Служебная проверка в отношении уволенного госслужащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Служебная проверка в отношении уволенного госслужащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащего по собственному желанию
(КонсультантПлюс, 2025)Правомерно требование прокурора изменить основание увольнения с "по собственному желанию" на "в связи с утратой доверия", даже если заявление об увольнении подано госслужащим до завершения служебной проверки в день заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
(КонсультантПлюс, 2025)Правомерно требование прокурора изменить основание увольнения с "по собственному желанию" на "в связи с утратой доверия", даже если заявление об увольнении подано госслужащим до завершения служебной проверки в день заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Госслужащие: обязанности, ограничения и запреты
(КонсультантПлюс, 2025)...определением судебной коллегии... увольнение В.А.Б. признано незаконным...
(КонсультантПлюс, 2025)...определением судебной коллегии... увольнение В.А.Б. признано незаконным...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор изменений в Законе N 44-ФЗ, вступивших в силу в июле 2022 года
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 8)Пример. Заказчик - орган государственной власти. Председатель аукционной комиссии, будучи госслужащим, не уведомил нанимателя о том, что в одном из аукционов принял участие брат его жены. По результатам служебной проверки госслужащий был уволен.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 8)Пример. Заказчик - орган государственной власти. Председатель аукционной комиссии, будучи госслужащим, не уведомил нанимателя о том, что в одном из аукционов принял участие брат его жены. По результатам служебной проверки госслужащий был уволен.
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия как мера дисциплинарной ответственности государственных служащих за совершение коррупционных правонарушений
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Представляется, что устранение подобных пробелов возможно лишь путем скоординированных действий законодательной и судебной ветвей власти. Что касается законодателя, то ему совершенно необходимо ограничить возможности увольнения госслужащих по собственному желанию или соглашению сторон во время проведения служебных проверок, расширить основания для включения в данный реестр и сделать наличие сведений в нем однозначным основанием для отказа в заключении контракта и приеме на государственную (муниципальную) службу. Необходимо обратить внимание и на техническую сторону вопроса, сделав данный реестр машиночитаемым и обновляемым автоматически, в реальном времени. Судам же следует отказаться от формального подхода к рассмотрению подобных споров и вместо этого путем детального анализа выявлять, в каких случаях, несмотря на внешнее соблюдение антикоррупционного законодательства, оно все же было нарушено государственным служащим по существу, а в каких нарушения являются по своей сути малозначительными и не должны влечь дисциплинарную ответственность.
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Представляется, что устранение подобных пробелов возможно лишь путем скоординированных действий законодательной и судебной ветвей власти. Что касается законодателя, то ему совершенно необходимо ограничить возможности увольнения госслужащих по собственному желанию или соглашению сторон во время проведения служебных проверок, расширить основания для включения в данный реестр и сделать наличие сведений в нем однозначным основанием для отказа в заключении контракта и приеме на государственную (муниципальную) службу. Необходимо обратить внимание и на техническую сторону вопроса, сделав данный реестр машиночитаемым и обновляемым автоматически, в реальном времени. Судам же следует отказаться от формального подхода к рассмотрению подобных споров и вместо этого путем детального анализа выявлять, в каких случаях, несмотря на внешнее соблюдение антикоррупционного законодательства, оно все же было нарушено государственным служащим по существу, а в каких нарушения являются по своей сути малозначительными и не должны влечь дисциплинарную ответственность.
Нормативные акты
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Учитывая указанные обстоятельства, суд пришел к выводу, что результатами служебной проверки подтверждается факт нарушения истцом требований, предъявляемых к государственному гражданскому служащему Федеральным законом от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", то есть у работодателя имелись законные основания для расторжения с Ш. служебного контракта в связи с утратой доверия, и признал правомерным увольнение истца с должности заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Учитывая указанные обстоятельства, суд пришел к выводу, что результатами служебной проверки подтверждается факт нарушения истцом требований, предъявляемых к государственному гражданскому служащему Федеральным законом от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", то есть у работодателя имелись законные основания для расторжения с Ш. служебного контракта в связи с утратой доверия, и признал правомерным увольнение истца с должности заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста.
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2020 N 14-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1.1 части 1 статьи 37 и пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" в связи с жалобой гражданина И.Н. Котяша"В силу данной статьи и в соответствии с правовыми актами, регламентирующими процедуры подготовки решений о досрочном увольнении государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия (Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065; Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" и др.), увольнение возможно лишь на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии (часть 1). При применении взысканий за коррупционные правонарушения (в том числе взыскания, предусмотренного статьей 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в виде увольнения в связи с утратой доверия) учитывается характер совершенного государственным гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей (часть 2).
"По делу о проверке конституционности пункта 1.1 части 1 статьи 37 и пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" в связи с жалобой гражданина И.Н. Котяша"В силу данной статьи и в соответствии с правовыми актами, регламентирующими процедуры подготовки решений о досрочном увольнении государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия (Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065; Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" и др.), увольнение возможно лишь на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии (часть 1). При применении взысканий за коррупционные правонарушения (в том числе взыскания, предусмотренного статьей 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в виде увольнения в связи с утратой доверия) учитывается характер совершенного государственным гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей (часть 2).
Статья: Конкуренция процессуальных форм рассмотрения судами служебных дисциплинарных споров
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Относительно особенностей проверки судом в гражданском процессе требований о проверке законности наложения дисциплинарного взыскания можно отметить следующее. Суды, рассматривая дела о привлечении работника к дисциплинарной ответственности, руководствуются правилом: "Привлечение работника к дисциплинарной ответственности допускается в случаях, когда работодатель установил конкретную вину работника и доказал ее в установленном порядке (принцип презумпции невиновности и виновной ответственности, т.е. наличия вины как необходимого элемента состава правонарушения)" <11>. Суды при рассмотрении дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе проверяют также, что работодатель соблюдает общие принципы юридической, а следовательно, и дисциплинарной ответственности, такие как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм; что при наложении взыскания учитывались тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду <12>. Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен <13>. Что касается споров о законности наложения дисциплинарного взыскания на госслужащего, суды также проверяют наличие оснований для проведения служебной проверки, соблюдение порядка ее проведения <14>.
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Относительно особенностей проверки судом в гражданском процессе требований о проверке законности наложения дисциплинарного взыскания можно отметить следующее. Суды, рассматривая дела о привлечении работника к дисциплинарной ответственности, руководствуются правилом: "Привлечение работника к дисциплинарной ответственности допускается в случаях, когда работодатель установил конкретную вину работника и доказал ее в установленном порядке (принцип презумпции невиновности и виновной ответственности, т.е. наличия вины как необходимого элемента состава правонарушения)" <11>. Суды при рассмотрении дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе проверяют также, что работодатель соблюдает общие принципы юридической, а следовательно, и дисциплинарной ответственности, такие как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм; что при наложении взыскания учитывались тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду <12>. Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен <13>. Что касается споров о законности наложения дисциплинарного взыскания на госслужащего, суды также проверяют наличие оснований для проведения служебной проверки, соблюдение порядка ее проведения <14>.
Статья: Еще раз об административном принуждении и его функциях
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Красненкова Е.В., Тульская Е.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Отметим, что дисциплинарное принуждение весьма дифференцировано; последствия некоторых мер дисциплинарного воздействия длятся несколько лет. Речь, в частности, идет о таком дисциплинарном взыскании, как увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия. В этой связи дисциплинарное принуждение, реализуемое в форме дисциплинарной ответственности, существеннее многих мер административного принуждения. Обратим внимание также на логическую взаимосвязь дисциплинарного и административного принуждения. В соответствии с КоАП РФ административная ответственность либо полностью, либо частично не применяется в отношении военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания: данные лица несут ответственность согласно своим дисциплинарным уставам (ст. 2.5).
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Красненкова Е.В., Тульская Е.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Отметим, что дисциплинарное принуждение весьма дифференцировано; последствия некоторых мер дисциплинарного воздействия длятся несколько лет. Речь, в частности, идет о таком дисциплинарном взыскании, как увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия. В этой связи дисциплинарное принуждение, реализуемое в форме дисциплинарной ответственности, существеннее многих мер административного принуждения. Обратим внимание также на логическую взаимосвязь дисциплинарного и административного принуждения. В соответствии с КоАП РФ административная ответственность либо полностью, либо частично не применяется в отношении военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания: данные лица несут ответственность согласно своим дисциплинарным уставам (ст. 2.5).
Статья: Прием на работу бывшего служащего: главные правила и опасные детали, которые нередко пропускают
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)"Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации".
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)"Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации".
Готовое решение: Как работает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
(КонсультантПлюс, 2025)Состав, порядок работы и полномочия комиссии определяют в нормативно-правовом акте госоргана. Комиссия, например, рассматривает материалы проверок сведений о доходах и расходах, уведомления о конфликте интересов, согласовывает работу госслужащих в организациях после увольнения.
(КонсультантПлюс, 2025)Состав, порядок работы и полномочия комиссии определяют в нормативно-правовом акте госоргана. Комиссия, например, рассматривает материалы проверок сведений о доходах и расходах, уведомления о конфликте интересов, согласовывает работу госслужащих в организациях после увольнения.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Исковые требования мотивирует тем, что приказом Госкомрегистра истец Ш. был принят на государственную гражданскую службу и назначен на должность государственной гражданской службы заведующего Белогорским районным отделом Госкомрегистра, о чем с ним заключен служебный контракт, который продлевался приказами Госкомрегистра и дополнительными соглашениями. Приказом Госкомрегистра действие служебного контракта прекращено, истец Ш. освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы заведующего Белогорским районным отделом Госкомрегистра и уволен с государственной гражданской службы. Основанием принятия приказа об увольнении является доклад по результатам проверки соблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; пояснения Ш. и решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Госкомрегистра, на которые имеется ссылка в приказе. В трудовую книжку истца Ш. со ссылкой на приказ была внесена запись о прекращении действия служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнении с государственной гражданской службы в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 59.2, ст. 59.3, п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции).
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Исковые требования мотивирует тем, что приказом Госкомрегистра истец Ш. был принят на государственную гражданскую службу и назначен на должность государственной гражданской службы заведующего Белогорским районным отделом Госкомрегистра, о чем с ним заключен служебный контракт, который продлевался приказами Госкомрегистра и дополнительными соглашениями. Приказом Госкомрегистра действие служебного контракта прекращено, истец Ш. освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы заведующего Белогорским районным отделом Госкомрегистра и уволен с государственной гражданской службы. Основанием принятия приказа об увольнении является доклад по результатам проверки соблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; пояснения Ш. и решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Госкомрегистра, на которые имеется ссылка в приказе. В трудовую книжку истца Ш. со ссылкой на приказ была внесена запись о прекращении действия служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнении с государственной гражданской службы в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 59.2, ст. 59.3, п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции).
Статья: Проблемы выявления, предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе
(Фокина М.М.)
("Законность", 2023, N 12)Эта норма предусматривает порядок проведения прокурором проверки в отношении лица, уволенного по собственному желанию, на которое были распространены ограничения, запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и в отношении которого работодателем принято решение о проведении проверки, предусмотренной Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению".
(Фокина М.М.)
("Законность", 2023, N 12)Эта норма предусматривает порядок проведения прокурором проверки в отношении лица, уволенного по собственному желанию, на которое были распространены ограничения, запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и в отношении которого работодателем принято решение о проведении проверки, предусмотренной Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению".
Статья: Дисциплинарная эффективность запретов, связанных с государственной гражданской службой: "утиный тест" (duck-test)
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Так, например, Промышленным районным судом г. Владикавказа РСО - Алания рассматривалось гражданское дело по исковому заявлению К. к Министерству РСО - Алания по вопросам национальных отношений об отмене приказа об увольнении и восстановлении на работе <4>. Истец был уволен на основании п. 14 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе (нарушение запретов, связанных с государственной гражданской службой) за нарушение запрета, предусмотренного п. 10 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, - на публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственного органа. Суд восстановил К. на службе, обосновав свое решение в том числе нарушением порядка применения дисциплинарного взыскания и несоблюдением установленных Законом государственных гарантий при увольнении гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя. В частности, суд указал, что объяснение у государственного служащего К. во время проведения служебной проверки не бралось и ответчиком не был составлен акт об отказе от дачи объяснений по выявленным фактам. Кроме того, увольнение истца было произведено в период его временной нетрудоспособности, что подтверждается больничным листом. Между тем согласно ч. 3 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Так, например, Промышленным районным судом г. Владикавказа РСО - Алания рассматривалось гражданское дело по исковому заявлению К. к Министерству РСО - Алания по вопросам национальных отношений об отмене приказа об увольнении и восстановлении на работе <4>. Истец был уволен на основании п. 14 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе (нарушение запретов, связанных с государственной гражданской службой) за нарушение запрета, предусмотренного п. 10 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, - на публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственного органа. Суд восстановил К. на службе, обосновав свое решение в том числе нарушением порядка применения дисциплинарного взыскания и несоблюдением установленных Законом государственных гарантий при увольнении гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя. В частности, суд указал, что объяснение у государственного служащего К. во время проведения служебной проверки не бралось и ответчиком не был составлен акт об отказе от дачи объяснений по выявленным фактам. Кроме того, увольнение истца было произведено в период его временной нетрудоспособности, что подтверждается больничным листом. Между тем согласно ч. 3 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего, невыполнение которой является правонарушением, влекущим его увольнение со службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего, невыполнение которой является правонарушением, влекущим его увольнение со службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопрос: Работник уволился несколько месяцев назад по собственному желанию. Прокуратура выявила нарушения при его приеме на работу как бывшего госслужащего и требует изменить основание увольнения на абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ. Как поступить работодателю и можно ли изменить основание увольнения задним числом без решения суда?
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)Ответ: Работодатель не вправе самостоятельно изменять основание увольнения задним числом после издания приказа и внесения записи в трудовую книжку (или сведения о трудовой деятельности в электронном виде). Изменение основания увольнения возможно только по решению суда либо с письменного согласия работника. В рассматриваемом случае, если прокуратура выявила нарушение при приеме на работу бывшего государственного служащего, работодателю следует: провести служебную проверку, направить письменные пояснения и документы в прокуратуру, при необходимости - устранить нарушения на будущее, но не изменять задним числом основание увольнения без судебного решения, усилить контроль за приемом на работу бывших государственных служащих в дальнейшем (во избежание повторных нарушений).
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)Ответ: Работодатель не вправе самостоятельно изменять основание увольнения задним числом после издания приказа и внесения записи в трудовую книжку (или сведения о трудовой деятельности в электронном виде). Изменение основания увольнения возможно только по решению суда либо с письменного согласия работника. В рассматриваемом случае, если прокуратура выявила нарушение при приеме на работу бывшего государственного служащего, работодателю следует: провести служебную проверку, направить письменные пояснения и документы в прокуратуру, при необходимости - устранить нарушения на будущее, но не изменять задним числом основание увольнения без судебного решения, усилить контроль за приемом на работу бывших государственных служащих в дальнейшем (во избежание повторных нарушений).