Срок рассмотрения о продлении административного надзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок рассмотрения о продлении административного надзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21.12.2023 N 88а-42594/2023 (УИД 91RS0001-01-2023-000830-49)
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Решение: Удовлетворено в части.Данные разъяснения даны и в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Постановление Пленума N 15), согласно которым истечение срока административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона, не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора, его продления или установления дополнительных административных ограничений (часть 6 статьи 9 Закона N 64-ФЗ).
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Решение: Удовлетворено в части.Данные разъяснения даны и в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Постановление Пленума N 15), согласно которым истечение срока административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона, не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора, его продления или установления дополнительных административных ограничений (часть 6 статьи 9 Закона N 64-ФЗ).
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 03.05.2023 N 33а-4477/2023 (УИД 91RS0001-01-2023-000830-49)
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Обстоятельства: Лицо совершило административные правонарушения в период административного надзора, и они не послужили основанием для установления дополнительных ограничений административного надзора или продления срока административного надзора, являются действующими правонарушениями.
Решение: Удовлетворено в части.Данные разъяснения даны и в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", согласно которым истечение срока административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона, не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора, его продления или установления дополнительных административных ограничений (часть 6 статьи 9 Закона об административном надзоре).
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Обстоятельства: Лицо совершило административные правонарушения в период административного надзора, и они не послужили основанием для установления дополнительных ограничений административного надзора или продления срока административного надзора, являются действующими правонарушениями.
Решение: Удовлетворено в части.Данные разъяснения даны и в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", согласно которым истечение срока административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона, не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора, его продления или установления дополнительных административных ограничений (часть 6 статьи 9 Закона об административном надзоре).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При наличии достаточных оснований начальник территориального органа внутренних дел направляет на рассмотрение в суд административное исковое заявление об установлении или продлении срока административного надзора либо о его досрочном прекращении, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При наличии достаточных оснований начальник территориального органа внутренних дел направляет на рассмотрение в суд административное исковое заявление об установлении или продлении срока административного надзора либо о его досрочном прекращении, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
Вопрос: На какой срок устанавливается административный надзор в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При рассмотрении требований о продлении срока административного надзора суд не связан мнением административного истца и вправе установить более или менее продолжительный срок в пределах, установленных Законом, либо отказать в удовлетворении заявленных требований.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При рассмотрении требований о продлении срока административного надзора суд не связан мнением административного истца и вправе установить более или менее продолжительный срок в пределах, установленных Законом, либо отказать в удовлетворении заявленных требований.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"С учетом этого истечение указанного срока в период рассмотрения дела о продлении административного надзора является основанием для отказа в удовлетворении соответствующего заявления органа внутренних дел.
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"С учетом этого истечение указанного срока в период рассмотрения дела о продлении административного надзора является основанием для отказа в удовлетворении соответствующего заявления органа внутренних дел.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"34. Не подлежат продлению сроки рассмотрения и разрешения следующих административных дел:
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"34. Не подлежат продлению сроки рассмотрения и разрешения следующих административных дел:
Статья: Продление процессуальных сроков
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36, не подлежат продлению сроки рассмотрения и разрешения следующих административных дел:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36, не подлежат продлению сроки рассмотрения и разрешения следующих административных дел:
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Указанные статьи Закона раскрывают предмет деятельности суда, рассматривающего заявление об установлении административного надзора: суд проверяет, относится ли административный ответчик к лицам, в отношении которых может быть установлен административный надзор, с учетом индивидуальной совокупности обстоятельств определяет, какие именно административные ограничения составят его содержание и каким должен быть его срок. Суд также решает вопрос о продлении административного надзора и его досрочном прекращении. Законодатель пришел к выводу о том, что решение перечисленных вопросов не может быть передано в компетенцию органов внутренних дел или иных административных органов, ибо административные ограничения, составляющие содержание надзора, затрагивают основополагающие права и свободы человека (например, запрет на выезд за пределы территории и др.), следовательно, в решении этих вопросов последующий судебный контроль (через обжалование поднадзорным лицом административного решения об установлении надзора) был бы недостаточным и не обеспечивал бы необходимый уровень гарантий прав личности. Суд обеспечивает индивидуализацию содержания и срока административного надзора исходя из задач, которые он призван решать.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Указанные статьи Закона раскрывают предмет деятельности суда, рассматривающего заявление об установлении административного надзора: суд проверяет, относится ли административный ответчик к лицам, в отношении которых может быть установлен административный надзор, с учетом индивидуальной совокупности обстоятельств определяет, какие именно административные ограничения составят его содержание и каким должен быть его срок. Суд также решает вопрос о продлении административного надзора и его досрочном прекращении. Законодатель пришел к выводу о том, что решение перечисленных вопросов не может быть передано в компетенцию органов внутренних дел или иных административных органов, ибо административные ограничения, составляющие содержание надзора, затрагивают основополагающие права и свободы человека (например, запрет на выезд за пределы территории и др.), следовательно, в решении этих вопросов последующий судебный контроль (через обжалование поднадзорным лицом административного решения об установлении надзора) был бы недостаточным и не обеспечивал бы необходимый уровень гарантий прав личности. Суд обеспечивает индивидуализацию содержания и срока административного надзора исходя из задач, которые он призван решать.
Вопрос: Какие сроки установлены для составления мотивированного решения суда по административному делу?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Мотивированное решение по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, принятое до дня голосования в период избирательной кампании, кампании референдума, должно быть изготовлено в возможно короткие сроки с учетом сроков рассмотрения данной категории административных дел (ч. 3 ст. 244 КАС РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Мотивированное решение по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, принятое до дня голосования в период избирательной кампании, кампании референдума, должно быть изготовлено в возможно короткие сроки с учетом сроков рассмотрения данной категории административных дел (ч. 3 ст. 244 КАС РФ).
Статья: Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Административное дело об административном надзоре рассматривается в течение двадцати дней со дня поступления в суд соответствующего административного иска (ч. 7 ст. 272 КАС РФ). При этом данный срок не может быть продлен по правилам ст. 141 КАС РФ. Названные дела не подлежат рассмотрению и в порядке упрощенного (письменного) производства (ч. 2 ст. 291 КАС РФ) (п. 17 Постановления Пленума N 15).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Административное дело об административном надзоре рассматривается в течение двадцати дней со дня поступления в суд соответствующего административного иска (ч. 7 ст. 272 КАС РФ). При этом данный срок не может быть продлен по правилам ст. 141 КАС РФ. Названные дела не подлежат рассмотрению и в порядке упрощенного (письменного) производства (ч. 2 ст. 291 КАС РФ) (п. 17 Постановления Пленума N 15).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии (ч. 3 ст. 267);
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии (ч. 3 ст. 267);
Статья: Правовое регулирование производства по административным делам в отношении несовершеннолетних: проблемы и пути оптимизации
(Тенькаев А.Ю.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 3)Если провести сопоставительный анализ с другими разделами КАС РФ, то можно увидеть определенную параллель упомянутых выше глав, предлагаемых к внесению в Кодекс, с уже имеющимися в нем нормами, регулирующими рассмотрение других категорий дел, которые можно отнести к неисковым (бесспорным), а именно гл. 29 "Производство по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", гл. 30 "Производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке", гл. 31 "Производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке". Показательно, что предлагаемые к внесению в КАС РФ главы должны занять свое место сразу после вышеперечисленных категорий дел, носящих неисковой (бесспорный) характер.
(Тенькаев А.Ю.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 3)Если провести сопоставительный анализ с другими разделами КАС РФ, то можно увидеть определенную параллель упомянутых выше глав, предлагаемых к внесению в Кодекс, с уже имеющимися в нем нормами, регулирующими рассмотрение других категорий дел, которые можно отнести к неисковым (бесспорным), а именно гл. 29 "Производство по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", гл. 30 "Производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке", гл. 31 "Производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке". Показательно, что предлагаемые к внесению в КАС РФ главы должны занять свое место сразу после вышеперечисленных категорий дел, носящих неисковой (бесспорный) характер.
Статья: Упрощенное производство в гражданском, арбитражном и административном процессе
(Мариненко О.И., Гнатко Е.А.)
("Администратор суда", 2021, N 2)Невозможно рассмотреть в порядке упрощенного производства дела, которые предусмотрены главами 24, 28 - 31.1 КАС РФ, а именно: по делам о защите избирательных прав, права на участие в референдуме граждан РФ, по административным делам о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение, который подлежит реадмиссии либо депортации, продлении срока его пребывания в указанном учреждении. Также невозможно вынести решение в упрощенном порядке по производству по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, по делам о госпитализации гражданина, которому оказывается психиатрическая помощь не в добровольном порядке, о продлении срока пребывания гражданина в данном учреждении и по делам о госпитализации гражданина в противотурберкулезную организацию в недобровольном порядке, по делам о защите прав несовершеннолетнего лица, недееспособного лица в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.
(Мариненко О.И., Гнатко Е.А.)
("Администратор суда", 2021, N 2)Невозможно рассмотреть в порядке упрощенного производства дела, которые предусмотрены главами 24, 28 - 31.1 КАС РФ, а именно: по делам о защите избирательных прав, права на участие в референдуме граждан РФ, по административным делам о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение, который подлежит реадмиссии либо депортации, продлении срока его пребывания в указанном учреждении. Также невозможно вынести решение в упрощенном порядке по производству по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, по делам о госпитализации гражданина, которому оказывается психиатрическая помощь не в добровольном порядке, о продлении срока пребывания гражданина в данном учреждении и по делам о госпитализации гражданина в противотурберкулезную организацию в недобровольном порядке, по делам о защите прав несовершеннолетнего лица, недееспособного лица в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.