Штрафы за нарушение экологии
Подборка наиболее важных документов по запросу Штрафы за нарушение экологии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о саморегулировании деятельности по экологическому сопровождению: вопросы теории и практики
(Ткачук Д.В.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Для этого следует рассмотреть, какие юридические формы могут принимать такие соглашения. Экологическое сопровождение преимущественно оформляется посредством заключения договора, в рамках которого предприятие (заказчик) заключает соглашение с экологической организацией или экспертом (исполнителем). Главная цель таких договоров - обеспечить соответствие экологическим стандартам при реализации определенных проектов или видов деятельности. К перечню услуг, оказываемых таким исполнителем, могут быть отнесены, в частности, экологические услуги по формированию и согласованию с органами власти отчетов о воздействии на окружающую среду, что особенно важно для минимизации штрафов и иных санкций за нарушение экологического законодательства. Специализация в экологическом законодательстве позволяет таким организациям с учетом всех тонкостей качественно оказать услугу, что снижает вероятность привлечения заказчика к ответственности в связи с правонарушениями за несоответствие экологическим требованиям (гл. 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <6>).
(Ткачук Д.В.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Для этого следует рассмотреть, какие юридические формы могут принимать такие соглашения. Экологическое сопровождение преимущественно оформляется посредством заключения договора, в рамках которого предприятие (заказчик) заключает соглашение с экологической организацией или экспертом (исполнителем). Главная цель таких договоров - обеспечить соответствие экологическим стандартам при реализации определенных проектов или видов деятельности. К перечню услуг, оказываемых таким исполнителем, могут быть отнесены, в частности, экологические услуги по формированию и согласованию с органами власти отчетов о воздействии на окружающую среду, что особенно важно для минимизации штрафов и иных санкций за нарушение экологического законодательства. Специализация в экологическом законодательстве позволяет таким организациям с учетом всех тонкостей качественно оказать услугу, что снижает вероятность привлечения заказчика к ответственности в связи с правонарушениями за несоответствие экологическим требованиям (гл. 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <6>).
Статья: Особенности привлечения к ответственности за административные правонарушения в Германии
(Кривельская О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Система привлечения частных лиц к административной ответственности в Германии в целом считается успешной и эффективной. Ежегодно посредством административного производства рассматриваются огромные массивы дел - от штрафов за нарушения ПДД до штрафов в области бизнеса и экологии, что позволяет разгрузить суды и полицию для борьбы с преступностью.
(Кривельская О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Система привлечения частных лиц к административной ответственности в Германии в целом считается успешной и эффективной. Ежегодно посредством административного производства рассматриваются огромные массивы дел - от штрафов за нарушения ПДД до штрафов в области бизнеса и экологии, что позволяет разгрузить суды и полицию для борьбы с преступностью.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе
Статья: Проблемные вопросы возмещения экологического вреда: замечания на полях Обзора судебной практики Верховного Суда РФ
(Позднякова П.В.)
("Закон", 2023, N 10)Среди них пункты об основаниях привлечения лица к ответственности за экологический вред и определении вида ответственности (п. 1, 3 и 7 Обзора). Здесь было обращено особое внимание на характеристику способности природы к самовосстановлению, почему для некоторых случаев и целесообразно заменить компенсации экологического вреда платой за природопользование. Помимо этого, уделяется внимание оценке состояния природной среды, нормированию как условию точного определения факта причинения экологического вреда (п. 7). Также рассмотрены пункты о способах возмещения вреда, случаях и пределах учета расходов на восстановление природной среды (п. 13 и 16 Обзора). Более того, обращается внимание на усложнение на уровне законодательства и практики натурального возмещения вреда, создание приоритета денежной формы возмещения и существующие проблемы зачета расходов на возмещение экологического вреда как подтверждение штрафного характера ответственности и нарушения принципа соразмерности.
(Позднякова П.В.)
("Закон", 2023, N 10)Среди них пункты об основаниях привлечения лица к ответственности за экологический вред и определении вида ответственности (п. 1, 3 и 7 Обзора). Здесь было обращено особое внимание на характеристику способности природы к самовосстановлению, почему для некоторых случаев и целесообразно заменить компенсации экологического вреда платой за природопользование. Помимо этого, уделяется внимание оценке состояния природной среды, нормированию как условию точного определения факта причинения экологического вреда (п. 7). Также рассмотрены пункты о способах возмещения вреда, случаях и пределах учета расходов на восстановление природной среды (п. 13 и 16 Обзора). Более того, обращается внимание на усложнение на уровне законодательства и практики натурального возмещения вреда, создание приоритета денежной формы возмещения и существующие проблемы зачета расходов на возмещение экологического вреда как подтверждение штрафного характера ответственности и нарушения принципа соразмерности.
Статья: Закат гонорара успеха, или Арифметика и экономика правосудия
(Гальперин М.Л., Косцов В.Н.)
("Закон", 2025, N 4)Так, если компании и так принимают все доступные меры к предотвращению экологического вреда или утечки персональных данных, решения о взыскании многомиллионных расходов наряду с убытками и штрафами с проигравших дела о таких нарушениях могут снизить их правомерную экономическую активность в ущерб обществу.
(Гальперин М.Л., Косцов В.Н.)
("Закон", 2025, N 4)Так, если компании и так принимают все доступные меры к предотвращению экологического вреда или утечки персональных данных, решения о взыскании многомиллионных расходов наряду с убытками и штрафами с проигравших дела о таких нарушениях могут снизить их правомерную экономическую активность в ущерб обществу.
Статья: Перспективы правового регулирования зеленых закупок в Российской Федерации
(Егорова М.А.)
("Юрист", 2022, N 1)При этом важно соблюсти баланс интересов публичных органов и частных лиц. Развитие и внедрение экологических критериев не должно носить стремительный характер. Излишняя "зарегулированность" данной сферы, большие штрафные санкции при несоблюдении в какой-то степени предъявляемых законодательством требований могут нанести существенный удар по субъектам предпринимательской деятельности. Внедрение и соблюдение стандартов требуют затрат, но не все компании могут себе это позволить. Страх получить санкции за нарушения может побудить поставщика избегать заявок, содержащих критерии экологического характера, что приведет к торможению развития зеленых закупок. Вместе с тем введение штрафных санкций за несоблюдение норм об экологии может стать стимулом создания и продажи зеленых (или экологически ответственных) товаров.
(Егорова М.А.)
("Юрист", 2022, N 1)При этом важно соблюсти баланс интересов публичных органов и частных лиц. Развитие и внедрение экологических критериев не должно носить стремительный характер. Излишняя "зарегулированность" данной сферы, большие штрафные санкции при несоблюдении в какой-то степени предъявляемых законодательством требований могут нанести существенный удар по субъектам предпринимательской деятельности. Внедрение и соблюдение стандартов требуют затрат, но не все компании могут себе это позволить. Страх получить санкции за нарушения может побудить поставщика избегать заявок, содержащих критерии экологического характера, что приведет к торможению развития зеленых закупок. Вместе с тем введение штрафных санкций за несоблюдение норм об экологии может стать стимулом создания и продажи зеленых (или экологически ответственных) товаров.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Невыполнение в установленный срок законных предписаний органов, осуществляющих государственный экологический надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, повлечет наложение административного штрафа в размере от 100 тыс. до 200 тыс. руб.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Невыполнение в установленный срок законных предписаний органов, осуществляющих государственный экологический надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, повлечет наложение административного штрафа в размере от 100 тыс. до 200 тыс. руб.
Ситуация: Какая ответственность предусмотрена за незаконное строительство жилого дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 000 до 2 000 руб. - за несоблюдение экологических требований при строительстве;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 000 до 2 000 руб. - за несоблюдение экологических требований при строительстве;
Статья: О лишних этажах (анализ споров)
(Дружинина И.)
("Жилищное право", 2022, N 3)- предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 000 до 2 000 руб. - за несоблюдение экологических требований при строительстве;
(Дружинина И.)
("Жилищное право", 2022, N 3)- предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 000 до 2 000 руб. - за несоблюдение экологических требований при строительстве;
Статья: Некоторые вопросы прекращения уголовных дел
(Деришев Ю.В., Чекмезова Е.И., Тулева Д.Д., Киселева М.В., Козловский П.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 2)Анализ судебной практики показал, что судами допускались факты реализации института судебного штрафа по делам о деяниях, повлекших причинение вреда здоровью потерпевшего, экологического ущерба, по делам о преступлениях коррупционной направленности, а также в отношении лиц, совершивших преступления, обладающие повышенной степенью общественной опасности, в том числе о нарушениях требований охраны труда.
(Деришев Ю.В., Чекмезова Е.И., Тулева Д.Д., Киселева М.В., Козловский П.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 2)Анализ судебной практики показал, что судами допускались факты реализации института судебного штрафа по делам о деяниях, повлекших причинение вреда здоровью потерпевшего, экологического ущерба, по делам о преступлениях коррупционной направленности, а также в отношении лиц, совершивших преступления, обладающие повышенной степенью общественной опасности, в том числе о нарушениях требований охраны труда.
Статья: Уголовная ответственность юридических лиц в Объединенных Арабских Эмиратах и Королевстве Саудовская Аравия: сравнение материальных и процессуальных аспектов
(Волеводз А.Г., Цыплакова А.Д.)
("Российский следователь", 2024, N 3)- удвоение наказания в случае повторного нарушения в течение одного года с даты решения о назначении штрафа.
(Волеводз А.Г., Цыплакова А.Д.)
("Российский следователь", 2024, N 3)- удвоение наказания в случае повторного нарушения в течение одного года с даты решения о назначении штрафа.
"Правовое обеспечение экологической безопасности Российской Федерации: состояние и перспективы развития: монография"
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Юстицинформ", 2022)Во-вторых, предпосылки экономического характера. Вопросы обеспечения экологической безопасности в организации требуют немалых финансовых затрат. Финансирование мероприятий организацией в этой сфере заключается в финансировании природоохранных мероприятий: текущих (расходы на обращение с отходами, очистку сточных вод и т.д.) и капитальных (внедрение зеленых инструментов бизнеса - затраты на строительство, приобретение, реконструкцию и модернизацию объектов природоохранного назначения). В случае же несоблюдения требований по обеспечению экологической безопасности, и в частности по охране окружающей среды, организации несут большие финансовые потери, во-первых, выплачивая наложенные административные штрафы и, во-вторых, возмещая причиненный ущерб природе, как в натуральной, так и в денежной форме. Например, общий объем текущих затрат на охрану окружающей среды в целом по Российской Федерации в 2017 г. предприятиями (по виду экономической деятельности "обрабатывающие производства") составил 133 963,9 млн руб., или 41,7% от общего размера природоохранных текущих затрат в Российской Федерации. Нарушения природоохранных требований повлекли взыскание штрафов в размере 7 673 тыс. руб. Ущерб, причиненный окружающей среде, составил 957 140,03 тыс. руб., и это только за 131 загрязнение нефтепродуктами, то есть примерно 1% от общего количества выявленных фактов нарушений.
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Юстицинформ", 2022)Во-вторых, предпосылки экономического характера. Вопросы обеспечения экологической безопасности в организации требуют немалых финансовых затрат. Финансирование мероприятий организацией в этой сфере заключается в финансировании природоохранных мероприятий: текущих (расходы на обращение с отходами, очистку сточных вод и т.д.) и капитальных (внедрение зеленых инструментов бизнеса - затраты на строительство, приобретение, реконструкцию и модернизацию объектов природоохранного назначения). В случае же несоблюдения требований по обеспечению экологической безопасности, и в частности по охране окружающей среды, организации несут большие финансовые потери, во-первых, выплачивая наложенные административные штрафы и, во-вторых, возмещая причиненный ущерб природе, как в натуральной, так и в денежной форме. Например, общий объем текущих затрат на охрану окружающей среды в целом по Российской Федерации в 2017 г. предприятиями (по виду экономической деятельности "обрабатывающие производства") составил 133 963,9 млн руб., или 41,7% от общего размера природоохранных текущих затрат в Российской Федерации. Нарушения природоохранных требований повлекли взыскание штрафов в размере 7 673 тыс. руб. Ущерб, причиненный окружающей среде, составил 957 140,03 тыс. руб., и это только за 131 загрязнение нефтепродуктами, то есть примерно 1% от общего количества выявленных фактов нарушений.
Статья: Развитие принципа "загрязнитель платит" в международном экологическом праве
(Габриелов В.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Основополагающим принципом международного экологического права является принцип "загрязнитель платит", который был сформулирован в 1972 г. в Рекомендациях Совета Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) о Руководящих принципах международных аспектов политики в сфере охраны окружающей среды и направлен на привлечение к ответственности лиц, нарушающих экологические нормативы <3>. Первоначально закрепленный в "мягком" праве, он позже вошел в обязательные международные акты, такие как Киотский протокол 1997 г. <4>. Принцип основан на экономическом воздействии <5> и предусматривает возможность мотивировать загрязнителя на соблюдение экологических стандартов, например, через штрафные санкции. С развитием международного экологического права и поиском эффективных механизмов предупреждения нарушений этот принцип расширился, включив множество моделей реализации в универсальных и региональных актах.
(Габриелов В.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Основополагающим принципом международного экологического права является принцип "загрязнитель платит", который был сформулирован в 1972 г. в Рекомендациях Совета Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) о Руководящих принципах международных аспектов политики в сфере охраны окружающей среды и направлен на привлечение к ответственности лиц, нарушающих экологические нормативы <3>. Первоначально закрепленный в "мягком" праве, он позже вошел в обязательные международные акты, такие как Киотский протокол 1997 г. <4>. Принцип основан на экономическом воздействии <5> и предусматривает возможность мотивировать загрязнителя на соблюдение экологических стандартов, например, через штрафные санкции. С развитием международного экологического права и поиском эффективных механизмов предупреждения нарушений этот принцип расширился, включив множество моделей реализации в универсальных и региональных актах.