Согласование изменений концессионного соглашения
Подборка наиболее важных документов по запросу Согласование изменений концессионного соглашения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 13 "Заключение, изменение и прекращение концессионного соглашения" Федерального закона "О концессионных соглашениях""Также следует отметить, что в проектной документации, на которую ссылается предприниматель, проектируемый объект состоит из двух частей: восстанавливаемое здание и некапитальное строение, созданное на месте снесенного здания. Следовательно, действия предпринимателя по согласованию с комитетом указанной проектной документации, по сути, направлены на изменение условий концессионного соглашения в части содержания обязательств предпринимателя и в данном случае положения части 3.4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ не могут применяться."
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2025 N 13АП-13838/2025 по делу N А56-124485/2024
Категория: Споры с антимонопольными органами.
Требования хозяйствующих субъектов: О признании недействительным решения об отказе в согласовании изменений условий концессионного соглашения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что из представленных концессионером документов не представляется возможным установить невозможность выполнения сторонами обязательств по концессионному соглашению в связи с внесением изменений в схему теплоснабжения, не приведены причины позднего обращения в антимонопольный орган с заявлением о согласовании внесения изменений.
Решение: Отказано.Согласно подпункту "б" пункта 14 Правил антимонопольный орган отказывает в согласовании изменений условий концессионного соглашения, если представленные документы не подтверждают возникновение оснований, указанных в пункте 2 настоящих Правил.
Категория: Споры с антимонопольными органами.
Требования хозяйствующих субъектов: О признании недействительным решения об отказе в согласовании изменений условий концессионного соглашения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что из представленных концессионером документов не представляется возможным установить невозможность выполнения сторонами обязательств по концессионному соглашению в связи с внесением изменений в схему теплоснабжения, не приведены причины позднего обращения в антимонопольный орган с заявлением о согласовании внесения изменений.
Решение: Отказано.Согласно подпункту "б" пункта 14 Правил антимонопольный орган отказывает в согласовании изменений условий концессионного соглашения, если представленные документы не подтверждают возникновение оснований, указанных в пункте 2 настоящих Правил.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Внесение изменения в концессионное соглашение и необходимо ли согласование с ФАС России?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
Вопрос: О согласовании с антимонопольным органом изменения условий концессионных соглашений.
(Письмо Минэкономразвития России от 26.10.2023 N Д22и-34555)Вопрос: О согласовании с антимонопольным органом изменения условий концессионных соглашений.
(Письмо Минэкономразвития России от 26.10.2023 N Д22и-34555)Вопрос: О согласовании с антимонопольным органом изменения условий концессионных соглашений.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)К основаниям для согласования изменений условий концессионного соглашения отнесено принятие решения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, регулирующего цены (тарифы), на основании заявления о пересмотре.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)К основаниям для согласования изменений условий концессионного соглашения отнесено принятие решения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, регулирующего цены (тарифы), на основании заявления о пересмотре.
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"г) недостижение сторонами концессионного соглашения договоренности об изменении концессионного соглашения в случаях, установленных концессионным соглашением, или отказ антимонопольного органа в согласовании изменений концессионного соглашения;
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"г) недостижение сторонами концессионного соглашения договоренности об изменении концессионного соглашения в случаях, установленных концессионным соглашением, или отказ антимонопольного органа в согласовании изменений концессионного соглашения;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых ФАС может согласовать внесение изменений в концессионное соглашение, установлен Постановлением Правительства РФ от 24.04.2014 N 368 "Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых ФАС может согласовать внесение изменений в концессионное соглашение, установлен Постановлением Правительства РФ от 24.04.2014 N 368 "Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения".
Статья: Влияние антимонопольного законодательства на условия концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Особое влияние антимонопольных органов оказывается и на процесс изменения условий концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, поскольку согласно Правилам предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения <17> (далее - Правила) изменение любых условий концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры <18> подлежит согласованию антимонопольным органом. Поскольку концедентом в рамках коммунальных концессий почти всегда выступает муниципалитет как собственник инфраструктуры, в подавляющем большинстве случаев согласующим органом по заявлению о согласовании изменений будет являться территориальный орган ФАС России (п. 4 Правил). Согласование внесения изменений в концессионное соглашение осуществляется антимонопольным органом только при наличии одного из оснований, предусмотренных п. 2 Правил. Наиболее часто используемым в практике реализации коммунальных концессий основанием является корректировка отраслевых схем, в результате которых стороны оказываются не способными выполнить обязательства по концессионному соглашению (подп. "г" п. 2 Правил). Важнейшими факторами, пресекающими ухудшение условий ранее заключенных концессионных соглашений, являются недопустимость: 1) уменьшения предельного размера расходов концессионера на создание и реконструкцию объекта соглашения и 2) ухудшения показателей надежности, качества и энергетической эффективности.
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Особое влияние антимонопольных органов оказывается и на процесс изменения условий концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, поскольку согласно Правилам предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения <17> (далее - Правила) изменение любых условий концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры <18> подлежит согласованию антимонопольным органом. Поскольку концедентом в рамках коммунальных концессий почти всегда выступает муниципалитет как собственник инфраструктуры, в подавляющем большинстве случаев согласующим органом по заявлению о согласовании изменений будет являться территориальный орган ФАС России (п. 4 Правил). Согласование внесения изменений в концессионное соглашение осуществляется антимонопольным органом только при наличии одного из оснований, предусмотренных п. 2 Правил. Наиболее часто используемым в практике реализации коммунальных концессий основанием является корректировка отраслевых схем, в результате которых стороны оказываются не способными выполнить обязательства по концессионному соглашению (подп. "г" п. 2 Правил). Важнейшими факторами, пресекающими ухудшение условий ранее заключенных концессионных соглашений, являются недопустимость: 1) уменьшения предельного размера расходов концессионера на создание и реконструкцию объекта соглашения и 2) ухудшения показателей надежности, качества и энергетической эффективности.
Статья: Правовые аспекты внесения изменений в договор о комплексном развитии территории, заключенный на торгах
(Косарева Н.Б., Игуменов Е.В., Сидоркин А.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)подпункт "к" пункта 2 Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 года N 368: "Согласование изменений условий концессионного соглашения осуществляется при наличии следующих оснований... к) существенное изменение обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении";
(Косарева Н.Б., Игуменов Е.В., Сидоркин А.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)подпункт "к" пункта 2 Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 года N 368: "Согласование изменений условий концессионного соглашения осуществляется при наличии следующих оснований... к) существенное изменение обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении";