Шрифт в рекламе
Подборка наиболее важных документов по запросу Шрифт в рекламе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14.3 "Нарушение законодательства о рекламе" КоАП РФ"Следовательно, формальное присутствие в рекламе спорных условий и сведений, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать эти сведения, что равноценно отсутствию таких сведений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Недобросовестные практики участников банковского рынка и противодействие им
(Петров Д.А., Рубанова М.П.)
("Банковское право", 2025, N 1)Без порока в предоставлении информации крайне сложно реализовать недобросовестную практику. Поэтому вероятным решением проблемы могли бы стать более строгие требования к информированию потребителей в части упрощения восприятия ими существенной информации о "проблемных" с точки зрения числа выявляемых нарушений банковских услугах, что уже имеет место в ряде случаев (информирование потенциального заемщика об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа); обязательность табличной формы индивидуальных условий договора; указание полной стоимости потребительского кредита (займа) в квадратных рамках в правом верхнем углу первой страницы договора <19>; требования к размеру шрифта в рекламе услуг, связанных с предоставлением, пользованием и погашением кредита или займа, в сопоставлении с информацией о процентных ставках <20>; требования к читабельности и размерности шрифта в таблице с условиями договора банковского вклада <21> и пр.), и расширение возможностей для применения "периода охлаждения" <22> в отношении всех банковских услуг с дифференциацией по их видам, сложности восприятия и значительности последствий.
(Петров Д.А., Рубанова М.П.)
("Банковское право", 2025, N 1)Без порока в предоставлении информации крайне сложно реализовать недобросовестную практику. Поэтому вероятным решением проблемы могли бы стать более строгие требования к информированию потребителей в части упрощения восприятия ими существенной информации о "проблемных" с точки зрения числа выявляемых нарушений банковских услугах, что уже имеет место в ряде случаев (информирование потенциального заемщика об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа); обязательность табличной формы индивидуальных условий договора; указание полной стоимости потребительского кредита (займа) в квадратных рамках в правом верхнем углу первой страницы договора <19>; требования к размеру шрифта в рекламе услуг, связанных с предоставлением, пользованием и погашением кредита или займа, в сопоставлении с информацией о процентных ставках <20>; требования к читабельности и размерности шрифта в таблице с условиями договора банковского вклада <21> и пр.), и расширение возможностей для применения "периода охлаждения" <22> в отношении всех банковских услуг с дифференциацией по их видам, сложности восприятия и значительности последствий.
Статья: Непредоставление информации о кредитном продукте как непоименованная форма недобросовестной конкуренции
(Муненко П.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)В последнее время стала снова набирать популярность недобросовестная практика банков в рекламе кредитных продуктов, при которой внимание потребителей акцентируется лишь на наиболее привлекательных свойствах продукта. В большинстве случаев это низкая процентная ставка по кредиту, которая в рекламе демонстрируется крупным шрифтом продолжительное время, а остальные условия (такие как сумма, срок кредита, условие о договоре страхования и пр.), влияющие на размер ставки, размещаются в разъясняющей сноске на короткое время, сложным неразборчивым шрифтом, такой подход к донесению информации вводит потребителя в заблуждение <21>.
(Муненко П.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)В последнее время стала снова набирать популярность недобросовестная практика банков в рекламе кредитных продуктов, при которой внимание потребителей акцентируется лишь на наиболее привлекательных свойствах продукта. В большинстве случаев это низкая процентная ставка по кредиту, которая в рекламе демонстрируется крупным шрифтом продолжительное время, а остальные условия (такие как сумма, срок кредита, условие о договоре страхования и пр.), влияющие на размер ставки, размещаются в разъясняющей сноске на короткое время, сложным неразборчивым шрифтом, такой подход к донесению информации вводит потребителя в заблуждение <21>.
Нормативные акты
Постановление ФАС России от 12.12.2024 по делу N 08/04/14.3-117/2024
Нарушение: ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе).
Решение: Назначен штраф.То обстоятельство, что нормами Федерального закона "О рекламе" не установлен размер шрифта и время показа информации, которая должна быть приведена в рекламе обязательно в силу закона, не свидетельствует о том, что размер шрифта и длительность показа такой информации может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
Нарушение: ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе).
Решение: Назначен штраф.То обстоятельство, что нормами Федерального закона "О рекламе" не установлен размер шрифта и время показа информации, которая должна быть приведена в рекламе обязательно в силу закона, не свидетельствует о том, что размер шрифта и длительность показа такой информации может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
Постановление ФАС России от 12.12.2024 по делу N 08/04/14.3-130/2024
Нарушение: ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе).
Решение: Назначен штраф.То обстоятельство, что нормами Федерального закона "О рекламе" не установлен размер шрифта информации, которая должна быть приведена в рекламе обязательно в силу закона, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
Нарушение: ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе).
Решение: Назначен штраф.То обстоятельство, что нормами Федерального закона "О рекламе" не установлен размер шрифта информации, которая должна быть приведена в рекламе обязательно в силу закона, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
Статья: Соотношение товарных знаков и объектов авторского права на примере шрифтов
(Демидова Д.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 6)Шрифт, будучи в первую очередь объектом авторского права, подразумевает наличие Автора и/или Правообладателя, без разрешения которого не допускается его использование. Так, согласно ст. 1299 ГК РФ правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование объекта, а другие лица не могут использовать объект без согласия правообладателя. Таким образом, если есть намерение использовать какой-либо шрифт в оформлении упаковки товара, рекламного материала или при создании будущего товарного знака, необходимо заключить с правообладателем шрифта лицензионный договор или получить соответствующее согласие. В ином случае по факту незаконного использования других объектов авторских прав, может наступить ответственность, а именно гражданско-правовая, административная, уголовная. Многие шрифты распространяются по схеме открытой лицензии, что не всегда, однако, означает бесплатное использование шрифтов любыми способами и для любых целей. При этом зачастую шрифты встроены в программное обеспечение, в том числе в текстовые редакторы, пользователи которых автоматически получают возможность использования шрифтов. Но даже в этом случае не всегда допускается указанное использование шрифтов для коммерческих целей. Напомним, что каждый шрифт предоставляется с лицензией, в которой указано, как вы можете или не можете использовать этот шрифт. В связи с чем необходимо внимательно изучать лицензионное/пользовательское соглашение, которое может ограничить способ использования шрифта.
(Демидова Д.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 6)Шрифт, будучи в первую очередь объектом авторского права, подразумевает наличие Автора и/или Правообладателя, без разрешения которого не допускается его использование. Так, согласно ст. 1299 ГК РФ правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование объекта, а другие лица не могут использовать объект без согласия правообладателя. Таким образом, если есть намерение использовать какой-либо шрифт в оформлении упаковки товара, рекламного материала или при создании будущего товарного знака, необходимо заключить с правообладателем шрифта лицензионный договор или получить соответствующее согласие. В ином случае по факту незаконного использования других объектов авторских прав, может наступить ответственность, а именно гражданско-правовая, административная, уголовная. Многие шрифты распространяются по схеме открытой лицензии, что не всегда, однако, означает бесплатное использование шрифтов любыми способами и для любых целей. При этом зачастую шрифты встроены в программное обеспечение, в том числе в текстовые редакторы, пользователи которых автоматически получают возможность использования шрифтов. Но даже в этом случае не всегда допускается указанное использование шрифтов для коммерческих целей. Напомним, что каждый шрифт предоставляется с лицензией, в которой указано, как вы можете или не можете использовать этот шрифт. В связи с чем необходимо внимательно изучать лицензионное/пользовательское соглашение, которое может ограничить способ использования шрифта.