Система непрерывного медицинского обрАзования



Подборка наиболее важных документов по запросу Система непрерывного медицинского обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Совершенствование законодательства в сфере здравоохранения: путь к решению проблем или их образованию
(Шалберкина М.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)
Еще инициативой исследуемого законопроекта является запрет на реализацию основных образовательных программ среднего, высшего медицинского и фармацевтического образования, в том числе дополнительных профессиональных программ, предусматривающих практическую подготовку обучающихся в форме электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Безусловно, что приведенная в настоящей статье законодательная инициатива оправдана. Государство заинтересовано в подготовке практических медицинских кадров, переход на электронный формат обучения не позволяет в равной степени достичь целей системы непрерывного медицинского образования. Остро ощущается дефицит медицинских кадров. По официальным данным Росстата, численность врачей всех специальностей (имеется в виду практикующих) составляет на 2022 г. 744,1 тыс. человек <16>, при общей численности населения 147,0 млн человек <17>, следовательно, на 100 тыс. населения приходится 508 врача. Для сравнения: в Греции на 100 тыс. населения - 616 врачей, в Австрии на 100 тыс. населения - 541 врачей, Беларуси - 464 врача <18>. Довольно интересные показатели, особенно в контексте территориальных различий. Здесь же хотелось отметить вопрос о дополнительном образовании, что в соответствии со ст. 100 Закона N 323-ФЗ до 1 января 2026 г. право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации и имеющие сертификат специалиста. С 1 января 2016 г. по 31 декабря 2025 г. установлен переходный период к процедуре аккредитации специалистов, суть которого заключается в проверке соответствия лица (медицинского работника) требованиям к осуществлению медицинской деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией, сформированной Минздравом России, с участием профессиональных некоммерческих организаций не реже одного раза в пять лет <19>. Таким образом устанавливается трехзвенная последовательность действий для занятия медицинской деятельностью: получение высшего образования, сертификата специалиста и прохождение аккредитации. С авторской точки зрения предлагаемые ограничения на использование определенных форм обучения нецелесообразны и противоречат положениям ч. 2 ст. 13 Закона N 273-ФЗ, регламентирующего принцип свободы выбора формы обучения.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)
7. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста лица. Для прохождения аккредитации требуется представление портфолио за период профессиональной деятельности со дня получения последнего сертификата специалиста или прохождения аккредитации специалиста по соответствующей специальности, включающее в себя в том числе сведения об освоении программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, либо сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, из них не менее 72 часов - сведения об освоении программ повышения квалификации <1>. Несмотря на то что до 01.01.2026 право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации и имеющие сертификат специалиста, медицинские работники уже начали участвовать в аккредитационных мероприятиях. Соответственно, поскольку одновременно действуют "старый" и "новый" порядок повышения квалификации, возникает вопрос: должен ли работодатель оплачивать обучение, проходимое работником в рамках системы непрерывного медицинского образования? Судебная практика по данному вопросу только начинает формироваться. Так, провизор-технолог потребовала от ОГБУЗ "Губкинская ЦРБ" оплатить стоимость ее обучения в 2021 г. на одном из циклов непрерывного медицинского образования, затраты на которое составили 2 тыс. рублей. По мнению работодателя, участие работника в системе НМО является добровольным, а значит, и отсутствует обязанность оплачивать это обучение. Суд согласился с работодателем, посчитав, что отсутствовала реальная угроза непрохождения работником аккредитации. Аргументация правовой позиции сложилась из следующих положений: во-первых, фармдеятельность и работа провизора не входили в территориальную программу ОМС, поэтому оплатить их из средств нормированного страхового запаса больница не могла. Во-вторых, работодатель и работник не заключили договор о дополнительном профобразовании, предусмотренный ч. 2 ст. 197 ТК РФ: работодатель не видел необходимости в повышении квалификации работника в частном образовательном учреждении и не согласовывал условия его обучения. Представители больницы также отметили, что у сотрудника имелась возможность пройти обучение на бюджетной основе после получения финансирования. В-третьих, спорная ситуация развивалась во время действия Приказов Минздрава России от 02.02.2021 N 40н "Об особенностях проведения аккредитации специалистов в 2021 году" и от 09.07.2021 N 746н "О внесении изменений в особенности проведения аккредитации специалистов в 2021 году, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 февраля 2021 г. N 40н", согласно которым специалисты при подготовке портфолио были вправе подтвердить свое обучение двумя способами. Один из них - одномоментно пройти повышение квалификации в объеме 144 часа, второй - комбинированный способ, включающий программы повышения квалификации в объеме 74 часа и набор зачетных единиц на портале НМО в объеме 70 часов. Суд отметил, что программа НМО, как следует из разъяснений Минздрава России, в части набора необходимых зачетных баллов (ЗЕТ) содержит не строгие требования о наборе по 50 ЗЕТ в каждый из пяти годов обучения, а рекомендательный характер, поскольку при проведении аккредитации устанавливает оценку суммарной трудоемкости, учитываемой в портфолио претендента по дате завершения обучения, исходя из портфолио, формируемого за все годы в рамках пятилетнего цикла. В итоге суд признал несостоятельными доводы провизора о возможности получения ею аккредитации только по завершении пятилетнего цикла обучения в системе НМО при условии, если она получит не менее 50 ЗЕТ в каждом году обучения, а всего 250 ЗЕТ, одновременно отклонив довод о том, что бездействие больницы по направлению сотрудника на обучение в частное образовательное учреждение лишает ее в дальнейшем возможности пройти аккредитацию и продолжить работу по специальности провизора (решение Губкинского городского суда Белгородской области от 27.06.2022 по делу N 2-565/2022).
показать больше документов

Нормативные акты

"Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года"
(разработан Минэкономразвития России)
4. Стремительное развитие технологий потребует качественных изменений системы непрерывного медицинского образования, выработки новых форм управления здравоохранением.
Распоряжение Правительства РФ от 03.02.2010 N 134-р
(ред. от 25.06.2025)
<О Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2036 года>
организовать систему непрерывного образования медицинских работников военных комиссариатов по специальностям, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;
показать больше документов