по гражданскому делу несопоставим по сложности и объему с работой государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица по обращению граждан. Мировой судья действительно рассматривает и разрешает дело по существу, проводит судебные заседания, исследует доказательства, совершает иные процессуальные действия. В подавляющем большинстве случаев в ответ на свои обращения граждане получают формальные ответы о том, что "обращение перенаправлено", "рассмотрено, но фактов нарушений не выявлено" и т.п.