Социальная и культурная адаптация мигрантов
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальная и культурная адаптация мигрантов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Культурно-идеологические проблемы в сфере адаптации и интеграции мигрантов
(Рогульский Д.А.)
("Миграционное право", 2024, N 1)Процесс адаптации и интеграции мигрантов способен не только обеспечить разрешение миграционных проблем, но и содействовать в разрешении задач, имеющих особое значение для общества (например, противодействие экстремизму). В связи с этим требуется, чтобы указанные процессы не были стихийными: крайне важно, чтобы адаптация и интеграция мигрантов, а также результаты такой деятельности составляли результат целенаправленной систематизированной политики государства с учетом потребностей российского общества. А также необходимо включать в устранение культурно-идеологических проблем мигрантов соответствующую инфраструктуру, включая наделение федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ соответствующей компетенцией. Например, изменениями в законодательстве органам государственной власти в субъектах РФ было предоставлено право решать вопросы, связанные с реализацией мер по социальной и культурной адаптации мигрантов за счет средств региональных бюджетов <8>. Соответственно, законодатель не только предоставил субъектам РФ право адаптации и интеграции мигрантов в общество, но и предусмотрел механизм, в соответствии с которым будет осуществляться реализация данного права. В свою очередь, в компетенцию органов местного самоуправления было включено право на создание условий для реализации мер по социальной и культурной адаптации мигрантов.
(Рогульский Д.А.)
("Миграционное право", 2024, N 1)Процесс адаптации и интеграции мигрантов способен не только обеспечить разрешение миграционных проблем, но и содействовать в разрешении задач, имеющих особое значение для общества (например, противодействие экстремизму). В связи с этим требуется, чтобы указанные процессы не были стихийными: крайне важно, чтобы адаптация и интеграция мигрантов, а также результаты такой деятельности составляли результат целенаправленной систематизированной политики государства с учетом потребностей российского общества. А также необходимо включать в устранение культурно-идеологических проблем мигрантов соответствующую инфраструктуру, включая наделение федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ соответствующей компетенцией. Например, изменениями в законодательстве органам государственной власти в субъектах РФ было предоставлено право решать вопросы, связанные с реализацией мер по социальной и культурной адаптации мигрантов за счет средств региональных бюджетов <8>. Соответственно, законодатель не только предоставил субъектам РФ право адаптации и интеграции мигрантов в общество, но и предусмотрел механизм, в соответствии с которым будет осуществляться реализация данного права. В свою очередь, в компетенцию органов местного самоуправления было включено право на создание условий для реализации мер по социальной и культурной адаптации мигрантов.
Статья: Влияние современных детерминант миграционных процессов на организацию публично-правового регулирования миграции в Российской Федерации
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)В этих целях в стране создаются региональные центры социально-культурной адаптации мигрантов, на которые возложены задачи реализации интеграционной политики Российской Федерации на территории соответствующих субъектов. Функционирование таких центров способствует этнокультурному развитию народов при сохранении самобытности их культуры, языков и традиций <15>, а деятельность общественных организаций на базе национально-культурных автономий способствует социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов <16>.
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)В этих целях в стране создаются региональные центры социально-культурной адаптации мигрантов, на которые возложены задачи реализации интеграционной политики Российской Федерации на территории соответствующих субъектов. Функционирование таких центров способствует этнокультурному развитию народов при сохранении самобытности их культуры, языков и традиций <15>, а деятельность общественных организаций на базе национально-культурных автономий способствует социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов <16>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4) осуществляет меры по сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, их языков и культуры; защите прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4) осуществляет меры по сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, их языков и культуры; защите прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"19) разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"19) разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;
Статья: Стратегия противодействия экстремизму на муниципальном уровне
(Сигарев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 12)"7.2) разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального, городского округа, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов".
(Сигарев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 12)"7.2) разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального, городского округа, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов".
Статья: Угрозы национальной безопасности, возникающие в современных миграционных процессах, и механизм административно-правового обеспечения противодействия им
(Лебедева Е.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Какие меры для обеспечения безопасности могут применять органы государственной власти субъектов Российской Федерации? Ряд субъектов Российской Федерации в целях реализации государственной миграционной политики на территории субъекта Российской Федерации формируют коллегиальные совещательные органы по миграционной политике. Например, в Московской области была создана Московская областная межведомственная комиссия по миграционной политике <14>. В субъектах Российской Федерации принимаются и реализуются мероприятия по социальной и культурной адаптации мигрантов.
(Лебедева Е.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Какие меры для обеспечения безопасности могут применять органы государственной власти субъектов Российской Федерации? Ряд субъектов Российской Федерации в целях реализации государственной миграционной политики на территории субъекта Российской Федерации формируют коллегиальные совещательные органы по миграционной политике. Например, в Московской области была создана Московская областная межведомственная комиссия по миграционной политике <14>. В субъектах Российской Федерации принимаются и реализуются мероприятия по социальной и культурной адаптации мигрантов.
Статья: Муниципальная власть в единой системе публичной власти
(Чеботарев Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)В этой связи эффективным правовым механизмом согласованного взаимодействия органов публичной власти могут стать закрепленные в Основах, а затем и в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" категории предметов совместного ведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Тем более что в указанном Законе закреплен ряд полномочий органов местного самоуправления, входящих и в перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Например, закрепленные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" такие вопросы местного значения муниципального района, как разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству), осуществление мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, и некоторые другие, также входят в полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Закреплены такие полномочия органов государственной власти и в проекте федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
(Чеботарев Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)В этой связи эффективным правовым механизмом согласованного взаимодействия органов публичной власти могут стать закрепленные в Основах, а затем и в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" категории предметов совместного ведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Тем более что в указанном Законе закреплен ряд полномочий органов местного самоуправления, входящих и в перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Например, закрепленные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" такие вопросы местного значения муниципального района, как разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству), осуществление мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, и некоторые другие, также входят в полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Закреплены такие полномочия органов государственной власти и в проекте федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Статья: Конституционно-правовое регулирование компетенции органов публичной власти в сфере межнациональных отношений: современное состояние и пути развития
(Павловский В.С.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)д) успешную социальную и культурную адаптацию мигрантов в Российской Федерации и их интеграцию в российское общество (подп. "е" п. 17).
(Павловский В.С.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)д) успешную социальную и культурную адаптацию мигрантов в Российской Федерации и их интеграцию в российское общество (подп. "е" п. 17).
Статья: Принцип федерализма в миграционной политике России и зарубежных стран: сравнительно-правовое исследование
(Кожевников О.А., Кузнецова С.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Участие органов местного самоуправления в реализации отдельных направлений миграционной политики возможно в рамках решения вопросов местного значения. Так, к вопросам местного значения муниципального и городского округов федеральный законодатель отнес разработку и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального, городского округа, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов. Социальное обустройство мигрантов во многом зависит от того, как на территории муниципальных образований решаются вопросы социального характера (развитие жилищного фонда, дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений культуры, спорта и т.д.).
(Кожевников О.А., Кузнецова С.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Участие органов местного самоуправления в реализации отдельных направлений миграционной политики возможно в рамках решения вопросов местного значения. Так, к вопросам местного значения муниципального и городского округов федеральный законодатель отнес разработку и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального, городского округа, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов. Социальное обустройство мигрантов во многом зависит от того, как на территории муниципальных образований решаются вопросы социального характера (развитие жилищного фонда, дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений культуры, спорта и т.д.).
Статья: Местные традиции в историко-правовом и организационно-кадровом контексте самоуправления в России
(Чуб Н.В.)
("Местное право", 2025, N 4)Тема традиций продолжается и в полномочиях органов местного самоуправления, которые по новой классификации могут быть перераспределены для осуществления субъектам РФ. Например, статья 32, часть 2, пункт 19: "...разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов"; пункт 20: "...создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов; пункт 22: "...создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры, организации досуга, массового отдыха жителей муниципального образования, обустройство мест массового отдыха населения; пункт 23: "...сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального образования".
(Чуб Н.В.)
("Местное право", 2025, N 4)Тема традиций продолжается и в полномочиях органов местного самоуправления, которые по новой классификации могут быть перераспределены для осуществления субъектам РФ. Например, статья 32, часть 2, пункт 19: "...разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов"; пункт 20: "...создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов; пункт 22: "...создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры, организации досуга, массового отдыха жителей муниципального образования, обустройство мест массового отдыха населения; пункт 23: "...сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального образования".
Статья: Эволюция сферы деятельности адвоката: от узкой специализации к социальному консультированию
(Васяев А.А.)
("Адвокатская практика", 2024, N 3)Другая важная сфера консультирования - вопросы применения миграционного законодательства. Физические и юридические лица приобретают все больше международных связей. В этих условиях субъекты той или иной сферы деятельности в силу как объективных (большой массив информации), так и субъективных причин часто не могут выполнять социальные функции без помощи адвокатов, которые в своей деятельности нередко выходят за пределы собственно юридической проблематики. Таким образом, институт адвокатуры является важным условием социально-культурной адаптации мигрантов.
(Васяев А.А.)
("Адвокатская практика", 2024, N 3)Другая важная сфера консультирования - вопросы применения миграционного законодательства. Физические и юридические лица приобретают все больше международных связей. В этих условиях субъекты той или иной сферы деятельности в силу как объективных (большой массив информации), так и субъективных причин часто не могут выполнять социальные функции без помощи адвокатов, которые в своей деятельности нередко выходят за пределы собственно юридической проблематики. Таким образом, институт адвокатуры является важным условием социально-культурной адаптации мигрантов.
Статья: Основные детерминанты миграционной преступности
(Каменева А.Н., Абазехова З.И., Ступин Д.Д.)
("Миграционное право", 2025, N 3)Кроме того, серьезной проблемой становится языковой барьер, который, как часто отмечается в научной литературе, существенно затрудняет процесс социальной и культурной адаптации мигрантов <14>. Незнание языка страны пребывания способствует созданию компактных зон проживания мигрантов, где они пытаются воспроизвести привычную языковую и культурную среду. В результате возникает своего рода замкнутый круг: ограниченность контактов с внешним обществом усиливает социальную отчужденность, а последняя, в свою очередь, провоцирует агрессивные и антисоциальные формы поведения. Следует обратить внимание на то, что языковой барьер также серьезно ограничивает доступ мигрантов к базовым социальным услугам и правовой защите, что делает их уязвимыми как перед криминальным миром, так и перед коррумпированными представителями официальных структур.
(Каменева А.Н., Абазехова З.И., Ступин Д.Д.)
("Миграционное право", 2025, N 3)Кроме того, серьезной проблемой становится языковой барьер, который, как часто отмечается в научной литературе, существенно затрудняет процесс социальной и культурной адаптации мигрантов <14>. Незнание языка страны пребывания способствует созданию компактных зон проживания мигрантов, где они пытаются воспроизвести привычную языковую и культурную среду. В результате возникает своего рода замкнутый круг: ограниченность контактов с внешним обществом усиливает социальную отчужденность, а последняя, в свою очередь, провоцирует агрессивные и антисоциальные формы поведения. Следует обратить внимание на то, что языковой барьер также серьезно ограничивает доступ мигрантов к базовым социальным услугам и правовой защите, что делает их уязвимыми как перед криминальным миром, так и перед коррумпированными представителями официальных структур.
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Для этого в первую очередь нужны комфортные условия для труда, а также работа с диаспорами и специальные проекты по социальной и культурной адаптации мигрантов в российском обществе.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Для этого в первую очередь нужны комфортные условия для труда, а также работа с диаспорами и специальные проекты по социальной и культурной адаптации мигрантов в российском обществе.
Статья: Современные проблемы реализации государственной национальной политики Российской Федерации: правовой аспект
(Андриченко Л.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Поскольку вопросы государственной национальной политики, особенно в части реализации таких полномочий, как сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России, проживающих на территории субъекта РФ, их языков и культуры; защита прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств; социальная и культурная адаптация мигрантов; профилактика межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечение межнационального и межконфессионального согласия, относятся к ведению региональных органов в рамках совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, то очевидно, что системному подходу в большей мере отвечал бы подход, когда на региональном уровне была бы выстроена вся система документов стратегического планирования, взаимоувязанных по цели, задачам, основным направлениям с соответствующей федеральной Стратегией. При отсутствии документов, принятых в рамках целеполагания (стратегий, концепций и проч.), приоритетные направления развития в данной сфере могут быть реализованы посредством комплексных планов работы органов исполнительной власти субъекта РФ, принятых на уровне высшего исполнительного органа субъекта РФ. Такие комплексные планы способны обеспечить согласованный подход в деятельности органов исполнительной власти в данной сфере и повысить эффективность их взаимодействия с федеральными органами государственной власти при решении возникающих проблем. В связи с этим заслуживает внимания опыт Новгородской области, в которой наряду с принятой Стратегией государственной национальной политики в Новгородской области на период до 2025 г. действует Государственная программа "Развитие системы местного самоуправления, институтов гражданского общества и реализация государственной национальной политики на территории Новгородской области" <16>.
(Андриченко Л.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Поскольку вопросы государственной национальной политики, особенно в части реализации таких полномочий, как сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России, проживающих на территории субъекта РФ, их языков и культуры; защита прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств; социальная и культурная адаптация мигрантов; профилактика межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечение межнационального и межконфессионального согласия, относятся к ведению региональных органов в рамках совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, то очевидно, что системному подходу в большей мере отвечал бы подход, когда на региональном уровне была бы выстроена вся система документов стратегического планирования, взаимоувязанных по цели, задачам, основным направлениям с соответствующей федеральной Стратегией. При отсутствии документов, принятых в рамках целеполагания (стратегий, концепций и проч.), приоритетные направления развития в данной сфере могут быть реализованы посредством комплексных планов работы органов исполнительной власти субъекта РФ, принятых на уровне высшего исполнительного органа субъекта РФ. Такие комплексные планы способны обеспечить согласованный подход в деятельности органов исполнительной власти в данной сфере и повысить эффективность их взаимодействия с федеральными органами государственной власти при решении возникающих проблем. В связи с этим заслуживает внимания опыт Новгородской области, в которой наряду с принятой Стратегией государственной национальной политики в Новгородской области на период до 2025 г. действует Государственная программа "Развитие системы местного самоуправления, институтов гражданского общества и реализация государственной национальной политики на территории Новгородской области" <16>.