Штаб территориальной оБороны
Подборка наиболее важных документов по запросу Штаб территориальной оБороны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Военное положение и обеспечивающие его административно-правовые режимы: содержание и взаимосвязь
(Брежнев О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В-пятых, в отличие от законодательства о чрезвычайном положении, ФКЗ о ВП прямо не предусматривает создания специальных органов государственного управления, которые обеспечивали бы режим военного положения, и возлагает соответствующие полномочия на Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, иные федеральные и региональные органы исполнительной власти (ст. 11 - 15 ФКЗ о ВП). Но при этом следует иметь в виду, что органы военного управления обладают полномочиями по применению правоограничительных и иных мер на территории, на которой ведутся военные действия и введено военное положение (ст. 10 ФКЗ о ВП). Кроме того, на ней осуществляется территориальная оборона - система мер, направленных на охрану важных государственных и специальных объектов, средств связи, коммуникаций, транспорта, жизнеобеспечения населения, борьбу с диверсионно-разведывательными формированиями противника (ст. 22 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне") <4>. В связи с этим образуются штабы территориальной обороны, координирующие соответствующие мероприятия.
(Брежнев О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В-пятых, в отличие от законодательства о чрезвычайном положении, ФКЗ о ВП прямо не предусматривает создания специальных органов государственного управления, которые обеспечивали бы режим военного положения, и возлагает соответствующие полномочия на Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, иные федеральные и региональные органы исполнительной власти (ст. 11 - 15 ФКЗ о ВП). Но при этом следует иметь в виду, что органы военного управления обладают полномочиями по применению правоограничительных и иных мер на территории, на которой ведутся военные действия и введено военное положение (ст. 10 ФКЗ о ВП). Кроме того, на ней осуществляется территориальная оборона - система мер, направленных на охрану важных государственных и специальных объектов, средств связи, коммуникаций, транспорта, жизнеобеспечения населения, борьбу с диверсионно-разведывательными формированиями противника (ст. 22 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне") <4>. В связи с этим образуются штабы территориальной обороны, координирующие соответствующие мероприятия.
Статья: Повышение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 8)Комиссии по повышению устойчивости функционирования организаций ОМСУ в своей работе руководствуются Конституцией РФ, конституцией субъекта РФ, нормативными правовыми актами РФ и субъекта РФ, а также требованиями муниципальных нормативных и руководящих документов по направлениям деятельности, в том числе в условиях военного конфликта органом управления ГО, штабом территориальной обороны.
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 8)Комиссии по повышению устойчивости функционирования организаций ОМСУ в своей работе руководствуются Конституцией РФ, конституцией субъекта РФ, нормативными правовыми актами РФ и субъекта РФ, а также требованиями муниципальных нормативных и руководящих документов по направлениям деятельности, в том числе в условиях военного конфликта органом управления ГО, штабом территориальной обороны.
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"Об обороне"4. В субъектах Российской Федерации, на территориях (части территории) которых введено военное положение, в муниципальных образованиях, на территориях которых введено военное положение, с даты начала действия военного положения в порядке, определенном Президентом Российской Федерации, создаются межведомственные координирующие органы (далее - штабы территориальной обороны).
(ред. от 04.11.2025)
"Об обороне"4. В субъектах Российской Федерации, на территориях (части территории) которых введено военное положение, в муниципальных образованиях, на территориях которых введено военное положение, с даты начала действия военного положения в порядке, определенном Президентом Российской Федерации, создаются межведомственные координирующие органы (далее - штабы территориальной обороны).
Указ Президента РФ от 25.08.2023 N 641
"О дополнительных мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756 "О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей""7(1). Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, названных в пункте 1 настоящего Указа, создать межведомственные координирующие органы (штабы обороны), которые осуществляют функции штаба территориальной обороны и оперативного штаба субъекта Российской Федерации. Руководителем штаба обороны субъекта Российской Федерации является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. В состав штаба обороны субъекта Российской Федерации включаются представители Министерства обороны Российской Федерации, руководители соответствующих территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также представители органов публичной власти такого субъекта Российской Федерации и организаций.";
"О дополнительных мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756 "О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей""7(1). Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, названных в пункте 1 настоящего Указа, создать межведомственные координирующие органы (штабы обороны), которые осуществляют функции штаба территориальной обороны и оперативного штаба субъекта Российской Федерации. Руководителем штаба обороны субъекта Российской Федерации является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. В состав штаба обороны субъекта Российской Федерации включаются представители Министерства обороны Российской Федерации, руководители соответствующих территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также представители органов публичной власти такого субъекта Российской Федерации и организаций.";