Социальная пенсия детям сиротам
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальная пенсия детям сиротам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Запрещение дарения
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно пп. 2 п. 1 ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан.
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно пп. 2 п. 1 ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 428 "Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ"Настаивая на отмене обжалуемых судебных постановлений, представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области указывает на то, что период работы с 01 января 2022 по 02 декабря 2022 года в качестве медицинской сестры палатной не может быть включен в стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников по Списку N 2 (раздел XXIV) предоставляется только при документальном подтверждении, что Центр относится к учреждениям психоневрологического профиля, то есть, предназначен для детей, имеющих психические расстройства; представленные документы Центра свидетельствуют о том, что с 01 января 2022 года основными направлениями деятельности являются: оказание социальной, правовой, психологической и педагогической помощи детям, в том числе детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 0 до 4-х лет, включая детей с психическими расстройствами (пункт 2.1 Устава от 30 ноября 2021 N 555), то есть профиль учреждения является смешанным. Занятость медицинских работников в учреждениях "смешанного" типа право на досрочную пенсию по Списку N 2 не дает. Работодателем спорный период подтвержден как работа на общих основаниях, уплата дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренного статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, не производилась."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Юридическое значение факта сиротства при установлении пенсий по случаю потери кормильца
(Курченко О.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Ребенок, потерявший обоих родителей, один из которых был военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, оказывается перед выбором между следующими видами пенсии: 1) пенсия по случаю потери кормильца-военнослужащего, размер которой в случае смерти (гибели) отца вследствие военной травмы составляет 200% социальной пенсии по старости; 2) социальная пенсия сиротам; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца, если хотя бы один из родителей имел страховой стаж. Легко заметить, что первые два варианта предполагают одинаковые по размеру пенсии, несмотря на то что пенсия по случаю потери кормильца-военнослужащего имеет целью компенсацию причиненного его смертью вреда. Если же мать ребенка была застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования, а отец-военнослужащий до призыва на военную службу не подлежал обязательному пенсионному страхованию (что вполне вероятно для рассматриваемой категории граждан), факт утраты ребенком обоих родителей будет учтен при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, но не повлияет на размер самой страховой пенсии.
(Курченко О.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Ребенок, потерявший обоих родителей, один из которых был военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, оказывается перед выбором между следующими видами пенсии: 1) пенсия по случаю потери кормильца-военнослужащего, размер которой в случае смерти (гибели) отца вследствие военной травмы составляет 200% социальной пенсии по старости; 2) социальная пенсия сиротам; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца, если хотя бы один из родителей имел страховой стаж. Легко заметить, что первые два варианта предполагают одинаковые по размеру пенсии, несмотря на то что пенсия по случаю потери кормильца-военнослужащего имеет целью компенсацию причиненного его смертью вреда. Если же мать ребенка была застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования, а отец-военнослужащий до призыва на военную службу не подлежал обязательному пенсионному страхованию (что вполне вероятно для рассматриваемой категории граждан), факт утраты ребенком обоих родителей будет учтен при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, но не повлияет на размер самой страховой пенсии.
Ситуация: Какие выплаты полагаются детям-сиротам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Социальная пенсия ежегодно индексируется с 1 апреля, в связи с чем с 01.04.2025 размер социальной пенсии детям-сиротам составляет 17 648,24 руб. (без учета районных коэффициентов) (пп. 2.1 п. 1, п. 2 ст. 18, абз. 4 п. 1, п. 2 ст. 25 Закона N 166-ФЗ; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.2025 N 287).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Социальная пенсия ежегодно индексируется с 1 апреля, в связи с чем с 01.04.2025 размер социальной пенсии детям-сиротам составляет 17 648,24 руб. (без учета районных коэффициентов) (пп. 2.1 п. 1, п. 2 ст. 18, абз. 4 п. 1, п. 2 ст. 25 Закона N 166-ФЗ; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.2025 N 287).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Также Судебная коллегия признала ошибочной ссылку суда апелляционной инстанции в обоснование вывода об удовлетворении исковых требований на приказ Министерства труда и социальной защиты населения от 1 сентября 2015 г. N 588н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, и медицинских организациях, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", которым установлена тождественность профессиональной деятельности работников учреждений социального обслуживания, в которые помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и учреждений, занимающихся образовательной деятельностью, поскольку такая тождественность профессиональной деятельности установлена в целях реализации гражданами права на досрочное пенсионное обеспечение по старости. Отношения по предоставлению гарантий педагогическим работникам, установленных ст. 333, 334 ТК РФ, названным приказом не регулируются.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Также Судебная коллегия признала ошибочной ссылку суда апелляционной инстанции в обоснование вывода об удовлетворении исковых требований на приказ Министерства труда и социальной защиты населения от 1 сентября 2015 г. N 588н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, и медицинских организациях, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", которым установлена тождественность профессиональной деятельности работников учреждений социального обслуживания, в которые помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и учреждений, занимающихся образовательной деятельностью, поскольку такая тождественность профессиональной деятельности установлена в целях реализации гражданами права на досрочное пенсионное обеспечение по старости. Отношения по предоставлению гарантий педагогическим работникам, установленных ст. 333, 334 ТК РФ, названным приказом не регулируются.
"Обзор практики рассмотрения судами в 2012 - 2014 годах дел о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), за счет казны субъекта Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)Нормативно-правовое регулирование защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку или попечительство
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)Нормативно-правовое регулирование защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку или попечительство
Ситуация: Какие категории граждан имеют право на льготы и меры соцподдержки?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)страховая пенсия на случай потери кормильца или социальная пенсия;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)страховая пенсия на случай потери кормильца или социальная пенсия;
Ситуация: Какие ставки и льготы по налогу на имущество физических лиц действуют в Московской области?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)одиноких родителей, имеющих детей в возрасте до 18 лет включительно, состоящих на учете в управлении социальной защиты населения, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из малообеспеченных семей одиноких родителей, получающих пенсию на детей по случаю потери кормильца (в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности) (п. п. 3, 4 Решения Совета депутатов Ленинского городского округа МО от 21.10.2020 N 16/5).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)одиноких родителей, имеющих детей в возрасте до 18 лет включительно, состоящих на учете в управлении социальной защиты населения, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из малообеспеченных семей одиноких родителей, получающих пенсию на детей по случаю потери кормильца (в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности) (п. п. 3, 4 Решения Совета депутатов Ленинского городского округа МО от 21.10.2020 N 16/5).
Статья: Критерии достойного социального обеспечения: теория, законодательство, правоприменительная практика
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Однако в судебной практике встречались примеры иного подхода, который демонстрировал в ряде случаев и ВС РФ, в частности, рассматривая дело по иску гражданки, ранее проживавшей в учреждении для детей-сирот, которой в этот период - в отступление от требований пенсионного законодательства - не выплачивалась социальная пенсия по случаю потери кормильца, что повлекло за собой нарушение ее личных неимущественных прав, причинение ей как лицу, оказавшемуся в тяжелой жизненной ситуации, физических и нравственных страданий [8].
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Однако в судебной практике встречались примеры иного подхода, который демонстрировал в ряде случаев и ВС РФ, в частности, рассматривая дело по иску гражданки, ранее проживавшей в учреждении для детей-сирот, которой в этот период - в отступление от требований пенсионного законодательства - не выплачивалась социальная пенсия по случаю потери кормильца, что повлекло за собой нарушение ее личных неимущественных прав, причинение ей как лицу, оказавшемуся в тяжелой жизненной ситуации, физических и нравственных страданий [8].
Статья: Правовая основа занятости населения и организационные основы противодействия нелегальной занятости
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)Статья 42 Закона о занятости предусматривает следующие виды социальных выплат безработным гражданам и иным категориям граждан: пособие по безработице; пенсия, назначаемая безработному гражданину на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости; ежемесячная доплата детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)Статья 42 Закона о занятости предусматривает следующие виды социальных выплат безработным гражданам и иным категориям граждан: пособие по безработице; пенсия, назначаемая безработному гражданину на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости; ежемесячная доплата детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья: Несемейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)Действенной гарантией исполнения законодательства органами опеки и попечительства, организациями для детей, соблюдения прав и законных интересов детей служит прокурорский надзор. Он показывает, в частности, проблему социализации детей-воспитанников сиротских учреждений: необходимость организации им помощи в период перехода к самостоятельной жизни после выпуска, оказания им различных форм государственной поддержки (социальной, психологической и др.), что нуждается в детальной регламентации на федеральном уровне; прокуроров тревожат и цифры сокращения числа детских домов, интернатов, осуществляющих стационарное социальное обслуживание умственно отсталых детей <12>. Прокурорской практикой нередко выявляются факты бездействия администрации организаций и органов опеки относительно защиты прав детей, например, жилищных, на получение алиментов, наследства, пенсий и др.
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)Действенной гарантией исполнения законодательства органами опеки и попечительства, организациями для детей, соблюдения прав и законных интересов детей служит прокурорский надзор. Он показывает, в частности, проблему социализации детей-воспитанников сиротских учреждений: необходимость организации им помощи в период перехода к самостоятельной жизни после выпуска, оказания им различных форм государственной поддержки (социальной, психологической и др.), что нуждается в детальной регламентации на федеральном уровне; прокуроров тревожат и цифры сокращения числа детских домов, интернатов, осуществляющих стационарное социальное обслуживание умственно отсталых детей <12>. Прокурорской практикой нередко выявляются факты бездействия администрации организаций и органов опеки относительно защиты прав детей, например, жилищных, на получение алиментов, наследства, пенсий и др.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)все вопросы, связанные с реализацией и защитой имущественных прав несовершеннолетних, временный опекун (попечитель), назначенный в порядке комментируемой статьи, решать не вправе. Это касается совершения сделок от имени несовершеннолетнего (предоставления согласия на совершение сделок), защиты имущественных прав несовершеннолетнего, расходования средств алиментов, пенсий, пособий и иных социальных выплат на содержание ребенка и т.п. В этом случае следует руководствоваться общим правилом п. 2 ст. 123 СК РФ, согласно которому до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается непосредственно на ООиП;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)все вопросы, связанные с реализацией и защитой имущественных прав несовершеннолетних, временный опекун (попечитель), назначенный в порядке комментируемой статьи, решать не вправе. Это касается совершения сделок от имени несовершеннолетнего (предоставления согласия на совершение сделок), защиты имущественных прав несовершеннолетнего, расходования средств алиментов, пенсий, пособий и иных социальных выплат на содержание ребенка и т.п. В этом случае следует руководствоваться общим правилом п. 2 ст. 123 СК РФ, согласно которому до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается непосредственно на ООиП;
Статья: Проблемы формирования базовых понятий права социального обеспечения
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Как уже отмечалось выше, в качестве гарантий социальной защиты в ст. 7 Конституции РФ указана государственная поддержка социально уязвимых слоев населения (многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, пожилых граждан и др.), которая имеет как денежную форму (в виде пенсий, пособий и иных выплат), так и натуральную форму в виде социальных услуг, медицинской и лекарственной помощи. Следовательно, в самом широком смысле социальная защита представляет собой систему экономических, организационных, правовых и иных мер (гарантий), принимаемых государством в целях создания условий для достойной жизни и свободного развития своих граждан.
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Как уже отмечалось выше, в качестве гарантий социальной защиты в ст. 7 Конституции РФ указана государственная поддержка социально уязвимых слоев населения (многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, пожилых граждан и др.), которая имеет как денежную форму (в виде пенсий, пособий и иных выплат), так и натуральную форму в виде социальных услуг, медицинской и лекарственной помощи. Следовательно, в самом широком смысле социальная защита представляет собой систему экономических, организационных, правовых и иных мер (гарантий), принимаемых государством в целях создания условий для достойной жизни и свободного развития своих граждан.
Статья: Привлечение должников к уголовной ответственности за неисполнение судебных актов: правовые основы, проблемные вопросы и пути их решения. Уголовная ответственность за аналогичные преступления в законодательстве иностранных государств
(Вилкова П.Н.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 2)Обратимся к положениям основного закона Российской Федерации, имеющего высшую юридическую силу, - ее Конституции. Согласно ст. 7 политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в РФ в числе прочих обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; ч. 4 ст. 67.1 утверждает, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.
(Вилкова П.Н.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 2)Обратимся к положениям основного закона Российской Федерации, имеющего высшую юридическую силу, - ее Конституции. Согласно ст. 7 политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в РФ в числе прочих обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; ч. 4 ст. 67.1 утверждает, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.
Статья: Темпоральные нормы в пенсионном законодательстве Российской Федерации
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Первым из них стал Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Согласно ст. 130 он должен был вводиться в действие поэтапно: в части норм, не касающихся размеров пенсий и порядка исчисления пенсии и заработка (разд. VII), а также в части пенсий для отдельных категорий лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите (инвалидов войны и участников войны, граждан, необоснованно репрессированных по политическим мотивам и впоследствии реабилитированных, детей - круглых сирот и др.), - с 1 марта 1991 г.; в остальной части - с 1 января 1992 г. Было установлено также специальное правило, касающееся ограничения размера пенсии в течение переходного периода: до 1 июля 1992 г. он не должен был превышать 180 руб. в месяц. Однако в силу сложившихся в тот период экстраординарных социально-экономических условий названный Закон в полном объеме был введен в действие досрочно <10> - с 1 мая 1992 г. - с установлением применительно к максимальным размерам пенсий более жесткого временного регулирования, не распространяющегося на те категории пенсионеров, для которых новый закон стал применяться до 1 мая 1992 г.
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Первым из них стал Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Согласно ст. 130 он должен был вводиться в действие поэтапно: в части норм, не касающихся размеров пенсий и порядка исчисления пенсии и заработка (разд. VII), а также в части пенсий для отдельных категорий лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите (инвалидов войны и участников войны, граждан, необоснованно репрессированных по политическим мотивам и впоследствии реабилитированных, детей - круглых сирот и др.), - с 1 марта 1991 г.; в остальной части - с 1 января 1992 г. Было установлено также специальное правило, касающееся ограничения размера пенсии в течение переходного периода: до 1 июля 1992 г. он не должен был превышать 180 руб. в месяц. Однако в силу сложившихся в тот период экстраординарных социально-экономических условий названный Закон в полном объеме был введен в действие досрочно <10> - с 1 мая 1992 г. - с установлением применительно к максимальным размерам пенсий более жесткого временного регулирования, не распространяющегося на те категории пенсионеров, для которых новый закон стал применяться до 1 мая 1992 г.
Статья: Базовый дискурс деликтного права в контексте разъяснений Верховного Суда РФ о компенсации морального вреда
(Губаева А.К., Чжеву Ли, Кратенко М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Еще в одном случае Верховный Суд РФ, отменяя апелляционное определение по делу по иску Гришиной к ГКОУ для детей-сирот о взыскании суммы недополученной социальной пенсии по случаю потери кормильца и компенсации морального вреда, указал на необоснованность отказа в иске в части компенсации морального вреда. Апелляционной инстанцией не была учтена тесная связь между нарушенным имущественным правом Гришиной (на получение социальной пенсии) и ее неимущественным интересом в поддержании достойного уровня жизни, а также наличие у истицы статуса лица, оказавшегося в тяжелой жизненной ситуации <39>.
(Губаева А.К., Чжеву Ли, Кратенко М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Еще в одном случае Верховный Суд РФ, отменяя апелляционное определение по делу по иску Гришиной к ГКОУ для детей-сирот о взыскании суммы недополученной социальной пенсии по случаю потери кормильца и компенсации морального вреда, указал на необоснованность отказа в иске в части компенсации морального вреда. Апелляционной инстанцией не была учтена тесная связь между нарушенным имущественным правом Гришиной (на получение социальной пенсии) и ее неимущественным интересом в поддержании достойного уровня жизни, а также наличие у истицы статуса лица, оказавшегося в тяжелой жизненной ситуации <39>.