Систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований
Подборка наиболее важных документов по запросу Систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование деятельности субъектов контроля за оборотом гражданского оружия в Российской Федерации
(Гоман О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Так, Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - ФЗ N 294-ФЗ) дает определение государственного контроля (надзора), под которым понимает деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных требований посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями <1>.
(Гоман О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Так, Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - ФЗ N 294-ФЗ) дает определение государственного контроля (надзора), под которым понимает деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных требований посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями <1>.
Статья: "Хотел построить школу мечты": как директор восстал против криворукого и опасного ремонта и был за это уволен
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2023, N 9)В качестве примера относительно ремонтируемых зданий и контроля со стороны органов исполнительной власти на соответствие с требованиями, установленными законом, можно привести Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.08.2023 N Ф07-8898/2023 по делу N А56-104498/2022 "Об обязании привести историческое здание в соответствие требованиям, установленным законом". Актом мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований зафиксирован факт выполнения капитального ремонта и реконструкции объекта в отсутствие согласования с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП). В здании, принадлежащем школе на праве оперативного управления и находящемся в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия в исторически сложившихся центральных районах Санкт-Петербурга, произведены работы без согласования с уполномоченным органом. Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам АПК РФ, обоснованно сославшись на то, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих согласование проектной документации на производство работ в отношении исторического здания с КГИОП, суды правомерно удовлетворили иск, сделав вывод о том, что ответчиком при производстве работ в отношении исторического здания не выполнены требования, установленные Законом Санкт-Петербурга "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных работ", возлагающие на правообладателей исторических зданий обязанность по обязательному согласованию производства работ по капитальному ремонту и реконструкции такого объекта после получения положительного заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия. Требование удовлетворено, поскольку школой не исполнены предусмотренные законом требования по обязательному согласованию производства работ.
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2023, N 9)В качестве примера относительно ремонтируемых зданий и контроля со стороны органов исполнительной власти на соответствие с требованиями, установленными законом, можно привести Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.08.2023 N Ф07-8898/2023 по делу N А56-104498/2022 "Об обязании привести историческое здание в соответствие требованиям, установленным законом". Актом мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований зафиксирован факт выполнения капитального ремонта и реконструкции объекта в отсутствие согласования с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП). В здании, принадлежащем школе на праве оперативного управления и находящемся в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия в исторически сложившихся центральных районах Санкт-Петербурга, произведены работы без согласования с уполномоченным органом. Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам АПК РФ, обоснованно сославшись на то, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих согласование проектной документации на производство работ в отношении исторического здания с КГИОП, суды правомерно удовлетворили иск, сделав вывод о том, что ответчиком при производстве работ в отношении исторического здания не выполнены требования, установленные Законом Санкт-Петербурга "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных работ", возлагающие на правообладателей исторических зданий обязанность по обязательному согласованию производства работ по капитальному ремонту и реконструкции такого объекта после получения положительного заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия. Требование удовлетворено, поскольку школой не исполнены предусмотренные законом требования по обязательному согласованию производства работ.
Нормативные акты
Приказ ФАС России от 21.08.2020 N 769/20
"Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) в сфере электроэнергетики"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.10.2020 N 60339)Зарегистрировано в Минюсте России 12 октября 2020 г. N 60339
"Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) в сфере электроэнергетики"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.10.2020 N 60339)Зарегистрировано в Минюсте России 12 октября 2020 г. N 60339
Приказ Ростехнадзора от 07.06.2013 N 248
(ред. от 09.10.2017)
"Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по федеральному государственному надзору в области использования атомной энергии"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.07.2013 N 29174)СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
(ред. от 09.10.2017)
"Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по федеральному государственному надзору в области использования атомной энергии"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.07.2013 N 29174)СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Федеральный государственный энергетический надзор под которым понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, установленных Федеральным законом "Об электроэнергетике", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ в области электроэнергетики, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики осуществляется в порядке и по основаниям, которые установлены ст. 29.1 Федерального закона "Об электроэнергетике".
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Федеральный государственный энергетический надзор под которым понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, установленных Федеральным законом "Об электроэнергетике", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ в области электроэнергетики, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики осуществляется в порядке и по основаниям, которые установлены ст. 29.1 Федерального закона "Об электроэнергетике".
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Закон не содержит самого определения государственного геологического надзора. С одной стороны, это можно считать пробелом, но, с другой стороны, этот надзор является частью государственного экологического надзора, легальная дефиниция которого есть. Согласно ст. 65 ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный экологический надзор - деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами, ФЗ "Об охране окружающей среды", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в области охраны окружающей среды (обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Закон не содержит самого определения государственного геологического надзора. С одной стороны, это можно считать пробелом, но, с другой стороны, этот надзор является частью государственного экологического надзора, легальная дефиниция которого есть. Согласно ст. 65 ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный экологический надзор - деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами, ФЗ "Об охране окружающей среды", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в области охраны окружающей среды (обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Статья: Информационное обеспечение деятельности субъектов ранней профилактики преступности
(Каширина О.Н.)
("Законность", 2021, N 7)Заслуживает высокой оценки принятое Правительством РФ решение в части установления с 1 января 2021 г. государственного надзора в сфере рекламы в целях профилактики нарушений действующего законодательства со стороны рекламодателей. Согласно п. п. 2 и 3 Положения о государственном надзоре в сфере рекламы (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. N 1838) он осуществляется Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами посредством проведения проверок в отношении юридических лиц и предпринимателей, проведения контрольных и профилактических мероприятий, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований в области рекламы. Полагаем, названные меры будут способствовать ранней профилактике правонарушений.
(Каширина О.Н.)
("Законность", 2021, N 7)Заслуживает высокой оценки принятое Правительством РФ решение в части установления с 1 января 2021 г. государственного надзора в сфере рекламы в целях профилактики нарушений действующего законодательства со стороны рекламодателей. Согласно п. п. 2 и 3 Положения о государственном надзоре в сфере рекламы (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. N 1838) он осуществляется Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами посредством проведения проверок в отношении юридических лиц и предпринимателей, проведения контрольных и профилактических мероприятий, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований в области рекламы. Полагаем, названные меры будут способствовать ранней профилактике правонарушений.