Согласование концессионного соглашения с антимонопольным органом
Подборка наиболее важных документов по запросу Согласование концессионного соглашения с антимонопольным органом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О согласовании с антимонопольным органом изменения условий концессионных соглашений.
(Письмо Минэкономразвития России от 26.10.2023 N Д22и-34555)Вопрос: О согласовании с антимонопольным органом изменения условий концессионных соглашений.
(Письмо Минэкономразвития России от 26.10.2023 N Д22и-34555)Вопрос: О согласовании с антимонопольным органом изменения условий концессионных соглашений.
Статья: Влияние антимонопольного законодательства на условия концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)В рамках ранее принятых антикризисных мер, направленных на сохранение устойчивости концессионных проектов, в ч. 3 ст. 54 Закона о концессиях было внесено положение, согласно которому до 1 января 2023 г. допускается изменение существенных условий концессионного соглашения без согласования с антимонопольным органом, за исключением коммунальных концессий. Более того, в декабре 2022 г. данная мера была продлена еще на год (до 1 января 2024 г.). Нераспространение такого льготного режима изменения условий концессионных соглашений на коммунальные концессии несправедливо, поскольку концессионеры в данной отрасли также испытывают проблемы при организации поставок иностранного оборудования и комплектующих, как и в строительной отрасли в целом, что влечет необходимость пересмотра проектных решений и сдвига сроков реализации инвестиционных мероприятий.
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)В рамках ранее принятых антикризисных мер, направленных на сохранение устойчивости концессионных проектов, в ч. 3 ст. 54 Закона о концессиях было внесено положение, согласно которому до 1 января 2023 г. допускается изменение существенных условий концессионного соглашения без согласования с антимонопольным органом, за исключением коммунальных концессий. Более того, в декабре 2022 г. данная мера была продлена еще на год (до 1 января 2024 г.). Нераспространение такого льготного режима изменения условий концессионных соглашений на коммунальные концессии несправедливо, поскольку концессионеры в данной отрасли также испытывают проблемы при организации поставок иностранного оборудования и комплектующих, как и в строительной отрасли в целом, что влечет необходимость пересмотра проектных решений и сдвига сроков реализации инвестиционных мероприятий.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Правительство Российской Федерации определяет основания, по которым может быть продлен срок действия концессионного соглашения, а также порядок согласования антимонопольным органом продления срока действия концессионного соглашения.
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Правительство Российской Федерации определяет основания, по которым может быть продлен срок действия концессионного соглашения, а также порядок согласования антимонопольным органом продления срока действия концессионного соглашения.
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"г) недостижение сторонами концессионного соглашения договоренности об изменении концессионного соглашения в случаях, установленных концессионным соглашением, или отказ антимонопольного органа в согласовании изменений концессионного соглашения;
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"г) недостижение сторонами концессионного соглашения договоренности об изменении концессионного соглашения в случаях, установленных концессионным соглашением, или отказ антимонопольного органа в согласовании изменений концессионного соглашения;
Статья: Договорные механизмы распределения рисков в концессионных соглашениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Право и экономика", 2024, N 11)Другим правовым последствием возникновения особых обстоятельств является изменение или расторжение концессионного соглашения. Видится, что изменение условий концессионного соглашения - это первоочередное последствие, имеющее значение для сторон, поскольку возмещение дополнительных расходов зачастую негативно воспринимается публичной стороной, их получение также может быть затруднительно ввиду особенностей бюджетного процесса. Поскольку изменение практически любых условий концессионных соглашений в сфере ЖКХ (за исключением весьма ограниченного перечня условий в ч. 1 ст. 43 ФЗ "О концессионных соглашениях") подлежит предварительному согласованию с антимонопольным органом и получение такого согласования возможно только в случае наличия основания, предусмотренного в Постановлении Правительства РФ от 24 апреля 2014 г. N 368 <31>, возникает вопрос, какое основание является применимым в случае возникновения особых обстоятельств. Напрямую такое основание в указанном Постановлении не предусмотрено, что вызывает практические трудности в прохождении процедуры согласования изменения условий коммунальных концессий.
(Замескин Л.М.)
("Право и экономика", 2024, N 11)Другим правовым последствием возникновения особых обстоятельств является изменение или расторжение концессионного соглашения. Видится, что изменение условий концессионного соглашения - это первоочередное последствие, имеющее значение для сторон, поскольку возмещение дополнительных расходов зачастую негативно воспринимается публичной стороной, их получение также может быть затруднительно ввиду особенностей бюджетного процесса. Поскольку изменение практически любых условий концессионных соглашений в сфере ЖКХ (за исключением весьма ограниченного перечня условий в ч. 1 ст. 43 ФЗ "О концессионных соглашениях") подлежит предварительному согласованию с антимонопольным органом и получение такого согласования возможно только в случае наличия основания, предусмотренного в Постановлении Правительства РФ от 24 апреля 2014 г. N 368 <31>, возникает вопрос, какое основание является применимым в случае возникновения особых обстоятельств. Напрямую такое основание в указанном Постановлении не предусмотрено, что вызывает практические трудности в прохождении процедуры согласования изменения условий коммунальных концессий.
Статья: Право на партнерство между предпринимателями и органами власти в России
(Сушильников И.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 6)5. Правомочие на создание конкурентной среды в партнерских правоотношениях, исключающей доминирование и недобросовестное поведение. Данное правомочие вытекает из ст. 34 Конституции России. Его реализация основывается на принципе обеспечения конкуренции (ст. 4 ФЗ о ГЧП, ст. 8 ФЗ о ЗПК). Например, в ст. 13 Федерального закона "О концессионных соглашениях" закреплено указание на обязательное согласование с антимонопольным органом изменений существенных условий концессионного соглашения.
(Сушильников И.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 6)5. Правомочие на создание конкурентной среды в партнерских правоотношениях, исключающей доминирование и недобросовестное поведение. Данное правомочие вытекает из ст. 34 Конституции России. Его реализация основывается на принципе обеспечения конкуренции (ст. 4 ФЗ о ГЧП, ст. 8 ФЗ о ЗПК). Например, в ст. 13 Федерального закона "О концессионных соглашениях" закреплено указание на обязательное согласование с антимонопольным органом изменений существенных условий концессионного соглашения.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Согласование антимонопольного органа требуется для изменения условий концессионного соглашения, определенных на основании конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, и изменения существенных условий концессионного соглашения, указанных в п. 1 ст. 10 Закона N 115-ФЗ, за исключением случаев, если такие изменения не приведут к изменению условий финансового участия концедента в части используемых в концессионном соглашении форм финансового участия концедента и (или) общего размера денежных обязательств концедента и (или) переноса сроков осуществления финансового участия концедента на более ранний срок. Продление срока действия концессионного соглашения также осуществляется по согласованию с антимонопольным органом. Отдельные особенности установлены для изменения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Согласование антимонопольного органа требуется для изменения условий концессионного соглашения, определенных на основании конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, и изменения существенных условий концессионного соглашения, указанных в п. 1 ст. 10 Закона N 115-ФЗ, за исключением случаев, если такие изменения не приведут к изменению условий финансового участия концедента в части используемых в концессионном соглашении форм финансового участия концедента и (или) общего размера денежных обязательств концедента и (или) переноса сроков осуществления финансового участия концедента на более ранний срок. Продление срока действия концессионного соглашения также осуществляется по согласованию с антимонопольным органом. Отдельные особенности установлены для изменения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.