Служебная проверка в отношении прокурОрского работника
Подборка наиболее важных документов по запросу Служебная проверка в отношении прокурОрского работника (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 17.08.2023 N 88-18512/2023, 2-1803/2022 (УИД 68RS0002-01-2022-002089-76)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании заключения служебной проверки незаконным, возложении обязанности провести повторную проверку обстоятельств причастности к совершению порочащего проступка.
Обстоятельства: Установлен факт совершения истцом проступка, порочащего честь прокурорского работника.
Решение: Отказано.Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований П.Н., суд первой инстанции, дав правовую оценку установленным обстоятельствам дела и представленным доказательствам с применением положений статей 42, 41.7 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", проверив соблюдение порядка проведения служебной проверки в отношении истца требованиям Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 18 апреля 2008 года N 70 "О проведении проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации", исходил из доказанности факта и установления обстоятельств совершения истцом проступка, порочащего честь прокурорского работника в результате проведения служебной проверки без нарушения порядка и сроков, с соблюдением прав истца на ознакомление с результатами проверки, в связи с чем оснований для признания незаконным самого заключения служебной проверки не имеется.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании заключения служебной проверки незаконным, возложении обязанности провести повторную проверку обстоятельств причастности к совершению порочащего проступка.
Обстоятельства: Установлен факт совершения истцом проступка, порочащего честь прокурорского работника.
Решение: Отказано.Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований П.Н., суд первой инстанции, дав правовую оценку установленным обстоятельствам дела и представленным доказательствам с применением положений статей 42, 41.7 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", проверив соблюдение порядка проведения служебной проверки в отношении истца требованиям Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 18 апреля 2008 года N 70 "О проведении проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации", исходил из доказанности факта и установления обстоятельств совершения истцом проступка, порочащего честь прокурорского работника в результате проведения служебной проверки без нарушения порядка и сроков, с соблюдением прав истца на ознакомление с результатами проверки, в связи с чем оснований для признания незаконным самого заключения служебной проверки не имеется.
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 19.01.2023 N 88-511/2023 (УИД 15RS0009-01-2021-001838-21)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 2) О признании недействительными результатов служебной проверки, решения аттестационной комиссии.
Обстоятельства: Истец указал, что проходил службу в органах прокуратуры, служебная проверка проведена с грубейшими нарушениями требований инструкции о порядке ее проведения, вина истца не установлена.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Дело направлено на новое рассмотрение.Выводы суда апелляционной инстанции о признании заключения проверки и подтверждении факта ненадлежащего исполнения служебных обязанностей истцом в нарушение требований статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не мотивированы, сделаны без учета положений Инструкции о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 2) О признании недействительными результатов служебной проверки, решения аттестационной комиссии.
Обстоятельства: Истец указал, что проходил службу в органах прокуратуры, служебная проверка проведена с грубейшими нарушениями требований инструкции о порядке ее проведения, вина истца не установлена.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Дело направлено на новое рассмотрение.Выводы суда апелляционной инстанции о признании заключения проверки и подтверждении факта ненадлежащего исполнения служебных обязанностей истцом в нарушение требований статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не мотивированы, сделаны без учета положений Инструкции о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая неопределенность и неопределенность права: сравнительный анализ
(Степаненко Ю.В., Журавлев В.В.)
("Современный юрист", 2025, N 3)<4> Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 20.11.1995. N 47. Ст. 4472. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 05.12.2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7020. Приказ Генпрокуратуры России от 28.04.2016 N 255 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации" // Законность. N 7. 2016; Приказ МВД России от 26.03.2013 N 161 "Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации" // Российская газета. N 127. 14.06.2013 (дата обращения: 10.08.2025).
(Степаненко Ю.В., Журавлев В.В.)
("Современный юрист", 2025, N 3)<4> Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 20.11.1995. N 47. Ст. 4472. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 05.12.2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7020. Приказ Генпрокуратуры России от 28.04.2016 N 255 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации" // Законность. N 7. 2016; Приказ МВД России от 26.03.2013 N 161 "Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации" // Российская газета. N 127. 14.06.2013 (дата обращения: 10.08.2025).
Статья: Институт служебной проверки в производстве по дисциплинарным делам государственных служащих
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Служебная проверка, проводимая в связи с нарушением служебной дисциплины государственным гражданским служащим РФ (сотрудником, военнослужащим), входит в структуру производства по дисциплинарному делу, в рамках которого обсуждается вопрос о возможности или невозможности наложения дисциплинарного взыскания за совершенный проступок. Если факт совершения дисциплинарного проступка очевиден, выяснение всех обстоятельств дела и наложение дисциплинарного взыскания может проводиться и без проведения служебной проверки, за исключением случаев нарушений законности и дисциплины государственными гражданскими служащими РФ, прокурорскими работниками и сотрудниками Следственного комитета РФ.
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Служебная проверка, проводимая в связи с нарушением служебной дисциплины государственным гражданским служащим РФ (сотрудником, военнослужащим), входит в структуру производства по дисциплинарному делу, в рамках которого обсуждается вопрос о возможности или невозможности наложения дисциплинарного взыскания за совершенный проступок. Если факт совершения дисциплинарного проступка очевиден, выяснение всех обстоятельств дела и наложение дисциплинарного взыскания может проводиться и без проведения служебной проверки, за исключением случаев нарушений законности и дисциплины государственными гражданскими служащими РФ, прокурорскими работниками и сотрудниками Следственного комитета РФ.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 21.11.2012 N 1563
(ред. от 14.11.2025)
"О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации"
(вместе с "Положением о порядке присвоения классных чинов прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации")17. Очередной классный чин не присваивается прокурорским работникам, имеющим дисциплинарные взыскания, а также прокурорским работникам, в отношении которых проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело.
(ред. от 14.11.2025)
"О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации"
(вместе с "Положением о порядке присвоения классных чинов прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации")17. Очередной классный чин не присваивается прокурорским работникам, имеющим дисциплинарные взыскания, а также прокурорским работникам, в отношении которых проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело.
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.06.2022 N 24-П
"По делу о проверке конституционности подпункта "в" пункта 1 статьи 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.В. Бердникова"Приказом прокурора Томской области от 5 марта 2020 года М.В. Бердников освобожден от занимаемой должности и уволен из органов прокуратуры по основанию, предусмотренному оспариваемой им нормой. Такое решение обусловлено заключением служебной проверки (она проводилась в связи с рапортом первого заместителя прокурора Томской области от 10 февраля 2020 года, содержащим сведения о ненадлежащем поведении М.В. Бердникова), утвержденным 28 февраля 2020 года и свидетельствующим, что в августе 2017 года М.В. Бердников, получив сведения о возможном совершении преступления, не принял предусмотренных законодательством мер и действовал вопреки установленному порядку, чем нарушил Присягу прокурора и Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации (утвержден приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 марта 2010 года N 114). При этом в действиях М.В. Бердникова - который фактически приступил к разрешению не оформленного надлежащим образом сообщения о преступлении, полученного от его знакомого, а также осуществил иные мероприятия, в том числе в нарушение порядка ведения оперативно-розыскной деятельности с незаконным привлечением к ним сотрудников подразделения органов внутренних дел, поднадзорного возглавляемому им отделу, - содержались признаки личной заинтересованности. С заключением служебной проверки он ознакомлен 2 марта 2020 года.
"По делу о проверке конституционности подпункта "в" пункта 1 статьи 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.В. Бердникова"Приказом прокурора Томской области от 5 марта 2020 года М.В. Бердников освобожден от занимаемой должности и уволен из органов прокуратуры по основанию, предусмотренному оспариваемой им нормой. Такое решение обусловлено заключением служебной проверки (она проводилась в связи с рапортом первого заместителя прокурора Томской области от 10 февраля 2020 года, содержащим сведения о ненадлежащем поведении М.В. Бердникова), утвержденным 28 февраля 2020 года и свидетельствующим, что в августе 2017 года М.В. Бердников, получив сведения о возможном совершении преступления, не принял предусмотренных законодательством мер и действовал вопреки установленному порядку, чем нарушил Присягу прокурора и Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации (утвержден приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 марта 2010 года N 114). При этом в действиях М.В. Бердникова - который фактически приступил к разрешению не оформленного надлежащим образом сообщения о преступлении, полученного от его знакомого, а также осуществил иные мероприятия, в том числе в нарушение порядка ведения оперативно-розыскной деятельности с незаконным привлечением к ним сотрудников подразделения органов внутренних дел, поднадзорного возглавляемому им отделу, - содержались признаки личной заинтересованности. С заключением служебной проверки он ознакомлен 2 марта 2020 года.
Готовое решение: Можно ли не пустить прокурора на территорию или в помещение организации
(КонсультантПлюс, 2025)Отсутствие на месте как директора организации, так и иных ее работников (в том числе тех, к чьим служебным обязанностям отнесена встреча и сопровождение проверяющих) не может быть основанием для того, чтобы не пропустить прокурора. Так, например, в одном из судебных актов суд отказался признавать отсутствие директора или иных работников уважительной причиной для отказа прокурору в проходе (Постановление Ярославского областного суда от 27.02.2014 по делу N 4А-30/2014).
(КонсультантПлюс, 2025)Отсутствие на месте как директора организации, так и иных ее работников (в том числе тех, к чьим служебным обязанностям отнесена встреча и сопровождение проверяющих) не может быть основанием для того, чтобы не пропустить прокурора. Так, например, в одном из судебных актов суд отказался признавать отсутствие директора или иных работников уважительной причиной для отказа прокурору в проходе (Постановление Ярославского областного суда от 27.02.2014 по делу N 4А-30/2014).
Статья: Стадии производства по дисциплинарным делам государственных служащих Российской Федерации
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)В случае необходимости назначения и проведения служебной проверки до рассмотрения дела по существу, в понимании Ю.С. Адушкина, данный вариант производства является обычным, и этот автор к модели сокращенного производства добавляет следующие основные стадии - возбуждения производства и дисциплинарной проверки (расследования) <34>. Однако для ряда видов государственной службы проведение проверки по факту совершения дисциплинарного проступка является обязательной - в отношении государственных гражданских служащих, прокурорских работников. В таком случае рассматриваемый порядок является обычным в силу существующих особенностей правовой регламентации правоприменения.
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)В случае необходимости назначения и проведения служебной проверки до рассмотрения дела по существу, в понимании Ю.С. Адушкина, данный вариант производства является обычным, и этот автор к модели сокращенного производства добавляет следующие основные стадии - возбуждения производства и дисциплинарной проверки (расследования) <34>. Однако для ряда видов государственной службы проведение проверки по факту совершения дисциплинарного проступка является обязательной - в отношении государственных гражданских служащих, прокурорских работников. В таком случае рассматриваемый порядок является обычным в силу существующих особенностей правовой регламентации правоприменения.
Статья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Кроме расширенного перечня дисциплинарных взысканий, в указанных Законах имеются нормы, предусматривающие процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности. Так, например, ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ закрепляет правила проведения служебной проверки, в ходе которой должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения дисциплинарного проступка, вина, причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка, характер и размер вреда. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Кроме расширенного перечня дисциплинарных взысканий, в указанных Законах имеются нормы, предусматривающие процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности. Так, например, ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ закрепляет правила проведения служебной проверки, в ходе которой должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения дисциплинарного проступка, вина, причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка, характер и размер вреда. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.
Статья: Анализ судебной практики по преступлениям, предусмотренным ч. 3 ст. 286 УК РФ, совершенным сотрудниками Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации
(Пошелов П.В.)
("Российский судья", 2022, N 6)Потерпевшие почти никогда не заявляют о данных фактах, опасаясь мести со стороны сотрудников. Выявляются такие факты, как правило, либо прокурорской проверкой, либо опубликованием видеозаписей с места преступления в сети Интернет. Проверки законности, проводимые общественными наблюдательными комиссиями, нарушений обычно не находят. Во многих приговорах есть указание на то, что по фактам применения к осужденным насилия проводились служебные проверки, которые не нашли нарушений в действиях сотрудников. Учитывая, что в дальнейшем по данным фактам выносились обвинительные приговоры, это заставляет задуматься о качестве проводимых служебных проверок.
(Пошелов П.В.)
("Российский судья", 2022, N 6)Потерпевшие почти никогда не заявляют о данных фактах, опасаясь мести со стороны сотрудников. Выявляются такие факты, как правило, либо прокурорской проверкой, либо опубликованием видеозаписей с места преступления в сети Интернет. Проверки законности, проводимые общественными наблюдательными комиссиями, нарушений обычно не находят. Во многих приговорах есть указание на то, что по фактам применения к осужденным насилия проводились служебные проверки, которые не нашли нарушений в действиях сотрудников. Учитывая, что в дальнейшем по данным фактам выносились обвинительные приговоры, это заставляет задуматься о качестве проводимых служебных проверок.
Статья: Об основных направлениях развития института государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации
(Смирнов А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)В частности, не может быть признана совершенной действующая система защиты прокурорских работников от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, что подтверждается судебной и прокурорской практикой, а также результатами анкетирования самих прокурорских работников <27>.
(Смирнов А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)В частности, не может быть признана совершенной действующая система защиты прокурорских работников от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, что подтверждается судебной и прокурорской практикой, а также результатами анкетирования самих прокурорских работников <27>.
Статья: Принципы государственной службы в органах прокуратуры России: проблемы определения и систематизации
(Нагорных Р.В., Смирнов А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)- исключительность компетенции органов прокуратуры на проведение проверок по сообщениям о фактах правонарушений, совершенных прокурорскими работниками (ч. 1 ст. 42). Данный элемент административно-правового статуса является неким гарантом обеспечения независимости прокуроров, их защиты от безосновательного преследования в связи со служебной деятельностью <10>;
(Нагорных Р.В., Смирнов А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)- исключительность компетенции органов прокуратуры на проведение проверок по сообщениям о фактах правонарушений, совершенных прокурорскими работниками (ч. 1 ст. 42). Данный элемент административно-правового статуса является неким гарантом обеспечения независимости прокуроров, их защиты от безосновательного преследования в связи со служебной деятельностью <10>;
Статья: Мониторинг как важнейший инструмент в деятельности российской прокуратуры
(Ергашев Е.Р., Леготин А.О.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)Во-вторых, прокурорские работники проводят мониторинг состояния законности и правопорядка. Такой мониторинг выступает в качестве метода информационно-аналитической деятельности прокуратуры, а также используется в личных целях каждым прокурорским работником, чтобы при осуществлении своих служебных обязанностей применять актуальное законодательство, релевантные примеры правоприменительной практики, а также повышать свой профессиональный уровень.
(Ергашев Е.Р., Леготин А.О.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)Во-вторых, прокурорские работники проводят мониторинг состояния законности и правопорядка. Такой мониторинг выступает в качестве метода информационно-аналитической деятельности прокуратуры, а также используется в личных целях каждым прокурорским работником, чтобы при осуществлении своих служебных обязанностей применять актуальное законодательство, релевантные примеры правоприменительной практики, а также повышать свой профессиональный уровень.
Статья: Участие органов прокуратуры в рассмотрении дел по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок в порядке административного судопроизводства
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 8)В обоснование заявленных требований истец ссылался на несогласие с содержанием ответов на три обращения и порядком их разрешения, нарушение положений Приказа Генерального прокурора РФ от 28 апреля 2016 г. N 255 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения служебных проверок в отношении работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации".
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 8)В обоснование заявленных требований истец ссылался на несогласие с содержанием ответов на три обращения и порядком их разрешения, нарушение положений Приказа Генерального прокурора РФ от 28 апреля 2016 г. N 255 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения служебных проверок в отношении работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации".