Срок рассмотрения дела об административном правонарушении судьей
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок рассмотрения дела об административном правонарушении судьей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2025 N 18АП-9056/2025 по делу N А07-4801/2025
Требование: Об оспаривании постановления антимонопольного органа об административном правонарушении по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Из разъяснений пункта 6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5) следует, что в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Требование: Об оспаривании постановления антимонопольного органа об административном правонарушении по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Из разъяснений пункта 6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5) следует, что в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2025 N 18АП-7911/2025 по делу N А76-28627/2024
Требование: Об отмене постановления по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, о прекращении производства по делу.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Из разъяснений пункта 6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5) следует, что в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Требование: Об отмене постановления по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, о прекращении производства по делу.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Из разъяснений пункта 6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5) следует, что в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности административно-процессуального статуса судей судов общей юрисдикции в производстве по делам об административных правонарушениях: анализ процессуальных полномочий
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)В настоящее время производство по делам об административных правонарушениях регламентировано разделом IV КоАП РФ, процессуальные требования которого едины как для органов государственной власти и местного самоуправления, так и для судей, рассматривающих дела об административных правонарушениях. Анализ действующего административного законодательства позволяет прийти к выводу, что, за исключением сроков рассмотрения дела об административном правонарушении, деятельность судей ничем не отличается от аналогичной деятельности, осуществляемой органами, предусмотренными в ст. 22.1 КоАП РФ. Она реализуется в том же процессуальном порядке, завершается вынесением одинаковых процессуальных решений, характеризуется едиными правилами доказывания, совершения процессуальных действий и оценки доказательств и проч. Положения Общей части КоАП РФ, касающиеся оснований административной ответственности, определения вины, вида и размера административного наказания и проч., применяются всеми субъектами, рассматривающими дела об административных правонарушениях без каких-либо изъятий.
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)В настоящее время производство по делам об административных правонарушениях регламентировано разделом IV КоАП РФ, процессуальные требования которого едины как для органов государственной власти и местного самоуправления, так и для судей, рассматривающих дела об административных правонарушениях. Анализ действующего административного законодательства позволяет прийти к выводу, что, за исключением сроков рассмотрения дела об административном правонарушении, деятельность судей ничем не отличается от аналогичной деятельности, осуществляемой органами, предусмотренными в ст. 22.1 КоАП РФ. Она реализуется в том же процессуальном порядке, завершается вынесением одинаковых процессуальных решений, характеризуется едиными правилами доказывания, совершения процессуальных действий и оценки доказательств и проч. Положения Общей части КоАП РФ, касающиеся оснований административной ответственности, определения вины, вида и размера административного наказания и проч., применяются всеми субъектами, рассматривающими дела об административных правонарушениях без каких-либо изъятий.
Статья: Правовая защита прав потерпевших по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием"
(Федотова Ю.Г.)
("Адвокатская практика", 2023, N 4)Если же в отношении виновного лица все же был составлен протокол об административном правонарушении в течение предусмотренного срока административного расследования (составляющего 1 месяц, но не являющегося пресекательным), дело направляется мировому судье для вынесения постановления. Такая категория дел в силу предусмотренных санкций должна рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство. Это требование предполагает, что явка лица презюмируется обязательной, а в случае его очередной болезни рассмотрение дела откладывается в течение срока, составляющего два месяца, для рассмотрения дела судьей. Таким образом, предельные сроки составления протокола об административном правонарушении и срок рассмотрения дела мировым судьей в своей совокупности образуют срок давности привлечения к ответственности, что в корне нарушает права и законные интересы потерпевших.
(Федотова Ю.Г.)
("Адвокатская практика", 2023, N 4)Если же в отношении виновного лица все же был составлен протокол об административном правонарушении в течение предусмотренного срока административного расследования (составляющего 1 месяц, но не являющегося пресекательным), дело направляется мировому судье для вынесения постановления. Такая категория дел в силу предусмотренных санкций должна рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство. Это требование предполагает, что явка лица презюмируется обязательной, а в случае его очередной болезни рассмотрение дела откладывается в течение срока, составляющего два месяца, для рассмотрения дела судьей. Таким образом, предельные сроки составления протокола об административном правонарушении и срок рассмотрения дела мировым судьей в своей совокупности образуют срок давности привлечения к ответственности, что в корне нарушает права и законные интересы потерпевших.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"6. В целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"6. В целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30.05.2007)
(Извлечение)
(ред. от 12.07.2017)Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30.05.2007)
(Извлечение)
(ред. от 12.07.2017)Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.
Статья: Разные сроки исковой давности по нарушениям, связанным с кассовыми операциями и применением ККТ
(Сенин Н.К.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 5)При этом если ранее для дел об административных правонарушениях, рассматриваемых судьей, был установлен трехмесячный срок исковой давности, то теперь он составляет 90 календарных дней.
(Сенин Н.К.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 5)При этом если ранее для дел об административных правонарушениях, рассматриваемых судьей, был установлен трехмесячный срок исковой давности, то теперь он составляет 90 календарных дней.
Статья: Административно-процессуальная форма и стадии как элементы характеристики административного процесса
(Спиридонов П.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)Ранее уже отмечалось, что любая стадия представляет собой замкнутую совокупность административно-процессуальных действий и решений, т.е. начало стадии начинается с принятия административно-процессуального решения и заканчивается принятием соответствующего процессуального решения. Например, предоставление государственной услуги по государственной регистрации рождения начинается с подачи заявителем заявления и документов и принятия решения о предоставлении государственной услуги по регистрации рождения. По результатам рассмотрения такого дела выносится решение: 1) делается запись акта о рождении в форме электронного документа и на бумажном носителе, выдается свидетельство о рождении; 2) при наличии оснований отказывается в предоставлении государственной услуги по регистрации рождения <6>. Одной из гарантий соблюдения прав участников административно-процессуальных правоотношений выступает наличие процессуальных сроков, касающихся производства в целом либо конкретной стадии (например, максимальный срок совершения административных процедур при предоставлении государственной услуги по регистрации рождения составляет 50 минут; общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении - 15 дней, если дело рассматривается судьей - два месяца).
(Спиридонов П.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)Ранее уже отмечалось, что любая стадия представляет собой замкнутую совокупность административно-процессуальных действий и решений, т.е. начало стадии начинается с принятия административно-процессуального решения и заканчивается принятием соответствующего процессуального решения. Например, предоставление государственной услуги по государственной регистрации рождения начинается с подачи заявителем заявления и документов и принятия решения о предоставлении государственной услуги по регистрации рождения. По результатам рассмотрения такого дела выносится решение: 1) делается запись акта о рождении в форме электронного документа и на бумажном носителе, выдается свидетельство о рождении; 2) при наличии оснований отказывается в предоставлении государственной услуги по регистрации рождения <6>. Одной из гарантий соблюдения прав участников административно-процессуальных правоотношений выступает наличие процессуальных сроков, касающихся производства в целом либо конкретной стадии (например, максимальный срок совершения административных процедур при предоставлении государственной услуги по регистрации рождения составляет 50 минут; общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении - 15 дней, если дело рассматривается судьей - два месяца).