Совмещение работы водителя и слесаря
Подборка наиболее важных документов по запросу Совмещение работы водителя и слесаря (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского областного суда от 16.12.2024 по делу N 33-45232/2024 (УИД 50RS0046-01-2024-001874-35)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об установлении факта трудовых отношений; 2) О взыскании платы за вынужденный прогул; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Со слов истца, работодатель не установил все обстоятельства, при которых был совершен проступок, в частности причины отсутствия на работе, с учетом того, что истец в указанные дни осуществлял трудовую деятельность по заданию работодателя.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено.Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований, поскольку факт привлечения работодателем истца к работе по совместительству/совмещению профессий (должностей) не подтверждается, каких-либо приказов об этом не представлено, истец не давал письменное согласие на его привлечение к работе по совместительству либо совмещении профессий (должностей) слесаря по ТО ВКГО и ВДГО и водителя-экспедитора. То обстоятельство, что истец выполнял работу с использованием предоставленного ему работодателем служебного автомобиля и перевозил на указанном автомобиле оборудование необходимое для технического обслуживания ВКГО и ВДГО, не свидетельствует о выполнении им работы по совместительству по должности водителя-экспедитора.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об установлении факта трудовых отношений; 2) О взыскании платы за вынужденный прогул; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Со слов истца, работодатель не установил все обстоятельства, при которых был совершен проступок, в частности причины отсутствия на работе, с учетом того, что истец в указанные дни осуществлял трудовую деятельность по заданию работодателя.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено.Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований, поскольку факт привлечения работодателем истца к работе по совместительству/совмещению профессий (должностей) не подтверждается, каких-либо приказов об этом не представлено, истец не давал письменное согласие на его привлечение к работе по совместительству либо совмещении профессий (должностей) слесаря по ТО ВКГО и ВДГО и водителя-экспедитора. То обстоятельство, что истец выполнял работу с использованием предоставленного ему работодателем служебного автомобиля и перевозил на указанном автомобиле оборудование необходимое для технического обслуживания ВКГО и ВДГО, не свидетельствует о выполнении им работы по совместительству по должности водителя-экспедитора.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Может ли слесарь аварийно-восстановительных работ в газовом хозяйстве при графике ж/д 2x2 совмещать должность водителя?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2025
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2025
Нормативные акты
"Общемашиностроительные нормы обслуживания для вспомогательных рабочих основных механических и механосборочных цехов машиностроительных предприятий"
(утв. Госкомтрудом СССР 01.01.1982)Если объем фактически выполняемой за смену работы меньше задания, установленного нормами обслуживания, то численность вспомогательных рабочих определяется не по расчету, а с учетом их расстановки по объектам и сменности работы. В этих случаях для достижения полной загрузки целесообразно вводить совмещение профессий (например, кладовщик - комплектовщик инструмента, дежурный слесарь - электромонтер-смазчик, водитель электротележки - грузчик, шорник-смазчик и т.п.).
(утв. Госкомтрудом СССР 01.01.1982)Если объем фактически выполняемой за смену работы меньше задания, установленного нормами обслуживания, то численность вспомогательных рабочих определяется не по расчету, а с учетом их расстановки по объектам и сменности работы. В этих случаях для достижения полной загрузки целесообразно вводить совмещение профессий (например, кладовщик - комплектовщик инструмента, дежурный слесарь - электромонтер-смазчик, водитель электротележки - грузчик, шорник-смазчик и т.п.).
"Инструкция о порядке проведения выпускных квалификационных экзаменов в профессионально-технических учебных заведениях"
(утв. Приказом Госпрофобра СССР от 08.07.1977 N 87)Учащиеся, получающие дополнительные умения по другой профессии (вышкомонтажник с умением выполнять сварочные работы, водитель трамвая с умением выполнять слесарные работы и т.п.), квалификационную (пробную) производственную работу выполняют по основной профессии на уровень квалификации, предусмотренный квалификационной характеристикой, а по второй профессии, как правило, - на начальный уровень квалификации.
(утв. Приказом Госпрофобра СССР от 08.07.1977 N 87)Учащиеся, получающие дополнительные умения по другой профессии (вышкомонтажник с умением выполнять сварочные работы, водитель трамвая с умением выполнять слесарные работы и т.п.), квалификационную (пробную) производственную работу выполняют по основной профессии на уровень квалификации, предусмотренный квалификационной характеристикой, а по второй профессии, как правило, - на начальный уровень квалификации.
Вопрос: В организации по профессии "шихтовщик" все выполняют работы по смежным профессиям (водитель погрузчика, слесарь-ремонтник, электрогазосварщик). Выполнение работ по смежным профессиям оговорено в дополнительном соглашении к трудовому договору. В этом случае сколько карт СОУТ будет правильно оформить?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2022)Вопрос: В организации из 30 работников (одна штатная единица) по профессии "шихтовщик" все имеют и выполняют работы по смежным профессиям (водитель погрузчика, слесарь-ремонтник, электрогазосварщик). Выполнение работ по смежным профессиям оговорено в дополнительном соглашении к трудовому договору. В этом случае сколько карт СОУТ будет правильно оформить? При проведении СОУТ работодатель должен идентифицировать и измерить все вредные факторы, влияющие на работника при выполнении работ. В нашем случае вредные факторы будут различны при выполнении работ по смежным профессиям. Можно ли оформить карту СОУТ, в которой учесть только смежные профессии? Или будет правильнее оформить 4 карты СОУТ на рабочем месте "шихтовщик", в каждой из которых прописать "вредность" по одной из смежных профессий, указав процентное соотношение влияния вредных факторов по смежной профессии от общего количества часов рабочей смены? Или оформить 4 карты: "шихтовщик", "электрогазосварщик", "слесарь-ремонтник", "водитель погрузчика"?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2022)Вопрос: В организации из 30 работников (одна штатная единица) по профессии "шихтовщик" все имеют и выполняют работы по смежным профессиям (водитель погрузчика, слесарь-ремонтник, электрогазосварщик). Выполнение работ по смежным профессиям оговорено в дополнительном соглашении к трудовому договору. В этом случае сколько карт СОУТ будет правильно оформить? При проведении СОУТ работодатель должен идентифицировать и измерить все вредные факторы, влияющие на работника при выполнении работ. В нашем случае вредные факторы будут различны при выполнении работ по смежным профессиям. Можно ли оформить карту СОУТ, в которой учесть только смежные профессии? Или будет правильнее оформить 4 карты СОУТ на рабочем месте "шихтовщик", в каждой из которых прописать "вредность" по одной из смежных профессий, указав процентное соотношение влияния вредных факторов по смежной профессии от общего количества часов рабочей смены? Или оформить 4 карты: "шихтовщик", "электрогазосварщик", "слесарь-ремонтник", "водитель погрузчика"?
"Приказы по кадрам"
(Новиков Е.А.)
("РАВНОВЕСИЕ", 2008)- за работу во вредных условиях труда - в размере 12% тарифной ставки (машинистам аммиачно-холодильных установок и слесарям-ремонтникам компрессорного цеха);
(Новиков Е.А.)
("РАВНОВЕСИЕ", 2008)- за работу во вредных условиях труда - в размере 12% тарифной ставки (машинистам аммиачно-холодильных установок и слесарям-ремонтникам компрессорного цеха);
Статья: Новости от 23.11.2006
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 12)Кроме того, в Перечень профессий высококвалифицированных рабочих ГФС России, занятых на важных и ответственных работах, оплата труда которых может производиться исходя из 9 и 10 разрядов ЕТС, включена должность водителя микроавтобуса, должность слесаря по ремонту автомобилей исключена.
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 12)Кроме того, в Перечень профессий высококвалифицированных рабочих ГФС России, занятых на важных и ответственных работах, оплата труда которых может производиться исходя из 9 и 10 разрядов ЕТС, включена должность водителя микроавтобуса, должность слесаря по ремонту автомобилей исключена.
Вопрос: ...В смене 2 дежурных слесаря, 6-й и 5-й разряд, и сменный мастер. Сменный мастер заболел, его обязанности по приказу на совмещение возложили на 6-й разряд. Всю смену дежурит слесарь 5-го разряда, а 6-й разряд выполняет обязанности сменного мастера, т.е. замещает, а не совмещает. Законно ли отказывают в доплате 5-му разряду?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2019)Вопрос: На моей работе сложилась такая ситуация: опасный производственный объект, 3-сменный график работы, по штату на смене 2 дежурных слесаря, 6-й и 5-й разряд, и сменный мастер (дежурный диспетчер на телефоне). Дежурные слесари занимаются объездом предпр-я для контроля безопасной работы, переключениями трубопроводов и оборудования и др. техническими и технологическими операциями на территории предприятия почти все 8 часов смены. Старший смены - 6-й разряд, отвечает за принятие решений при возникновении техн. проблем и при выполнении заданий руководства непосредственно на месте. И вот сменный мастер заболел, его обязанности по приказу на совмещение возложили на 6 разряд за 20%. Но сменный мастер не совершает выездов на территорию, т.к. он постоянно дежурит у телефона, принимая заявки от объектов или руководства о необходимости переключений или других процедур, которые должны выполнить деж. слесари. То есть всю смену на заводе работает-дежурит слесарь 5-го разряда, а 6-й р-д - полностью выполняет обязанности сменного мастера, то есть замещает, а не совмещает. Кратко можно описать ситуацию так: автопарк, имеются 2 водителя на 1 автобус (межгород) и начальник колонны. Вот он заболел, и за него ставят водителя. Теперь автобус водит 1 шофер, а второй полностью в гараже за доплату 20% вместо начальника. В прошлые годы за такое расширение 5-му разряду полагалась доплата за замещение 6-го разряда 20% и за отсутствующего по штату, уже не помнится сколько. С этого года никаких доплат 5-му разряду не платят, хотя получается, что он один работает за двоих. Объясняют это тем, что 6-й разряд остается на своем месте и за 20% совмещает обязанности. Доплата идет, только если 6-й разряд заболел или по приказу учится с отрывом от производства. Законно ли отказывают в доплате 5-му разряду за расширение обязанностей и за отсутствующего (или ответственности, неважно)?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2019)Вопрос: На моей работе сложилась такая ситуация: опасный производственный объект, 3-сменный график работы, по штату на смене 2 дежурных слесаря, 6-й и 5-й разряд, и сменный мастер (дежурный диспетчер на телефоне). Дежурные слесари занимаются объездом предпр-я для контроля безопасной работы, переключениями трубопроводов и оборудования и др. техническими и технологическими операциями на территории предприятия почти все 8 часов смены. Старший смены - 6-й разряд, отвечает за принятие решений при возникновении техн. проблем и при выполнении заданий руководства непосредственно на месте. И вот сменный мастер заболел, его обязанности по приказу на совмещение возложили на 6 разряд за 20%. Но сменный мастер не совершает выездов на территорию, т.к. он постоянно дежурит у телефона, принимая заявки от объектов или руководства о необходимости переключений или других процедур, которые должны выполнить деж. слесари. То есть всю смену на заводе работает-дежурит слесарь 5-го разряда, а 6-й р-д - полностью выполняет обязанности сменного мастера, то есть замещает, а не совмещает. Кратко можно описать ситуацию так: автопарк, имеются 2 водителя на 1 автобус (межгород) и начальник колонны. Вот он заболел, и за него ставят водителя. Теперь автобус водит 1 шофер, а второй полностью в гараже за доплату 20% вместо начальника. В прошлые годы за такое расширение 5-му разряду полагалась доплата за замещение 6-го разряда 20% и за отсутствующего по штату, уже не помнится сколько. С этого года никаких доплат 5-му разряду не платят, хотя получается, что он один работает за двоих. Объясняют это тем, что 6-й разряд остается на своем месте и за 20% совмещает обязанности. Доплата идет, только если 6-й разряд заболел или по приказу учится с отрывом от производства. Законно ли отказывают в доплате 5-му разряду за расширение обязанностей и за отсутствующего (или ответственности, неважно)?
Вопрос: Возможно ли привлечение работника к выполнению дополнительной трудовой функции в качестве водителя служебного транспорта путем совмещения профессий (должностей) путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору? Например, слесарь при поездке на служебном автомобиле исполняет трудовую функцию водителя.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Вопрос: Просьба пояснить возможность привлечения работника к выполнению дополнительной трудовой функции в качестве водителя служебного транспорта путем совмещения профессий (должностей) на основании ст. 60.2 ТК РФ путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору. При этом в допсоглашении в соответствии с Трудовым кодексом будут прописаны: трудовая функция, оплата за поручение дополнительной работы, срок, на который работнику поручается доп. работа. Например, слесарь при поездке к месту исполнения своих основных должностных обязанностей на служебном автомобиле исполняет трудовую функцию в качестве водителя в рамках установленной ему нормальной продолжительности рабочего времени.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Вопрос: Просьба пояснить возможность привлечения работника к выполнению дополнительной трудовой функции в качестве водителя служебного транспорта путем совмещения профессий (должностей) на основании ст. 60.2 ТК РФ путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору. При этом в допсоглашении в соответствии с Трудовым кодексом будут прописаны: трудовая функция, оплата за поручение дополнительной работы, срок, на который работнику поручается доп. работа. Например, слесарь при поездке к месту исполнения своих основных должностных обязанностей на служебном автомобиле исполняет трудовую функцию в качестве водителя в рамках установленной ему нормальной продолжительности рабочего времени.
Вопрос: Возмещение ущерба работодателю возможно в размере среднемесячного заработка. Человек работает слесарем, а доплата за водителя - 20% от оклада слесаря. Повредил дверь на машине, когда ездил за рулем по рабочим вопросам. Какую сумму может удержать работодатель: всю зарплату или только то, что доплачивается за водителя?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Вопрос: По ТК возмещение ущерба работодателю возможно в размере среднемесячного заработка. А как быть, есть должность, по которой идет ущерб, - на 20% ставки, т.е. человек работает слесарем, а доплата за водителя - 20% от оклада слесаря. Повредил дверь на машине, когда ездил за рулем по рабочим вопросам. Какую максимальную сумму может удержать работодатель: всю зарплату или только то, что доплачивается за водителя?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Вопрос: По ТК возмещение ущерба работодателю возможно в размере среднемесячного заработка. А как быть, есть должность, по которой идет ущерб, - на 20% ставки, т.е. человек работает слесарем, а доплата за водителя - 20% от оклада слесаря. Повредил дверь на машине, когда ездил за рулем по рабочим вопросам. Какую максимальную сумму может удержать работодатель: всю зарплату или только то, что доплачивается за водителя?
"Трудовой кодекс Российской Федерации. Раздел VI. Оплата и нормирование труда. Раздел VII. Гарантии и компенсации. Постатейный научно-практический комментарий"
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Библиотечка "Российской газеты", 2014)Истец ссылается на то, что он работает в ОАО "Б." в должности водителя грузового автомобиля на основании заключенного трудового договора по настоящее время, фактически за весь период его работы в должности водителя грузового автомобиля им осуществлялись функции слесаря по ремонту автомобилей, а также экспедитора по перевозке грузов, за что доплата не производилась, при этом переговоры с работодателем ни к чему не привели, в связи с чем он считает, что вправе в силу ст. 60.2 ТК РФ требовать доплаты за совмещение должностей в размере 25% к окладу. Судом первой инстанции установлено, что С. имеет право управлять транспортными средствами категории A, B, C. Согласно свидетельству С. имеет профессию слесаря по ремонту автомобилей 2-го разряда.
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Библиотечка "Российской газеты", 2014)Истец ссылается на то, что он работает в ОАО "Б." в должности водителя грузового автомобиля на основании заключенного трудового договора по настоящее время, фактически за весь период его работы в должности водителя грузового автомобиля им осуществлялись функции слесаря по ремонту автомобилей, а также экспедитора по перевозке грузов, за что доплата не производилась, при этом переговоры с работодателем ни к чему не привели, в связи с чем он считает, что вправе в силу ст. 60.2 ТК РФ требовать доплаты за совмещение должностей в размере 25% к окладу. Судом первой инстанции установлено, что С. имеет право управлять транспортными средствами категории A, B, C. Согласно свидетельству С. имеет профессию слесаря по ремонту автомобилей 2-го разряда.
Вопрос: Водителям учреждения установлена доплата за совмещение профессий. Должен ли работодатель выплачивать доплату за совмещение профессий во время нерабочих дней, если работники в этот период не работают? Должен ли работодатель выплачивать иные компенсационные выплаты?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2020)Вопрос: На период нерабочих дней за работниками сохраняется заработная плата. Водителям учреждения установлена доплата за совмещение профессий (слесарь по ремонту автомобилей) с января 2020 по декабрь 2020 года. Должен ли работодатель выплачивать доплату за совмещение профессий во время нерабочих дней по Указам Президента, если работники в этот период не работают? Должен ли работодатель выплачивать иные компенсационные выплаты (доплата за разделение рабочей смены на части, доплата за вредные условия труда) в период нерабочих дней по Указам Президента, если работники в данный период не работают?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2020)Вопрос: На период нерабочих дней за работниками сохраняется заработная плата. Водителям учреждения установлена доплата за совмещение профессий (слесарь по ремонту автомобилей) с января 2020 по декабрь 2020 года. Должен ли работодатель выплачивать доплату за совмещение профессий во время нерабочих дней по Указам Президента, если работники в этот период не работают? Должен ли работодатель выплачивать иные компенсационные выплаты (доплата за разделение рабочей смены на части, доплата за вредные условия труда) в период нерабочих дней по Указам Президента, если работники в данный период не работают?
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2019 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)Например, в Апелляционном определении Ставропольского краевого суда от 24.05.2017 по делу N 33-3663/2017 суд пришел к выводу о том, что работник уволен с работы в связи с сокращением штата работников организации. Ссылку истца на то, что с момента принятия на работу (05.04.2005) до дня увольнения (20.12.2016) Т. совмещал две профессии - водителя и слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования, суд правильно нашел несостоятельной, так как доказательств в подтверждение этих обстоятельств истцом суду не представлено и это опровергается материалами дела.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)Например, в Апелляционном определении Ставропольского краевого суда от 24.05.2017 по делу N 33-3663/2017 суд пришел к выводу о том, что работник уволен с работы в связи с сокращением штата работников организации. Ссылку истца на то, что с момента принятия на работу (05.04.2005) до дня увольнения (20.12.2016) Т. совмещал две профессии - водителя и слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования, суд правильно нашел несостоятельной, так как доказательств в подтверждение этих обстоятельств истцом суду не представлено и это опровергается материалами дела.