Список ПДЛ
Подборка наиболее важных документов по запросу Список ПДЛ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: Если оспариваемые действия (бездействие) не связаны с актами (решениями) об уплате (взыскании) денежных средств, обращении взыскания на иное имущество заявителя, то такие дела не рассматриваются в порядке упрощенного производства
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10
Применимые нормы: ч. 1 ст. 198, п. 2 ч. 1 ст. 227 АПК РФЕсли оспариваются действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц (ч. 1 ст. 198 АПК РФ), которые не связаны с изданием актов, решений, содержащих требование об уплате денежных средств или предусматривающих взыскание денежных средств либо обращение взыскания на иное имущество заявителя, такие дела не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10
Применимые нормы: ч. 1 ст. 198, п. 2 ч. 1 ст. 227 АПК РФЕсли оспариваются действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц (ч. 1 ст. 198 АПК РФ), которые не связаны с изданием актов, решений, содержащих требование об уплате денежных средств или предусматривающих взыскание денежных средств либо обращение взыскания на иное имущество заявителя, такие дела не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Решение о прекращении переписки может приниматься руководителем органа публичной власти, должностным или уполномоченным лицом. Перечень уполномоченных лиц обычно содержится в отдельном акте (порядке, положении, регламенте и т.д.), принятом в соответствии с Законом N 59-ФЗ, а в ряде случаев содержится в должностных регламентах государственных и муниципальных служащих. При принятии решения важным является изучение ранее направленных гражданином обращений и данных на них ответов, установление фактов отсутствия в обращении, по которому принимается решение о прекращении переписки, новых доводов или обстоятельств.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Решение о прекращении переписки может приниматься руководителем органа публичной власти, должностным или уполномоченным лицом. Перечень уполномоченных лиц обычно содержится в отдельном акте (порядке, положении, регламенте и т.д.), принятом в соответствии с Законом N 59-ФЗ, а в ряде случаев содержится в должностных регламентах государственных и муниципальных служащих. При принятии решения важным является изучение ранее направленных гражданином обращений и данных на них ответов, установление фактов отсутствия в обращении, по которому принимается решение о прекращении переписки, новых доводов или обстоятельств.
Статья: Развитие конституционной модели организации государственной власти на уровне субъектов Российской Федерации
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Более широкой компетенцией обладает Конституционный совет Республики Саха (Якутия), на который возложены полномочия как по толкованию республиканской конституции, так и по оценке конституционности нормативных правовых актов различной юридической силы, включая муниципальные правовые акты. При этом в число субъектов обращения с запросом о проведении соответствующей проверки включаются исключительно органы и должностные лица, наделенные публично-правовым статусом. В данный перечень не включены граждане и организации, чьи права были нарушены в результате применения нормативных положений регионального законодательства. Таким образом, правозащитный потенциал рассматриваемого органа оказывается объективно снижен.
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Более широкой компетенцией обладает Конституционный совет Республики Саха (Якутия), на который возложены полномочия как по толкованию республиканской конституции, так и по оценке конституционности нормативных правовых актов различной юридической силы, включая муниципальные правовые акты. При этом в число субъектов обращения с запросом о проведении соответствующей проверки включаются исключительно органы и должностные лица, наделенные публично-правовым статусом. В данный перечень не включены граждане и организации, чьи права были нарушены в результате применения нормативных положений регионального законодательства. Таким образом, правозащитный потенциал рассматриваемого органа оказывается объективно снижен.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)7. Должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, а также должностные лица органов публичной власти федеральной территории, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 1, 31, 32 статьи 19.5, статьей 19.7 настоящего Кодекса, при осуществлении муниципального контроля, об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.21, 7.32.6, 15.1, 15.14 - 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 20 и 20.1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 настоящего Кодекса, - при осуществлении муниципального финансового контроля, об административных правонарушениях, предусмотренных частями 4 - 9, 11 статьи 7.30.1, частями 1 - 4, 8 и 9 статьи 7.30.2 настоящего Кодекса, - при осуществлении контроля в сфере закупок.
(ред. от 04.11.2025)7. Должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, а также должностные лица органов публичной власти федеральной территории, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 1, 31, 32 статьи 19.5, статьей 19.7 настоящего Кодекса, при осуществлении муниципального контроля, об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.21, 7.32.6, 15.1, 15.14 - 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 20 и 20.1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 настоящего Кодекса, - при осуществлении муниципального финансового контроля, об административных правонарушениях, предусмотренных частями 4 - 9, 11 статьи 7.30.1, частями 1 - 4, 8 и 9 статьи 7.30.2 настоящего Кодекса, - при осуществлении контроля в сфере закупок.
Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О политических партиях"выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, в законодательные органы субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральных территорий, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.
(ред. от 23.05.2025)
"О политических партиях"выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, в законодательные органы субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральных территорий, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.
Статья: К концепции единых служебных преступлений
(Есаков Г.А.)
("Закон", 2022, N 4)Автор анализирует систему преступлений, совершенных должностными лицами в публичной и частной сфере в соответствии с Уголовным кодексом 1996 года. Гипотеза статьи состоит в том, что жесткое разграничение между преступлениями, совершенными, с одной стороны, публичными должностными лицами и, с другой - частными, в настоящее время размыто. Сегодня понятие "должностное лицо" включает управленцев в контролируемых государством корпоративных образованиях, даже если это случай косвенного контроля. Перечень преступлений для управленцев в частной сфере копирует такой же перечень для должностных лиц. Уровень наказуемости в судебной практике одинаков для обеих категорий управленцев. Как следствие, автор предлагает создать единую главу о служебных преступлениях в уголовном законе. Этот подход позволит упростить уголовное законодательство и соблюсти идею равенства всех перед законом.
(Есаков Г.А.)
("Закон", 2022, N 4)Автор анализирует систему преступлений, совершенных должностными лицами в публичной и частной сфере в соответствии с Уголовным кодексом 1996 года. Гипотеза статьи состоит в том, что жесткое разграничение между преступлениями, совершенными, с одной стороны, публичными должностными лицами и, с другой - частными, в настоящее время размыто. Сегодня понятие "должностное лицо" включает управленцев в контролируемых государством корпоративных образованиях, даже если это случай косвенного контроля. Перечень преступлений для управленцев в частной сфере копирует такой же перечень для должностных лиц. Уровень наказуемости в судебной практике одинаков для обеих категорий управленцев. Как следствие, автор предлагает создать единую главу о служебных преступлениях в уголовном законе. Этот подход позволит упростить уголовное законодательство и соблюсти идею равенства всех перед законом.
Вопрос: О санкционировании расходов юрлиц - получателей целевых средств при казначейском сопровождении; о правах граждан на часть природных ресурсов; о формировании и исполнении "бюджета одного гражданина".
(Письмо Минфина России от 20.03.2024 N 02-17-10/25287)Согласно указанному перечню граждане Российской Федерации (физические лица), за исключением Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования, являющихся высшими должностными лицами публично-правовых образований, не являются участниками бюджетного процесса.
(Письмо Минфина России от 20.03.2024 N 02-17-10/25287)Согласно указанному перечню граждане Российской Федерации (физические лица), за исключением Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования, являющихся высшими должностными лицами публично-правовых образований, не являются участниками бюджетного процесса.
Вопрос: Каков общий порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц органов государственной (муниципальной) власти?
(Консультация эксперта, 2025)Обязательный досудебный порядок урегулирования спора состоит в исчерпании лицами, оспаривающими ненормативные правовые акты, решения, действия (бездействие) наделенных публичными полномочиями органов и их должностных лиц, административных средств защиты (п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18).
(Консультация эксперта, 2025)Обязательный досудебный порядок урегулирования спора состоит в исчерпании лицами, оспаривающими ненормативные правовые акты, решения, действия (бездействие) наделенных публичными полномочиями органов и их должностных лиц, административных средств защиты (п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18).
Статья: Противодействие преступлениям коррупционной направленности в Великобритании: применение норм международного и национального уголовного права
(Камышанский Д.Ю.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 4)Указанная Конвенция выделяет 13 видов преступлений коррупционной направленности. При этом субъектом преступления коррупционной направленности является публичное должностное лицо.
(Камышанский Д.Ю.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 4)Указанная Конвенция выделяет 13 видов преступлений коррупционной направленности. При этом субъектом преступления коррупционной направленности является публичное должностное лицо.
Статья: О новациях в конституционно-правовом регулировании организации публичной власти в субъектах Российской Федерации и некоторых проблемах их реализации
(Хатуаев В.У.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)3) считаем необходимым внесение в перечень такого принципа, как ответственность органов и должностных лиц публичной власти субъектов РФ.
(Хатуаев В.У.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)3) считаем необходимым внесение в перечень такого принципа, как ответственность органов и должностных лиц публичной власти субъектов РФ.
Статья: Спор о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Административному истцу следует подавать в суд административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (ч. 1 ст. 38, ст. 218 КАС РФ). Срок обращения с административным исковым заявлением предусмотрен ст. 219 КАС РФ, а требования к форме, содержанию административного искового заявления и перечню прилагаемых к нему документов - ст. 220 КАС РФ.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Административному истцу следует подавать в суд административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (ч. 1 ст. 38, ст. 218 КАС РФ). Срок обращения с административным исковым заявлением предусмотрен ст. 219 КАС РФ, а требования к форме, содержанию административного искового заявления и перечню прилагаемых к нему документов - ст. 220 КАС РФ.
Статья: Президент и местное самоуправление в России: теория и практика взаимодействия
(Будаев А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Обзор данных актов свидетельствует, что Президент страны упоминается в тексте равное количество раз (ст. 8 - в Федеральном законе 1995 г. и ст. 9 - в Федеральном законе 2003 г., включая указание на подписание закона главой государства). Существенные различия обнаруживаются при анализе конкретных положений, в которых упоминается глава государства. Если для Федерального закона 1995 г. это фактически только одна статья, посвященная ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством (ст. 49), то перечень норм Федерального закона 2003 г., связанных с главой государства, шире и разнообразнее по своему содержанию и функциональному предназначению. Так, правовую основу местного самоуправления составляют в том числе указы и распоряжения Президента РФ (ст. 4); упоминаются полномочия главы государства по определению границ муниципальных образований, являющихся закрытыми административно-территориальными образованиями (п. 2.1 ст. 17). Новым в практике современного этапа государственного строительства России является введение показателей эффективности функционирования органов и должностных лиц публичного управления. Для местного самоуправления перечень показателей эффективности утверждается в порядке, определяемом Президентом России (ст. 18.1).
(Будаев А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Обзор данных актов свидетельствует, что Президент страны упоминается в тексте равное количество раз (ст. 8 - в Федеральном законе 1995 г. и ст. 9 - в Федеральном законе 2003 г., включая указание на подписание закона главой государства). Существенные различия обнаруживаются при анализе конкретных положений, в которых упоминается глава государства. Если для Федерального закона 1995 г. это фактически только одна статья, посвященная ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством (ст. 49), то перечень норм Федерального закона 2003 г., связанных с главой государства, шире и разнообразнее по своему содержанию и функциональному предназначению. Так, правовую основу местного самоуправления составляют в том числе указы и распоряжения Президента РФ (ст. 4); упоминаются полномочия главы государства по определению границ муниципальных образований, являющихся закрытыми административно-территориальными образованиями (п. 2.1 ст. 17). Новым в практике современного этапа государственного строительства России является введение показателей эффективности функционирования органов и должностных лиц публичного управления. Для местного самоуправления перечень показателей эффективности утверждается в порядке, определяемом Президентом России (ст. 18.1).
Статья: О механизмах компенсации и возмещения в российском гражданском праве
(Гаранин И.И.)
("Цивилист", 2024, N 1)3) представляется необходимым принятие отдельного закона, устанавливающего общие основания и порядок возмещения убытков и компенсации ущерба, причиненных в результате действий (бездействия) всех без исключения органов публичной власти и их должностных лиц.
(Гаранин И.И.)
("Цивилист", 2024, N 1)3) представляется необходимым принятие отдельного закона, устанавливающего общие основания и порядок возмещения убытков и компенсации ущерба, причиненных в результате действий (бездействия) всех без исключения органов публичной власти и их должностных лиц.
Статья: О доверительном управлении имуществом как способе предотвращения конфликта интересов, предусмотренном для служащих Центрального банка Российской Федерации и иных категорий граждан
(Горохова С.С.)
("Банковское право", 2023, N 3)Одним из способов, направленных на предотвращение подобных конфликтов в нашей стране, так же, как и в ряде других государств, является институт доверительного управления конфликтоопасным имуществом банковского служащего. Так, Закон "О противодействии коррупции" <5> 12 лет назад был дополнен ст. 12.3, определившей для ряда субъектов обязанность доверять управление ценными бумагами (долями, паями в уставных капиталах) иным лицам в целях предотвращения конфликта интересов. Первоочередно названный перечень субъектов указывает на государственных и муниципальных служащих, но далеко не только. В него изначально вошли еще и должностные лица в госкорпорациях, публично-правовых компаниях, внебюджетных фондах (пенсионном и социального страхования) и др.
(Горохова С.С.)
("Банковское право", 2023, N 3)Одним из способов, направленных на предотвращение подобных конфликтов в нашей стране, так же, как и в ряде других государств, является институт доверительного управления конфликтоопасным имуществом банковского служащего. Так, Закон "О противодействии коррупции" <5> 12 лет назад был дополнен ст. 12.3, определившей для ряда субъектов обязанность доверять управление ценными бумагами (долями, паями в уставных капиталах) иным лицам в целях предотвращения конфликта интересов. Первоочередно названный перечень субъектов указывает на государственных и муниципальных служащих, но далеко не только. В него изначально вошли еще и должностные лица в госкорпорациях, публично-правовых компаниях, внебюджетных фондах (пенсионном и социального страхования) и др.
Статья: Экономические отношения в праве и их особенности
(Степин А.Б.)
("Цивилист", 2025, N 4)Подводя итоги, следует заключить, что экономические отношения являются самостоятельной сферой общественных отношений, урегулированных нормами частного и публичного права, возникающих в связи с осуществлением финансовой, предпринимательской и производственной деятельности, процессами и процедурами осуществления и защиты права с участием физических и должностных лиц, предпринимателей и юридических лиц, публично-правовых образований.
(Степин А.Б.)
("Цивилист", 2025, N 4)Подводя итоги, следует заключить, что экономические отношения являются самостоятельной сферой общественных отношений, урегулированных нормами частного и публичного права, возникающих в связи с осуществлением финансовой, предпринимательской и производственной деятельности, процессами и процедурами осуществления и защиты права с участием физических и должностных лиц, предпринимателей и юридических лиц, публично-правовых образований.