Специальное должностное лицо
Подборка наиболее важных документов по запросу Специальное должностное лицо (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Сельская местность
(КонсультантПлюс, 2025)"...Исчерпывающий перечень нотариальных действий, совершаемых главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления, определен статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. В соответствии с п. 29 статьи 35 Основ нотариальное действие по удостоверению решения органов управления юридических лиц совершается только нотариусом. Нотариальное действие по удостоверению принятия общим собранием участников общества решения и состава участников общества, присутствовавших при его принятии, совершается нотариусом по правилам, установленным Основами. Указанное нотариальное действие может быть совершено любым нотариусом в пределах нотариального округа, в котором проводится собрание участников хозяйственного общества.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Исчерпывающий перечень нотариальных действий, совершаемых главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления, определен статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. В соответствии с п. 29 статьи 35 Основ нотариальное действие по удостоверению решения органов управления юридических лиц совершается только нотариусом. Нотариальное действие по удостоверению принятия общим собранием участников общества решения и состава участников общества, присутствовавших при его принятии, совершается нотариусом по правилам, установленным Основами. Указанное нотариальное действие может быть совершено любым нотариусом в пределах нотариального округа, в котором проводится собрание участников хозяйственного общества.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области финансов, страхования и рынка ценных бумаг: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП, Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций или требований об использовании специальных банковских счетов
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП, Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций или требований об использовании специальных банковских счетов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О запретах при осуществлении функций единоличного исполнительного органа и специального должностного лица МФО в части иностранного гражданства и замещения аналогичной должности в иной организации.
(Письмо Банка России от 29.10.2024 N 43-7-2/561)Вопрос: О запретах при осуществлении функций единоличного исполнительного органа и специального должностного лица МФО в части иностранного гражданства и замещения аналогичной должности в иной организации.
(Письмо Банка России от 29.10.2024 N 43-7-2/561)Вопрос: О запретах при осуществлении функций единоличного исполнительного органа и специального должностного лица МФО в части иностранного гражданства и замещения аналогичной должности в иной организации.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, целевых правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, регулирование, контроль и надзор в сфере деятельности которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Центральный банк Российской Федерации, - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций.
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, целевых правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, регулирование, контроль и надзор в сфере деятельности которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Центральный банк Российской Федерации, - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций.
Последние изменения: Создание паевого инвестиционного фонда (ПИФ), деятельность его управляющей компании и спецдепозитария
(КонсультантПлюс, 2025)такой же срок установлен для уведомления о назначении и прекращении полномочий ВРИО по ряду должностей управляющей компании (кроме прекращения ВРИО единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера, о котором нужно уведомить в течение одного рабочего дня) и по должности сотрудника службы внутреннего контроля управляющей компании (специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов) (пп. 4, 5 п. 9.4, абз. 2, 3 п. 9.6 ст. 38 названного Закона);
(КонсультантПлюс, 2025)такой же срок установлен для уведомления о назначении и прекращении полномочий ВРИО по ряду должностей управляющей компании (кроме прекращения ВРИО единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера, о котором нужно уведомить в течение одного рабочего дня) и по должности сотрудника службы внутреннего контроля управляющей компании (специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов) (пп. 4, 5 п. 9.4, абз. 2, 3 п. 9.6 ст. 38 названного Закона);
"Комментарий к законодательству о наследовании. Часть 3 ГК РФ"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, завещание может быть удостоверено главой местной администрации поселения и специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления поселения или главой местной администрации муниципального района и специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления муниципального района.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, завещание может быть удостоверено главой местной администрации поселения и специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления поселения или главой местной администрации муниципального района и специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления муниципального района.
Статья: "Антиотмывочный" Закон N 115-ФЗ vs адвокатская тайна: есть ли коллизия и что делать?
(Михальская Е.В., Терещенко Т.А.)
("Закон", 2024, N 2)Кажется заманчивым вывод, что из всех требований Закона N 115-ФЗ обязательными для адвоката являются только общие требования по разработке правил внутреннего контроля, назначению специальных должностных лиц, прохождению обучения, регистрации в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга и частные требования по идентификации клиентов, хранению документов об определенных в Законе сделках (финансовых операциях), по которым оказывалась юридическая помощь, а также которые идентифицируют клиента, не менее пяти лет со дня, когда прекратилось оказание юридической помощи клиенту <14>. Но этот вывод лишен всякого смысла с точки зрения целей принятия Закона N 115-ФЗ.
(Михальская Е.В., Терещенко Т.А.)
("Закон", 2024, N 2)Кажется заманчивым вывод, что из всех требований Закона N 115-ФЗ обязательными для адвоката являются только общие требования по разработке правил внутреннего контроля, назначению специальных должностных лиц, прохождению обучения, регистрации в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга и частные требования по идентификации клиентов, хранению документов об определенных в Законе сделках (финансовых операциях), по которым оказывалась юридическая помощь, а также которые идентифицируют клиента, не менее пяти лет со дня, когда прекратилось оказание юридической помощи клиенту <14>. Но этот вывод лишен всякого смысла с точки зрения целей принятия Закона N 115-ФЗ.
Статья: Проблемы определения субъекта преступления, предусмотренного ст. 246 Уголовного кодекса РФ
(Калинина О.М., Орлова А.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 3)На то, что субъект преступления - специальный (должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации), указывает и санкция нормы. Помимо штрафа, обязательных и исправительных работ, в числе видов наказаний предусмотрены принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, а также лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Достаточно жесткими выглядят наказания, предусмотренные в санкции ст. 246 УК РФ, если говорить о них применительно к общему субъекту.
(Калинина О.М., Орлова А.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 3)На то, что субъект преступления - специальный (должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации), указывает и санкция нормы. Помимо штрафа, обязательных и исправительных работ, в числе видов наказаний предусмотрены принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, а также лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Достаточно жесткими выглядят наказания, предусмотренные в санкции ст. 246 УК РФ, если говорить о них применительно к общему субъекту.
Статья: Участие кантонов Швейцарии в международном сотрудничестве
(Бирюкова В.П.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)Закон кантона Женева от 2 декабря 2004 г. "О связях и развитии Международной Женевы" <20> решает две главные задачи: во-первых, очерчивает круг институтов, с которыми взаимодействует Международная Женева; во-вторых, устанавливает специальную должность для развития международных связей. Статья 1 Закона закрепляет его цель - усиление роли Международной Женевы в отношениях с международными неправительственными и правительственными организациями, а также международными организациями, являющимися институтами гражданского общества. Статья 3 обязывает кантональное правительство назначать специальное должностное лицо - уполномоченного по делам Международной Женевы. Он призван обеспечивать прием и расположение на территории кантона представительств международных организаций.
(Бирюкова В.П.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)Закон кантона Женева от 2 декабря 2004 г. "О связях и развитии Международной Женевы" <20> решает две главные задачи: во-первых, очерчивает круг институтов, с которыми взаимодействует Международная Женева; во-вторых, устанавливает специальную должность для развития международных связей. Статья 1 Закона закрепляет его цель - усиление роли Международной Женевы в отношениях с международными неправительственными и правительственными организациями, а также международными организациями, являющимися институтами гражданского общества. Статья 3 обязывает кантональное правительство назначать специальное должностное лицо - уполномоченного по делам Международной Женевы. Он призван обеспечивать прием и расположение на территории кантона представительств международных организаций.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Должность Уполномоченного по правам ребенка была введена неслучайно. Для урегулирования проблемы незащищенности детей со стороны государства требовалось установление специального должностного лица, на которое возможно возложение полномочий, связанных с эффективной защитой прав детей в Российской Федерации, разработка механизма и способов защиты детей и восстановление их прав, если они нарушены. Важная функция омбудсмена - участие в международном сотрудничестве по решению проблемы защиты детей.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Должность Уполномоченного по правам ребенка была введена неслучайно. Для урегулирования проблемы незащищенности детей со стороны государства требовалось установление специального должностного лица, на которое возможно возложение полномочий, связанных с эффективной защитой прав детей в Российской Федерации, разработка механизма и способов защиты детей и восстановление их прав, если они нарушены. Важная функция омбудсмена - участие в международном сотрудничестве по решению проблемы защиты детей.
Вопрос: О разработке правил внутреннего контроля, назначении специального должностного лица в целях ПОД/ФТ и использовании личного кабинета МФО, осуществляющей также деятельность факторинговой организации.
(Письмо Банка России от 08.10.2024 N 12-4-2/7532)Вопрос: О разработке правил внутреннего контроля, назначении специального должностного лица в целях ПОД/ФТ и использовании личного кабинета МФО, осуществляющей также деятельность факторинговой организации.
(Письмо Банка России от 08.10.2024 N 12-4-2/7532)Вопрос: О разработке правил внутреннего контроля, назначении специального должностного лица в целях ПОД/ФТ и использовании личного кабинета МФО, осуществляющей также деятельность факторинговой организации.
Статья: Фальсификация доказательств по уголовному делу как должностное преступление в сфере правоохранительной деятельности
(Багаев А.К., Радченко А.А.)
("Законность", 2024, N 7)Необходимо учитывать, что фальсификация доказательств по уголовному делу относится к "специальному служебному подлогу", т.е. подлогу, совершенному специальным должностным лицом, в тексте уголовного закона к которому предъявляются дополнительные признаки (следователь, лицо, производящее дознание, прокурор), и в отношении отдельно обозначенных документов (доказательств) <14>. Основные отличия ст. 292 УК (общая норма) и ст. 303 УК (специальная норма) касаются характеристики их объекта (в служебном подлоге таковым являются интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления), а также предмета преступления (предмет служебного подлога - официальные документы). Кроме того, в отличие от фальсификации доказательств, обязательным признаком состава служебного подлога является наличие корыстной или иной личной заинтересованности. Различаются и субъекты указанных преступлений: в служебном подлоге - должностное лицо, государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.
(Багаев А.К., Радченко А.А.)
("Законность", 2024, N 7)Необходимо учитывать, что фальсификация доказательств по уголовному делу относится к "специальному служебному подлогу", т.е. подлогу, совершенному специальным должностным лицом, в тексте уголовного закона к которому предъявляются дополнительные признаки (следователь, лицо, производящее дознание, прокурор), и в отношении отдельно обозначенных документов (доказательств) <14>. Основные отличия ст. 292 УК (общая норма) и ст. 303 УК (специальная норма) касаются характеристики их объекта (в служебном подлоге таковым являются интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления), а также предмета преступления (предмет служебного подлога - официальные документы). Кроме того, в отличие от фальсификации доказательств, обязательным признаком состава служебного подлога является наличие корыстной или иной личной заинтересованности. Различаются и субъекты указанных преступлений: в служебном подлоге - должностное лицо, государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.
Статья: Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14 июля 2022 года N 260-ФЗ
(Ермолович Я.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 11)Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 274.2 УК РФ, сформулирован как бланкетный, поскольку отсылает к нормативным правовым актам, регулирующим порядок установки, эксплуатации и модернизации в сети связи технических средств противодействия угрозам устойчивости безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сети связи общего пользования, техническим условиям их установки, требованиям к сетям связи и т.п. <5>. Также указанный состав является формальным и предусматривает административную преюдицию, т.е. представляет собой, по сути, повторное совершение одноименного административного правонарушения лицом, подвергнутым административному наказанию за деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 13.42 КоАП РФ. Комментируемый состав преступления относится к преступлениям небольшой тяжести. Субъект преступления - специальный - должностное лицо или индивидуальный предприниматель. Следует иметь в виду, что в соответствии с примечанием к ст. 274.2 УК РФ под должностным лицом, в отличие от примечания 1 к ст. 285 УК РФ, следует понимать в комментируемой статье лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой или иной организации.
(Ермолович Я.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 11)Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 274.2 УК РФ, сформулирован как бланкетный, поскольку отсылает к нормативным правовым актам, регулирующим порядок установки, эксплуатации и модернизации в сети связи технических средств противодействия угрозам устойчивости безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сети связи общего пользования, техническим условиям их установки, требованиям к сетям связи и т.п. <5>. Также указанный состав является формальным и предусматривает административную преюдицию, т.е. представляет собой, по сути, повторное совершение одноименного административного правонарушения лицом, подвергнутым административному наказанию за деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 13.42 КоАП РФ. Комментируемый состав преступления относится к преступлениям небольшой тяжести. Субъект преступления - специальный - должностное лицо или индивидуальный предприниматель. Следует иметь в виду, что в соответствии с примечанием к ст. 274.2 УК РФ под должностным лицом, в отличие от примечания 1 к ст. 285 УК РФ, следует понимать в комментируемой статье лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой или иной организации.
Готовое решение: Порядок привлечения к административной ответственности за налоговые правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)Специальные штрафы есть для должностных лиц госорганов, органов местного самоуправления (организаций, диппредставительств, консульских учреждений), а также для нотариусов за нарушение сроков подачи сведений, связанных с учетом организаций и физлиц, либо их подачу в неполном или искаженном виде (ч. 2 ст. 15.6 КоАП РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)Специальные штрафы есть для должностных лиц госорганов, органов местного самоуправления (организаций, диппредставительств, консульских учреждений), а также для нотариусов за нарушение сроков подачи сведений, связанных с учетом организаций и физлиц, либо их подачу в неполном или искаженном виде (ч. 2 ст. 15.6 КоАП РФ);