Сервитут линейные сооружения

Подборка наиболее важных документов по запросу Сервитут линейные сооружения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 39.37 "Цели установления публичного сервитута" ЗК РФ"Следует отметить, что собственники существующих линейных сооружений вправе установить публичный сервитут независимо от целей, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, поскольку иное не предусмотрено законом."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 39.23 "Основания для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" ЗК РФ"Вопреки мнению судов, указание в статье 39.23 ЗК РФ на заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в трех приведенных случаях (размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка; проведение изыскательских работ; ведение работ, связанных с пользованием недрами) не означает ограничение возможности установления сервитута только тремя этими случаями.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Публичный сервитут в целях строительства сооружений: вопросы конституционных прав граждан и обеспечения баланса интересов
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2019, N 2)
В последние годы российское законодательство в значительной степени направлено на либерализацию правового регулирования предпринимательства, что выражается в стремлении государства снизить административные ограничения в осуществлении деятельности. Так, с 2015 г. в ЗК РФ появился новый институт - использование публичных земельных участков без предоставления и без установления сервитута. Применительно к теме статьи привлекает внимание возможность использования земельных ресурсов без вещного или обязательственного права (в том числе без установления сервитута) для размещения линейных сооружений, указанных в специальном перечне <9>. Но следует учесть, что этот перечень ограничен линиями и сооружениями, которые являются временными, вспомогательными или в соответствии с законом субъекта РФ не требуют выдачи разрешения на строительство. К сожалению, ЗК РФ все больше утрачивает свою природоохранную значимость и осуществляет детальное (местами излишнее) правовое регулирование землепользования.
"Сервитуты: монография"
(Монахов Д.А.)
("Статут", 2023)
<1> Впрочем, не для него одного. Известный специалист по земельному праву А.П. Анисимов замечает: "До сентября 2018 года ст. 23 ЗК РФ не предусматривала установление публичного сервитута для строительства линейных сооружений. Это обстоятельство не мешало заинтересованным организациям... обращаться с требованием об установлении частного сервитута, а судам - устанавливать именно частный сервитут, хотя сейчас те же самые нужды возведены в ранг публичных (Определение Верховного Суда РФ от 14.02.2018 N 306-ЭС17-22992; Определение Верховного Суда РФ от 17.08.2016 N 308-ЭС16-9476; Определение Верховного Суда РФ от 02.11.2016 N 308-ЭС16-14553 // СПС "Гарант" (дата обращения: 05.10.2019)). На наш взгляд, поскольку владельцами таких объектов являются частные лица, государство не должно устанавливать для всех них особые преференции по принудительному ограничению прав частных собственников. Иными словами, государство с учетом общего принципа недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, который адресован всем субъектам права и является гарантией свободы осуществления прав и свобод человека и гражданина, не может устанавливать в законе очевидный приоритет интересов будущих владельцев частных линейных объектов (пусть даже их эксплуатация имеет публичное значение) перед законными интересами собственников частных земельных участков. Однако что же мы видим? Сегодняшнее земельное законодательство России в части регулирования публичных сервитутов не отвечает принципам соразмерности и справедливости, оно не направлено на поиск баланса частных и публичных интересов... Для решения существующих проблем... был предложен публичный сервитут как основной способ возникновения прав на земельные участки для размещения линейных объектов. Соглашаясь, что при размещении большинства линейных объектов публичные цели присутствуют, все же заметим, что их достижение ставит под угрозу частные интересы собственников и не позволяет говорить о балансе интересов собственников земли и линейных объектов" (Актуальные проблемы теории земельного права России: монография / Е.Н. Абанина, Н.Н. Аверьянова, А.П. Анисимов и др.; под общ. ред. А.П. Анисимова. М.: Юстицинформ, 2020. URL: https://help-realty.ru/2020/zemelnoe_pravo/page77.html (дата обращения: 01.10.2022).

Нормативные акты

"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)
6) границы публичного сервитута не соответствуют предусмотренной документацией по планировке территории зоне размещения инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае подачи ходатайства об установлении публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 - 4.1 и 6 статьи 39.37 настоящего Кодекса, за исключением случая установления публичного сервитута в целях капитального ремонта инженерных сооружений, являющихся линейными объектами, а также в целях капитального ремонта участков (частей) таких инженерных сооружений;