Срок обжалования решения вышестоящего налогового органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок обжалования решения вышестоящего налогового органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 198 АПК РФ "Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными"4.2.3. Если лицо обратилось в вышестоящий налоговый орган с жалобой, то срок оспаривания в суде решения нижестоящего органа исчисляется с момента истечения срока рассмотрения жалобы (позиция ВС РФ, ВАС РФ) >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание Росприроднадзора
(КонсультантПлюс, 2025)Признают незаконным отказ в рассмотрении ходатайства о продлении срока исполнения предписания Росприроднадзора, поданного по истечении не применяемого к нему срока досудебного обжалования решений
(КонсультантПлюс, 2025)Признают незаконным отказ в рассмотрении ходатайства о продлении срока исполнения предписания Росприроднадзора, поданного по истечении не применяемого к нему срока досудебного обжалования решений
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В какой срок обжаловать решение налогового органа
(КонсультантПлюс, 2025)1. В какой срок обжаловать решение налогового органа в вышестоящий налоговый орган
(КонсультантПлюс, 2025)1. В какой срок обжаловать решение налогового органа в вышестоящий налоговый орган
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов9.2. ПОРЯДОК И СРОК ОБЖАЛОВАНИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЙ
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, работника многофункционального центра, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, или их работников в исправлении допущенных ими опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона;
(ред. от 31.07.2025)
"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, работника многофункционального центра, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, или их работников в исправлении допущенных ими опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона;
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлен срок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц, акты контрольного (надзорного) органа - 15 рабочих дней со дня регистрации жалобы в подсистеме досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности. Закреплен срок подачи возражений контролируемого лица на предостережение, он составляет 30 календарных дней со дня получения предостережения.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлен срок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц, акты контрольного (надзорного) органа - 15 рабочих дней со дня регистрации жалобы в подсистеме досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности. Закреплен срок подачи возражений контролируемого лица на предостережение, он составляет 30 календарных дней со дня получения предостережения.
Готовое решение: Как обжаловать решение вышестоящего налогового органа
(КонсультантПлюс, 2025)При этом если вы решили обжаловать решение вышестоящего налогового органа, то это не приостанавливает срок для обжалования исходного решения.
(КонсультантПлюс, 2025)При этом если вы решили обжаловать решение вышестоящего налогового органа, то это не приостанавливает срок для обжалования исходного решения.
Статья: Право на эффективную защиту при осуществлении государственного контроля (надзора)
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)В поисках положительного решения вопроса о продлении срока исполнения предписания добросовестный заявитель уже обратился в три судебные инстанции. Согласно ст. 40 Федерального закона N 248-ФЗ ему предстоит обратиться в две вышестоящие контролирующие инстанции, при этом ставить вопрос о восстановлении сроков досудебного обжалования, а затем обращаться с кассационной жалобой в соответствующий арбитражный суд. В противном случае вопрос о подсудности спора об обжаловании отказа контрольного органа в продлении срока исполнения предписания остается неразрешенным.
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)В поисках положительного решения вопроса о продлении срока исполнения предписания добросовестный заявитель уже обратился в три судебные инстанции. Согласно ст. 40 Федерального закона N 248-ФЗ ему предстоит обратиться в две вышестоящие контролирующие инстанции, при этом ставить вопрос о восстановлении сроков досудебного обжалования, а затем обращаться с кассационной жалобой в соответствующий арбитражный суд. В противном случае вопрос о подсудности спора об обжаловании отказа контрольного органа в продлении срока исполнения предписания остается неразрешенным.
Ситуация: Может ли быть отказано в приеме в детский сад?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В приеме ребенка в детский сад может быть отказано, в частности, по причине отсутствия в нем свободных мест, отсутствия выданного в детский сад направления, непредставления необходимых документов в установленный срок. Отказ можно обжаловать в досудебном и судебном порядке.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В приеме ребенка в детский сад может быть отказано, в частности, по причине отсутствия в нем свободных мест, отсутствия выданного в детский сад направления, непредставления необходимых документов в установленный срок. Отказ можно обжаловать в досудебном и судебном порядке.
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Законопроектом закреплены и иные случаи взыскания задолженности исключительно в судебном порядке: пропуск налоговым органом установленного законом срока для внесудебного взыскания; обжалование физическим лицом налогового уведомления, требования об уплате задолженности в вышестоящий налоговый орган. Кроме того, взыскание не допускается, а уже начатое взыскание приостанавливается в случае обращения гражданина в суд с административным исковым заявлением об оспаривании налогового уведомления, требования об уплате задолженности.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Законопроектом закреплены и иные случаи взыскания задолженности исключительно в судебном порядке: пропуск налоговым органом установленного законом срока для внесудебного взыскания; обжалование физическим лицом налогового уведомления, требования об уплате задолженности в вышестоящий налоговый орган. Кроме того, взыскание не допускается, а уже начатое взыскание приостанавливается в случае обращения гражданина в суд с административным исковым заявлением об оспаривании налогового уведомления, требования об уплате задолженности.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по зачету и возврату налогов (пеней, штрафов)6.2. ПОРЯДОК И СРОК ОБЖАЛОВАНИЯ
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 95. О возможности восстановления срока внесудебного
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 95. О возможности восстановления срока внесудебного
Готовое решение: Что делать работодателю, если увольнение признано незаконным
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание! В случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 357 ТК РФ, можно обжаловать предписание в суде в течение 10 дней со дня его получения работодателем (его представителем). Скорее всего, в указанный срок вы не успеете обжаловать предписание в досудебном порядке (см. выше). Соответственно, в таких ситуациях целесообразно обжаловать предписание в досудебном порядке и одновременно (в установленный ч. 2 ст. 357 ТК РФ срок) подать жалобу в суд. Так вы не пропустите срок обжалования. За разъяснениями по данному вопросу рекомендуем обратиться в Минтруд России или Роструд.
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание! В случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 357 ТК РФ, можно обжаловать предписание в суде в течение 10 дней со дня его получения работодателем (его представителем). Скорее всего, в указанный срок вы не успеете обжаловать предписание в досудебном порядке (см. выше). Соответственно, в таких ситуациях целесообразно обжаловать предписание в досудебном порядке и одновременно (в установленный ч. 2 ст. 357 ТК РФ срок) подать жалобу в суд. Так вы не пропустите срок обжалования. За разъяснениями по данному вопросу рекомендуем обратиться в Минтруд России или Роструд.
Статья: Сроки в контрольно-надзорном законодательстве
(Белякович Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)Контрольно-надзорное законодательство предусматривает лишь единственный срок, который может быть восстановлен в случае его пропуска, - срок на досудебное обжалование (ч. 7 ст. 40 Закона N 248-ФЗ).
(Белякович Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)Контрольно-надзорное законодательство предусматривает лишь единственный срок, который может быть восстановлен в случае его пропуска, - срок на досудебное обжалование (ч. 7 ст. 40 Закона N 248-ФЗ).
Статья: Конституционное право на мотивированное управление
(Должиков А.В., Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)Конституционализация анализируемого права выражается в процессуальном требовании. Частное лицо наделяется притязанием на оспаривание немотивированности акта управления в порядке конституционного или административного судопроизводства. В доктрине ЮАР подчеркивается, что рассматриваемое право может использоваться двояко для проверки конституционности конкретизирующего его административного законодательства <14>. В первой ситуации закон может оспариваться на предмет "недостаточной включенности" (англ.: underinclusive) отдельных правомочий в гарантируемую Конституцией сферу. Вторая ситуация защищает от чрезмерного ограничения (англ.: overrestrictive) конституционного права на справедливые административные акты. В качестве гипотетического примера для первой ситуации приводится возможность конституционного обжалования дефиниции административного акта. А для второй - чрезмерное ограничение сроков для досудебного обжалования <15>. Такие сценарии могут иметь практический смысл в других юрисдикциях. Ведь сфера применения требования мотивированности может быть ограничена определенными видами актов органов управления. Например, во многих странах законы исключают возможность судебной проверки обоснованности административных договоров или благоприятствующих актов управления. Частное лицо может поставить перед судом вопрос о проверке законодательства на предмет соответствия конституционному праву на справедливое управление. За рамками конституционного судопроизводства проверить мотивированность таких актов не получилось бы. Пример обжалования предметной сферы действия принципа обоснованности хорошо показывает собственный смысл анализируемого конституционного права, отличный от его законодательной конкретизации.
(Должиков А.В., Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)Конституционализация анализируемого права выражается в процессуальном требовании. Частное лицо наделяется притязанием на оспаривание немотивированности акта управления в порядке конституционного или административного судопроизводства. В доктрине ЮАР подчеркивается, что рассматриваемое право может использоваться двояко для проверки конституционности конкретизирующего его административного законодательства <14>. В первой ситуации закон может оспариваться на предмет "недостаточной включенности" (англ.: underinclusive) отдельных правомочий в гарантируемую Конституцией сферу. Вторая ситуация защищает от чрезмерного ограничения (англ.: overrestrictive) конституционного права на справедливые административные акты. В качестве гипотетического примера для первой ситуации приводится возможность конституционного обжалования дефиниции административного акта. А для второй - чрезмерное ограничение сроков для досудебного обжалования <15>. Такие сценарии могут иметь практический смысл в других юрисдикциях. Ведь сфера применения требования мотивированности может быть ограничена определенными видами актов органов управления. Например, во многих странах законы исключают возможность судебной проверки обоснованности административных договоров или благоприятствующих актов управления. Частное лицо может поставить перед судом вопрос о проверке законодательства на предмет соответствия конституционному праву на справедливое управление. За рамками конституционного судопроизводства проверить мотивированность таких актов не получилось бы. Пример обжалования предметной сферы действия принципа обоснованности хорошо показывает собственный смысл анализируемого конституционного права, отличный от его законодательной конкретизации.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 25 декабря 2023 г. N 675-ФЗ, предлагается внести изменения в комментируемый Закон и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части внедрения досудебного обжалования решений и действий (бездействия) разрешительных органов; внедрение такого механизма обеспечит существенное снижение нагрузки на суды, так как оно станет обязательным для многих востребованных бизнесом разрешительных видов деятельности, перечень которых будет определен Правительством РФ, а также в целом снизит нагрузку на предпринимателей; подача жалобы будет возможна на ЕПГУ; законопроектом определяются исчерпывающий перечень причин отказов в рассмотрении жалобы, сроки рассмотрения, возможность восстановления пропущенного срока для подачи жалобы, устанавливается обязательность досудебного обжалования перед подачей жалобы в суд; с 1 июля 2021 г. механизм досудебного обжалования успешно реализуется в сфере контроля; за период его функционирования он получил положительные отзывы как бизнеса, так и контрольных органов; досудебное обжалование в сфере разрешительной деятельности реализуется по аналогии с таким обжалованием в сфере контроля.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 25 декабря 2023 г. N 675-ФЗ, предлагается внести изменения в комментируемый Закон и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части внедрения досудебного обжалования решений и действий (бездействия) разрешительных органов; внедрение такого механизма обеспечит существенное снижение нагрузки на суды, так как оно станет обязательным для многих востребованных бизнесом разрешительных видов деятельности, перечень которых будет определен Правительством РФ, а также в целом снизит нагрузку на предпринимателей; подача жалобы будет возможна на ЕПГУ; законопроектом определяются исчерпывающий перечень причин отказов в рассмотрении жалобы, сроки рассмотрения, возможность восстановления пропущенного срока для подачи жалобы, устанавливается обязательность досудебного обжалования перед подачей жалобы в суд; с 1 июля 2021 г. механизм досудебного обжалования успешно реализуется в сфере контроля; за период его функционирования он получил положительные отзывы как бизнеса, так и контрольных органов; досудебное обжалование в сфере разрешительной деятельности реализуется по аналогии с таким обжалованием в сфере контроля.