Сервитут на земельный участок находящийся в частной собственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Сервитут на земельный участок находящийся в частной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 279 "Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд" ГК РФ"Исходя из толкования норм п. 4 ст. 279 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 56.11 и п. 8 ст. 56.12 Земельного кодекса РФ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности и досрочного прекращения сервитута, залога, установленных в отношении такого земельного участка, а также договоров, заключенных правообладателем в отношении такого земельного участка."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 56.12 "Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территории жилой застройки, комплексного развития территории нежилой застройки" ЗК РФ"Исходя из толкования норм п. 4 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 56.11 и п. 8 ст. 56.12 Земельного кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности и досрочного прекращения сервитута, залога, установленных в отношении такого земельного участка, а также договоров, заключенных правообладателем в отношении такого земельного участка."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)Плата за публичный сервитут для земельных участков в частной собственности или государственной (муниципальной) собственности и предоставленных гражданам (юрлицам) определяется в соответствии с Законом об оценочной деятельности и Методическими рекомендациями. Размер платы должен определяться на дату не позднее чем за 30 дней до даты направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута (п. 7 ст. 39.46 ЗК РФ). При определении платы за публичный сервитут в отношении таких земельных участков рекомендуем, в частности, учитывать (п. 6 Методических рекомендаций):
(КонсультантПлюс, 2025)Плата за публичный сервитут для земельных участков в частной собственности или государственной (муниципальной) собственности и предоставленных гражданам (юрлицам) определяется в соответствии с Законом об оценочной деятельности и Методическими рекомендациями. Размер платы должен определяться на дату не позднее чем за 30 дней до даты направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута (п. 7 ст. 39.46 ЗК РФ). При определении платы за публичный сервитут в отношении таких земельных участков рекомендуем, в частности, учитывать (п. 6 Методических рекомендаций):
Статья: Сервитут как обременение права собственности. Частный и публичный сервитуты. Зона прохода и проезда
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)Плата за публичный сервитут для земельных участков, находящихся в частной собственности или государственной (муниципальной) собственности и предоставленных гражданам (юридическим лицам), определяется в соответствии с Законом об оценочной деятельности [15] и Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 июня 2019 года N 321 "Об утверждении методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам" (далее - Методические рекомендации). Размер платы должен определяться на дату не позднее чем за 30 дней до даты направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута (п. 7 ст. 39.46 ЗК РФ). При определении платы за публичный сервитут в отношении таких земельных участков в пункте 6 Методических рекомендаций рекомендуется, в частности, учитывать следующее:
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)Плата за публичный сервитут для земельных участков, находящихся в частной собственности или государственной (муниципальной) собственности и предоставленных гражданам (юридическим лицам), определяется в соответствии с Законом об оценочной деятельности [15] и Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 июня 2019 года N 321 "Об утверждении методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам" (далее - Методические рекомендации). Размер платы должен определяться на дату не позднее чем за 30 дней до даты направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута (п. 7 ст. 39.46 ЗК РФ). При определении платы за публичный сервитут в отношении таких земельных участков в пункте 6 Методических рекомендаций рекомендуется, в частности, учитывать следующее:
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7. Плата за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, определяется в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Размер такой платы определяется на дату, предшествующую не более чем на тридцать дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7. Плата за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, определяется в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Размер такой платы определяется на дату, предшествующую не более чем на тридцать дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"4. Плата за публичный сервитут, устанавливаемый в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, не устанавливается в том числе в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"4. Плата за публичный сервитут, устанавливаемый в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, не устанавливается в том числе в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Методические рекомендации по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 04.06.2019 N 321.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Методические рекомендации по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 04.06.2019 N 321.
Статья: Определение убытков, причиненных занятием сельскохозяйственных угодий при установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)4. Об утверждении Методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 июня 2019 года N 321.
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)4. Об утверждении Методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 июня 2019 года N 321.
Статья: Сервитуты в земельном праве
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Сервитуты земельных участков, находящихся в частной собственности, имеют существенные отличия от сервитутов публичных земельных участков, что позволяет рассматривать их в качестве самостоятельных видов договорных сервитутов.
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Сервитуты земельных участков, находящихся в частной собственности, имеют существенные отличия от сервитутов публичных земельных участков, что позволяет рассматривать их в качестве самостоятельных видов договорных сервитутов.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Согласно абз. 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ) и п. 1 ст. 23 ЗК РФ "сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута" (ср. также ст. 39.23 ЗК РФ). Таким образом, в условиях существования и развития частной собственности на землю сервитуты могут иметь весьма широкую сферу применения - от регулирования отношений соседствующих землепользователей до оформления эксплуатации линий связи и электропередач, железных и автомобильных дорог, трубопроводов и тому подобных линейных объектов (заменив собой возникшие в условиях полной национализации земли различные "охранные зоны").
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Согласно абз. 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ) и п. 1 ст. 23 ЗК РФ "сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута" (ср. также ст. 39.23 ЗК РФ). Таким образом, в условиях существования и развития частной собственности на землю сервитуты могут иметь весьма широкую сферу применения - от регулирования отношений соседствующих землепользователей до оформления эксплуатации линий связи и электропередач, железных и автомобильных дорог, трубопроводов и тому подобных линейных объектов (заменив собой возникшие в условиях полной национализации земли различные "охранные зоны").