Социальный вычет пенсионный фонд
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальный вычет пенсионный фонд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Заявление о получении социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц в упрощенном порядке (Форма по КНД 1150130)
(Приказ ФНС России от 18.10.2024 N ЕД-7-11/871@)Сведения, подтверждающие право на получение социальных налоговых вычетов в сумме уплаченных пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) с негосударственным пенсионным фондом в мою пользу и (или) в пользу членов моей семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством)
(Приказ ФНС России от 18.10.2024 N ЕД-7-11/871@)Сведения, подтверждающие право на получение социальных налоговых вычетов в сумме уплаченных пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) с негосударственным пенсионным фондом в мою пользу и (или) в пользу членов моей семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством)
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.06.2023 N 88-9410/2023 по делу N 2-961/2022 (УИД 86RS0010-01-2022-001245-85)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 2) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О восстановлении на работе; 5) О признании незаконным увольнения в связи с сокращением.
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что является единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию, развитию и содержанию ребенка до 14 лет.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено; 5) Удовлетворено.Доводы кассационной жалобы о ненаправлении судом запроса в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Мегиону о том, предоставлялся ли истцу налоговый вычет в двойном размере при определении размера налоговой базы НДФЛ по подпункту 4 части 1 статьи 218 Налогового кодекса Российской Федерации как единственному родителю, в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мегионе о том, назначались ли истцу выплаты на ребенка как единственному родителю в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1037, правильность выводов судов не опровергают, поскольку само по себе неполучение налогового вычета и социальных выплат не свидетельствует о том, что истец не одна воспитывает своих малолетних детей.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 2) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О восстановлении на работе; 5) О признании незаконным увольнения в связи с сокращением.
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что является единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию, развитию и содержанию ребенка до 14 лет.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено; 5) Удовлетворено.Доводы кассационной жалобы о ненаправлении судом запроса в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Мегиону о том, предоставлялся ли истцу налоговый вычет в двойном размере при определении размера налоговой базы НДФЛ по подпункту 4 части 1 статьи 218 Налогового кодекса Российской Федерации как единственному родителю, в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мегионе о том, назначались ли истцу выплаты на ребенка как единственному родителю в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1037, правильность выводов судов не опровергают, поскольку само по себе неполучение налогового вычета и социальных выплат не свидетельствует о том, что истец не одна воспитывает своих малолетних детей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О развитии накопительного компонента пенсионной системы России
(Козлов Н.Б.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, NN 3, 4)Расширение охвата населения негосударственным пенсионным обеспечением, как индивидуальным, так и корпоративным, требует создания для граждан и работодателей дополнительных стимулов. Наиболее действенными выглядят меры по предоставлению налоговых льгот и преференций. Это как минимум, во-первых, отмена 13-процентного налога на пенсию, сформированную для гражданина его работодателем или третьим лицом в рамках добровольного накопления. Во-вторых, увеличение максимального размера социального налогового вычета участника негосударственного пенсионного фонда со 120 000 руб. до 400 000 руб., предусматривающего возвращение гражданину 13% от суммы уплаченных в течение года взносов. В-третьих, увеличение расходов работодателя на социальные нужды, которые могут относиться на затраты и уменьшать налогооблагаемую базу с 12 до 20%.
(Козлов Н.Б.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, NN 3, 4)Расширение охвата населения негосударственным пенсионным обеспечением, как индивидуальным, так и корпоративным, требует создания для граждан и работодателей дополнительных стимулов. Наиболее действенными выглядят меры по предоставлению налоговых льгот и преференций. Это как минимум, во-первых, отмена 13-процентного налога на пенсию, сформированную для гражданина его работодателем или третьим лицом в рамках добровольного накопления. Во-вторых, увеличение максимального размера социального налогового вычета участника негосударственного пенсионного фонда со 120 000 руб. до 400 000 руб., предусматривающего возвращение гражданину 13% от суммы уплаченных в течение года взносов. В-третьих, увеличение расходов работодателя на социальные нужды, которые могут относиться на затраты и уменьшать налогооблагаемую базу с 12 до 20%.
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При применении последнего абзаца комментируемой статьи необходимо руководствоваться письмом ФНС России от 06.12.2023 N БС-4-11/15316@ "О Правилах обмена информацией в соответствии со ст. 213 и 213.1 Налогового кодекса Российской Федерации". Данные Правила определяют порядок направления в налоговые органы запроса страховой организацией (негосударственным пенсионным фондом) сведений о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета либо о подтверждении факта получения налогоплательщиком социального налогового вычета, предусмотренного пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При применении последнего абзаца комментируемой статьи необходимо руководствоваться письмом ФНС России от 06.12.2023 N БС-4-11/15316@ "О Правилах обмена информацией в соответствии со ст. 213 и 213.1 Налогового кодекса Российской Федерации". Данные Правила определяют порядок направления в налоговые органы запроса страховой организацией (негосударственным пенсионным фондом) сведений о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета либо о подтверждении факта получения налогоплательщиком социального налогового вычета, предусмотренного пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.
Нормативные акты
Справочная информация: "Форматы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде"
(версии 2.00, 3.00, 4 (на основе XML)), 5 (на основе XML)))
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Формат представления запроса страховой организацией (негосударственным пенсионным фондом) сведений о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации, и (или) налоговых вычетов на долгосрочные сбережения граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 219.2 Налогового кодекса Российской Федерации, либо о подтверждении факта получения налогоплательщиком суммы предоставленного соответствующего социального налогового вычета и (или) налогового вычета на долгосрочные сбережения граждан
(версии 2.00, 3.00, 4 (на основе XML)), 5 (на основе XML)))
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Формат представления запроса страховой организацией (негосударственным пенсионным фондом) сведений о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации, и (или) налоговых вычетов на долгосрочные сбережения граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 219.2 Налогового кодекса Российской Федерации, либо о подтверждении факта получения налогоплательщиком суммы предоставленного соответствующего социального налогового вычета и (или) налогового вычета на долгосрочные сбережения граждан
Приказ ФНС России от 18.10.2024 N ЕД-7-11/871@
"Об утверждении форм документов, используемых при получении налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц в упрощенном порядке, а также форматов представления заявлений о получении налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц в упрощенном порядке в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2024 N 80403)Сведения, подтверждающие право на получение социальных налоговых вычетов в сумме уплаченных пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) с негосударственным пенсионным фондом в мою пользу и (или) в пользу членов моей семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством)
"Об утверждении форм документов, используемых при получении налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц в упрощенном порядке, а также форматов представления заявлений о получении налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц в упрощенном порядке в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2024 N 80403)Сведения, подтверждающие право на получение социальных налоговых вычетов в сумме уплаченных пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) с негосударственным пенсионным фондом в мою пользу и (или) в пользу членов моей семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством)
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Согласно новому п. 14 ст. 102 НК РФ положения данной статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих данные сведения, за разглашение указанных сведений распространяются на сведения, указанные в абзаце шестом подпункта 2 и абзаце пятом подпункта 4 пункта 1 статьи 213, абзаце восьмом пункта 2 статьи 213.1 НК РФ, поступившие от налогового органа страховым организациям и негосударственным пенсионным фондам в рамках обмена информацией в соответствии с правилами обмена информацией о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждении факта получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Согласно новому п. 14 ст. 102 НК РФ положения данной статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих данные сведения, за разглашение указанных сведений распространяются на сведения, указанные в абзаце шестом подпункта 2 и абзаце пятом подпункта 4 пункта 1 статьи 213, абзаце восьмом пункта 2 статьи 213.1 НК РФ, поступившие от налогового органа страховым организациям и негосударственным пенсионным фондам в рамках обмена информацией в соответствии с правилами обмена информацией о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждении факта получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ.
Вопрос: О предоставлении социальных вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке.
(Письмо Минфина России от 16.01.2024 N 03-04-05/2365)В частности, согласно пункту 3.1 статьи 221.1 Кодекса в целях указанной статьи суммы социальных налоговых вычетов определяются исходя из сведений о фактических расходах налогоплательщика на оказанные услуги, содержащихся в документах, указанных в абзаце четвертом подпункта 2, абзацах восьмом и десятом подпункта 3, абзаце втором подпункта 4 и абзаце девятом подпункта 7 пункта 1 статьи 219 Кодекса, в случае представления таких сведений организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, а также физкультурно-спортивными организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности, в налоговый орган по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации, месту жительства индивидуального предпринимателя) в электронной форме в порядке и по формату, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(Письмо Минфина России от 16.01.2024 N 03-04-05/2365)В частности, согласно пункту 3.1 статьи 221.1 Кодекса в целях указанной статьи суммы социальных налоговых вычетов определяются исходя из сведений о фактических расходах налогоплательщика на оказанные услуги, содержащихся в документах, указанных в абзаце четвертом подпункта 2, абзацах восьмом и десятом подпункта 3, абзаце втором подпункта 4 и абзаце девятом подпункта 7 пункта 1 статьи 219 Кодекса, в случае представления таких сведений организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, а также физкультурно-спортивными организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности, в налоговый орган по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации, месту жительства индивидуального предпринимателя) в электронной форме в порядке и по формату, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Статья: Переход работника из одного обособленного подразделения в другое
(Сенин Н.К.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Например, в случае перевода работника в течение налогового периода из одного обособленного подразделения организации в другое налоговый агент вправе предоставить социальный вычет до окончания налогового периода по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение в отношении сумм, которые он удержал из выплат в пользу работника и перечислил в качестве пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения в негосударственный пенсионный фонд (Письмо Минфина России от 03.12.2020 N 03-04-06/105666).
(Сенин Н.К.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Например, в случае перевода работника в течение налогового периода из одного обособленного подразделения организации в другое налоговый агент вправе предоставить социальный вычет до окончания налогового периода по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение в отношении сумм, которые он удержал из выплат в пользу работника и перечислил в качестве пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения в негосударственный пенсионный фонд (Письмо Минфина России от 03.12.2020 N 03-04-06/105666).
Вопрос: О получении в целях НДФЛ вычета на долгосрочные сбережения, инвестиционного вычета при внесении денежных средств на ИИС и социального вычета по взносам в НПФ и при добровольном страховании жизни.
(Письмо Минфина России от 01.04.2024 N 03-04-05/29000)Социальные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц предусмотрены в статье 219 НК РФ.
(Письмо Минфина России от 01.04.2024 N 03-04-05/29000)Социальные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц предусмотрены в статье 219 НК РФ.
Интервью: Единый вычет: проще и выгоднее
("Современные страховые технологии", 2023, N 1)- Виктор Дубровин: Важно уточнить, что сейчас инвестиционное страхование жизни не имеет отдельного вычета, а включено в состав долгосрочного (договор более чем на пять лет) страхования жизни. По договорам страхования жизни (в т.ч. инвестиционного страхования жизни) сроком от 5 лет сегодня можно получить социальный налоговый вычет - до 15 600 рублей. Но кроме страхования жизни, социальный налоговый вычет можно получить на следующие виды расходов: затраты на медицину, образование, добровольное страхование жизни (в том числе инвестиционное страхование жизни), договоры с негосударственными пенсионными фондами, благотворительность и спорт. Такой размер вычета был установлен 10 лет назад и с тех пор не менялся, хотя расходы за это время сильно выросли.
("Современные страховые технологии", 2023, N 1)- Виктор Дубровин: Важно уточнить, что сейчас инвестиционное страхование жизни не имеет отдельного вычета, а включено в состав долгосрочного (договор более чем на пять лет) страхования жизни. По договорам страхования жизни (в т.ч. инвестиционного страхования жизни) сроком от 5 лет сегодня можно получить социальный налоговый вычет - до 15 600 рублей. Но кроме страхования жизни, социальный налоговый вычет можно получить на следующие виды расходов: затраты на медицину, образование, добровольное страхование жизни (в том числе инвестиционное страхование жизни), договоры с негосударственными пенсионными фондами, благотворительность и спорт. Такой размер вычета был установлен 10 лет назад и с тех пор не менялся, хотя расходы за это время сильно выросли.
Последние изменения: Налоговый агент по НДФЛ
(КонсультантПлюс, 2025)Вычет в сумме пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, уплаченных начиная с 1 января 2025 г., исключен из социальных вычетов и отнесен к вычетам на долгосрочные сбережения граждан. Его и вычет в сумме сберегательных взносов по договорам долгосрочных сбережений с негосударственным пенсионным фондом можно получить у работодателя до окончания налогового периода.
(КонсультантПлюс, 2025)Вычет в сумме пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, уплаченных начиная с 1 января 2025 г., исключен из социальных вычетов и отнесен к вычетам на долгосрочные сбережения граждан. Его и вычет в сумме сберегательных взносов по договорам долгосрочных сбережений с негосударственным пенсионным фондом можно получить у работодателя до окончания налогового периода.
Готовое решение: Как в упрощенном порядке получить имущественный, инвестиционный и социальный налоговые вычеты по НДФЛ
(КонсультантПлюс, 2025)социальный вычет по расходам на физкультурно-оздоровительные услуги, которые были оказаны налогоплательщику, его детям (в том числе усыновленным), подопечным;
(КонсультантПлюс, 2025)социальный вычет по расходам на физкультурно-оздоровительные услуги, которые были оказаны налогоплательщику, его детям (в том числе усыновленным), подопечным;
Статья: Новый штраф для клиник, спортклубов, образовательных и страховых компаний
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 2)С января для медицинских, спортивных, образовательных и страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов заработает новый вид налоговой ответственности. Штраф грозит, если в документах об обучении, лечении, фитнесе, страховании жизни указать недостоверные сведения о расходах гражданина. Ведь по таким документам ИФНС с 2024 г. будет предоставлять социальный вычет по НДФЛ в упрощенном порядке.
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 2)С января для медицинских, спортивных, образовательных и страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов заработает новый вид налоговой ответственности. Штраф грозит, если в документах об обучении, лечении, фитнесе, страховании жизни указать недостоверные сведения о расходах гражданина. Ведь по таким документам ИФНС с 2024 г. будет предоставлять социальный вычет по НДФЛ в упрощенном порядке.
Вопрос: Каков совокупный предельный размер суммы, с которой предоставляются вычеты в части взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения и взносов по договору долгосрочных сбережений для периода 2024 г.?
(Консультация эксперта, 2025)Согласно пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ (в ред. до 01.01.2025) налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством), - в размере фактически произведенных расходов, с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 НК РФ.
(Консультация эксперта, 2025)Согласно пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ (в ред. до 01.01.2025) налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством), - в размере фактически произведенных расходов, с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 НК РФ.
Вопрос: Об НДФЛ при выплате денежных (выкупных) сумм в случаях досрочного расторжения договоров негосударственного пенсионного обеспечения.
(Письмо Минфина России от 30.11.2022 N 03-04-06/117186)В случае если налогоплательщик представил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 Кодекса, негосударственный пенсионный фонд соответственно не удерживает либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию (абзац восьмой пункта 2 статьи 213.1 Кодекса).
(Письмо Минфина России от 30.11.2022 N 03-04-06/117186)В случае если налогоплательщик представил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 Кодекса, негосударственный пенсионный фонд соответственно не удерживает либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию (абзац восьмой пункта 2 статьи 213.1 Кодекса).