Срок отложения рассмотрения дела об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок отложения рассмотрения дела об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Мотивированное постановление по делу об административном правонарушении в арбитражном суде
(КонсультантПлюс, 2025)"...Согласно частям 1, 2 статьи 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Согласно частям 1, 2 статьи 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 29.6 "Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении" КоАП РФ"Доводы о допущенном судьей районного суда нарушении права на защиту объективно ничем не подтверждены. Сокращенный срок рассмотрения дела прямо предусмотрен частью 4 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обстоятельств, указывающих, что Р. заявлялось соответствующее требованиям статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ходатайство об отложения рассмотрения дела, в том числе для получения юридической помощи защитника, что такое ходатайство не было рассмотрено либо в его удовлетворении необоснованно отказано, из материалов дела не усматривается. С учетом позиции Р. о необходимости получения услуг переводчика на стадии рассмотрения дела, переводчик ей был предоставлен."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая защита прав потерпевших по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием"
(Федотова Ю.Г.)
("Адвокатская практика", 2023, N 4)Так, помимо того, что административное расследование может быть затянуто вследствие невозможности составления протокола об административном правонарушении в отношении лица, имеющего какие-либо медицинские противопоказания (даже не влияющие на его способности общаться с должностным лицом и подписать с его слов составленный протокол об административном правонарушении), рассмотрение дела судьей может быть неоднократно отложено. Так, в судебной практике неоднократно откладывалось рассмотрение такого дела сроками на три недели каждое. В протоколе судебного заседания обоснования причин отложения в силу произвольности и необязательности такого протокола не отражались. В частности, сначала дело было отложено мировым судьей для истребования видеозаписи из ГИБДД (несмотря на признание вины нарушителем в протоколе об административном правонарушении и в судебном заседании, и запрошенная видеозапись не подтверждала и не опровергала бы ни один довод, причем по практике взаимодействия ГИБДД и мировых судей она могла быть доставлена мировому судье в этот же либо на следующий день), далее при предоставлении лицом, совершившим административное правонарушение, положительного ПЦР-теста о наличии у него коронавирусной инфекции в день судебного заседания (в тот момент Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 февраля 2022 г. N 4 срок лечения был определен до 7 суток).
(Федотова Ю.Г.)
("Адвокатская практика", 2023, N 4)Так, помимо того, что административное расследование может быть затянуто вследствие невозможности составления протокола об административном правонарушении в отношении лица, имеющего какие-либо медицинские противопоказания (даже не влияющие на его способности общаться с должностным лицом и подписать с его слов составленный протокол об административном правонарушении), рассмотрение дела судьей может быть неоднократно отложено. Так, в судебной практике неоднократно откладывалось рассмотрение такого дела сроками на три недели каждое. В протоколе судебного заседания обоснования причин отложения в силу произвольности и необязательности такого протокола не отражались. В частности, сначала дело было отложено мировым судьей для истребования видеозаписи из ГИБДД (несмотря на признание вины нарушителем в протоколе об административном правонарушении и в судебном заседании, и запрошенная видеозапись не подтверждала и не опровергала бы ни один довод, причем по практике взаимодействия ГИБДД и мировых судей она могла быть доставлена мировому судье в этот же либо на следующий день), далее при предоставлении лицом, совершившим административное правонарушение, положительного ПЦР-теста о наличии у него коронавирусной инфекции в день судебного заседания (в тот момент Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 февраля 2022 г. N 4 срок лечения был определен до 7 суток).
Статья: Постановление по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем 3 дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в ч. 3 - 5 ст. 29.6 КоАП РФ (влекущих наказание в виде административного ареста, выдворения, приостановления деятельности, а также дела о нарушении избирательных прав граждан). При этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем 3 дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в ч. 3 - 5 ст. 29.6 КоАП РФ (влекущих наказание в виде административного ареста, выдворения, приостановления деятельности, а также дела о нарушении избирательных прав граждан). При этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
(ред. от 04.11.2025)1. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Частью 1 статьи 29.11 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 названного кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Частью 1 статьи 29.11 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 названного кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Статья: Применение технологий искусственного интеллекта в правосудии
(Козырева А.А., Пирожкова Т.В.)
("Администратор суда", 2021, N 2)Так, в первом совместном Постановлении Президиума Верховного Суда и Президиума Совета судей от 18 марта 2020 г., вводившего ограничения на личный прием граждан в судах на всей территории Российской Федерации, был определен перечень дел безотлагательного характера, подлежащих рассмотрению. Однако в силу того, что данный перечень не являлся исчерпывающим, председатели судов в субъектах вынуждены были по-разному определять категории дел, подлежащих первоочередному рассмотрению, тем самым подвергая участников процесса опасности заболевания. При этом из-за отсутствия со стороны Верховного Суда разъяснений о возможности дистанционного доступа к правосудию с 18 марта до мая 2020 г. в судах субъектов, в частности в г. Москве, сложилась ситуация, при которой гражданские, административные, уголовные дела и дела об административных правонарушениях, не носящие безотлагательного характера, откладывались судьями на неопределенный срок, что, несомненно, привело к нарушению прав граждан и организаций на своевременное судебное рассмотрение, в установленные законом сроки и, как следствие, породило судебную волокиту. Кроме того, как верно отмечают Е.А. Гнатко и О.И. Мариненко, упущенные в связи с пандемией процессуальные сроки не продлеваются, но только могут быть восстановлены судом при наличии уважительных причин, к которым распространение COVID-19 не относится <7>. Работа с большими данными, а также анализ основных практических задач и требований к обработке связанной с ними информации, может являться одной из основных задач, решаемых с помощью технологий искусственного интеллекта <8>. Нельзя, конечно, не упомянуть рекомендацию Президиума Верховного Суда РФ и Президиума Совета судей РФ всем судам при наличии технической возможности инициировать рассмотрение дел путем использования систем видео-конференц-связи, что привело к неоднозначной практике применения данной рекомендации и даже случаям рассмотрения дел путем видеозвонка с использованием мессенджера WhatsApp <9>, что само по себе является процессуальным нарушением со стороны судьи, так как данный вид связи осуществлен без применения систем видео-конференц-связи судов.
(Козырева А.А., Пирожкова Т.В.)
("Администратор суда", 2021, N 2)Так, в первом совместном Постановлении Президиума Верховного Суда и Президиума Совета судей от 18 марта 2020 г., вводившего ограничения на личный прием граждан в судах на всей территории Российской Федерации, был определен перечень дел безотлагательного характера, подлежащих рассмотрению. Однако в силу того, что данный перечень не являлся исчерпывающим, председатели судов в субъектах вынуждены были по-разному определять категории дел, подлежащих первоочередному рассмотрению, тем самым подвергая участников процесса опасности заболевания. При этом из-за отсутствия со стороны Верховного Суда разъяснений о возможности дистанционного доступа к правосудию с 18 марта до мая 2020 г. в судах субъектов, в частности в г. Москве, сложилась ситуация, при которой гражданские, административные, уголовные дела и дела об административных правонарушениях, не носящие безотлагательного характера, откладывались судьями на неопределенный срок, что, несомненно, привело к нарушению прав граждан и организаций на своевременное судебное рассмотрение, в установленные законом сроки и, как следствие, породило судебную волокиту. Кроме того, как верно отмечают Е.А. Гнатко и О.И. Мариненко, упущенные в связи с пандемией процессуальные сроки не продлеваются, но только могут быть восстановлены судом при наличии уважительных причин, к которым распространение COVID-19 не относится <7>. Работа с большими данными, а также анализ основных практических задач и требований к обработке связанной с ними информации, может являться одной из основных задач, решаемых с помощью технологий искусственного интеллекта <8>. Нельзя, конечно, не упомянуть рекомендацию Президиума Верховного Суда РФ и Президиума Совета судей РФ всем судам при наличии технической возможности инициировать рассмотрение дел путем использования систем видео-конференц-связи, что привело к неоднозначной практике применения данной рекомендации и даже случаям рассмотрения дел путем видеозвонка с использованием мессенджера WhatsApp <9>, что само по себе является процессуальным нарушением со стороны судьи, так как данный вид связи осуществлен без применения систем видео-конференц-связи судов.
"Гражданское процессуальное право. Общая часть: учебник: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)В числе основных причин нарушения сроков рассмотрения гражданских дел и дел об административных правонарушениях мировыми судьями и судьями районных судов выделяют:
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)В числе основных причин нарушения сроков рассмотрения гражданских дел и дел об административных правонарушениях мировыми судьями и судьями районных судов выделяют:
Статья: Административная ответственность как вид юридической ответственности: современная военно-судебная практика
(Заказнова А.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 12)При этом в действиях Д. признаков уклонения от участия в производстве по делу об административном правонарушении, которые могли бы послужить основанием для вывода о злоупотреблении им своим правом и явиться поводом для рассмотрения дела в его отсутствие, не установлено.
(Заказнова А.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 12)При этом в действиях Д. признаков уклонения от участия в производстве по делу об административном правонарушении, которые могли бы послужить основанием для вывода о злоупотреблении им своим правом и явиться поводом для рассмотрения дела в его отсутствие, не установлено.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Кроме того, в КоАП РФ определены случаи, когда участие правонарушителя в судебном заседании является обязательным в силу закона. Данное правило установлено в абз. 2 ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ для дел об административных правонарушениях, влекущих административный арест, административное выдворение или обязательные работы (например, ч. 3 ст. 12.8, ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ), что обусловлено тяжестью и личностным характером этих видов наказаний, применение которых связано со значительными ограничениями прав и свобод граждан. Необходимо учитывать, что по смыслу, придаваемому положениям этой нормы сложившейся правоприменительной практикой, ее действие распространяется не на все статьи и части статей Особенной части КоАП РФ, в санкциях которых предусмотрены данные виды наказаний, а лишь на те из них, в санкциях которых они установлены в качестве обязательных (например, ч. 2 ст. 6.8, ч. 2 ст. 6.9, ч. 2 ст. 12.7, ч. 3 ст. 12.8, ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ). В этом случае рассмотрение дела в отсутствие правонарушителя недопустимо. Поэтому если правонарушитель не доставлен в судебное заседание, судья должен отложить рассмотрение дела (ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ) и вынести определение о приводе. При этом в случае невозможности обеспечить явку указанного лица посредством привода рассмотрение дела может неоднократно откладываться в пределах всего срока давности привлечения к административной ответственности.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Кроме того, в КоАП РФ определены случаи, когда участие правонарушителя в судебном заседании является обязательным в силу закона. Данное правило установлено в абз. 2 ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ для дел об административных правонарушениях, влекущих административный арест, административное выдворение или обязательные работы (например, ч. 3 ст. 12.8, ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ), что обусловлено тяжестью и личностным характером этих видов наказаний, применение которых связано со значительными ограничениями прав и свобод граждан. Необходимо учитывать, что по смыслу, придаваемому положениям этой нормы сложившейся правоприменительной практикой, ее действие распространяется не на все статьи и части статей Особенной части КоАП РФ, в санкциях которых предусмотрены данные виды наказаний, а лишь на те из них, в санкциях которых они установлены в качестве обязательных (например, ч. 2 ст. 6.8, ч. 2 ст. 6.9, ч. 2 ст. 12.7, ч. 3 ст. 12.8, ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ). В этом случае рассмотрение дела в отсутствие правонарушителя недопустимо. Поэтому если правонарушитель не доставлен в судебное заседание, судья должен отложить рассмотрение дела (ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ) и вынести определение о приводе. При этом в случае невозможности обеспечить явку указанного лица посредством привода рассмотрение дела может неоднократно откладываться в пределах всего срока давности привлечения к административной ответственности.
Статья: Об обжаловании решений и предписаний ФАС России в контексте новой правовой позиции Верховного Суда РФ
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Пример. Заказчиком не отменены протоколы, составленные в ходе проведения закупки, не пересмотрены заявки участников, поданные на участие в закупке, не продолжено проведение закупки с минимального поданного предложения о цене договора с учетом принятого решения, а также в срок до 12 февраля 2020 г. не представлено в ФАС России подтверждение исполнения предписания.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Пример. Заказчиком не отменены протоколы, составленные в ходе проведения закупки, не пересмотрены заявки участников, поданные на участие в закупке, не продолжено проведение закупки с минимального поданного предложения о цене договора с учетом принятого решения, а также в срок до 12 февраля 2020 г. не представлено в ФАС России подтверждение исполнения предписания.
Статья: Перерыв в судебном заседании
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как разъяснено в п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99), при необходимости переноса рассмотрения дела на срок более 5 дней арбитражный суд откладывает судебное разбирательство. Иными словами, более длительные перерывы в судебном заседании противоречили бы целям установления законодателем соответствующего процессуального механизма (принятие оперативных, безотлагательных мер к устранению обстоятельств, препятствующих разрешению спора в данном судебном заседании) и безосновательно подменяли институт отложения судебного разбирательства.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как разъяснено в п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99), при необходимости переноса рассмотрения дела на срок более 5 дней арбитражный суд откладывает судебное разбирательство. Иными словами, более длительные перерывы в судебном заседании противоречили бы целям установления законодателем соответствующего процессуального механизма (принятие оперативных, безотлагательных мер к устранению обстоятельств, препятствующих разрешению спора в данном судебном заседании) и безосновательно подменяли институт отложения судебного разбирательства.