Самозанятые стаж
Подборка наиболее важных документов по запросу Самозанятые стаж (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Налог на самозанятых: основные правила
(Издательство "Главная книга", 2025)Самозанятые не получают пособия по болезни, беременности и родам, уходу за ребенком. Для пенсионного стажа самозанятый может сам платить в СФР добровольный страховой взнос, в 2025 г. - 59 241,6 руб.
(Издательство "Главная книга", 2025)Самозанятые не получают пособия по болезни, беременности и родам, уходу за ребенком. Для пенсионного стажа самозанятый может сам платить в СФР добровольный страховой взнос, в 2025 г. - 59 241,6 руб.
Ситуация: Каковы особенности назначения самозанятым страховой пенсии по старости?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Периоды уплаты за себя страховых взносов самозанятыми засчитываются в страховой стаж. В свою очередь наличие страхового стажа соответствующей продолжительности является одним из условий назначения страховой пенсии по старости (ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 13, ч. 2 ст. 35 Закона N 400-ФЗ; Приложение 3 к Закону N 400-ФЗ; пп. "б(3)" п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Периоды уплаты за себя страховых взносов самозанятыми засчитываются в страховой стаж. В свою очередь наличие страхового стажа соответствующей продолжительности является одним из условий назначения страховой пенсии по старости (ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 13, ч. 2 ст. 35 Закона N 400-ФЗ; Приложение 3 к Закону N 400-ФЗ; пп. "б(3)" п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015).
Нормативные акты
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)1. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"):
(ред. от 29.10.2024)
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)1. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"):
Статья: Проблемы государственно-правовой защиты самозанятых в России
(Глотов С.А., Куркина Н.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)В качестве одного из негативных факторов экономико-правовых отношений с самозанятыми является факт отсутствия установленных государством правовых гарантий в социальной сфере самозанятых граждан, отсутствие исчисления трудового стажа у самозанятых, а также финансовое ограничение годового дохода у этой категории граждан в 2,4 млн рублей.
(Глотов С.А., Куркина Н.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)В качестве одного из негативных факторов экономико-правовых отношений с самозанятыми является факт отсутствия установленных государством правовых гарантий в социальной сфере самозанятых граждан, отсутствие исчисления трудового стажа у самозанятых, а также финансовое ограничение годового дохода у этой категории граждан в 2,4 млн рублей.
Статья: Пенсия ИП и самозанятых
(Олифирова И., Сорокина В.)
("Трудовое право", 2024, N 4)Аналогично индивидуальному предпринимателю самозанятый должен достичь общего пенсионного возраста, накопить 15 лет трудового стажа (период, за который самозанятым вносились страховые взносы) и получить минимально необходимый ИПК.
(Олифирова И., Сорокина В.)
("Трудовое право", 2024, N 4)Аналогично индивидуальному предпринимателю самозанятый должен достичь общего пенсионного возраста, накопить 15 лет трудового стажа (период, за который самозанятым вносились страховые взносы) и получить минимально необходимый ИПК.
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)В настоящее время самозанятые являются участниками системы обязательного медицинского страхования и могут получать бесплатную медицинскую помощь, также самозанятые могут производить уплату взносов на пенсионное страхование в добровольном порядке (статья 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), в этом случае у самозанятых будет формироваться страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости <1>. Добровольная уплата страховых взносов в Фонд социального страхования для самозанятых не предусмотрена <2>, поскольку самозанятые не поименованы в части 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в составе лиц, которые могут на добровольной основе вступать в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы <3>. В этой связи остаются пока актуальными слова М.Ю. Федоровой о том, что "форма реализации гражданами права на труд выступает одним из критериев дифференциации перечисленных форм социального обеспечения, а также условий предоставления в рамках названных форм некоторых видов социального обеспечения" <4>.
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)В настоящее время самозанятые являются участниками системы обязательного медицинского страхования и могут получать бесплатную медицинскую помощь, также самозанятые могут производить уплату взносов на пенсионное страхование в добровольном порядке (статья 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), в этом случае у самозанятых будет формироваться страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости <1>. Добровольная уплата страховых взносов в Фонд социального страхования для самозанятых не предусмотрена <2>, поскольку самозанятые не поименованы в части 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в составе лиц, которые могут на добровольной основе вступать в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы <3>. В этой связи остаются пока актуальными слова М.Ю. Федоровой о том, что "форма реализации гражданами права на труд выступает одним из критериев дифференциации перечисленных форм социального обеспечения, а также условий предоставления в рамках названных форм некоторых видов социального обеспечения" <4>.
Вопрос: О включении периода применения самозанятым НПД в страховой стаж для назначения пенсии.
(Письмо Минтруда России от 09.04.2024 N 21-1/ООГ-3246)Вопрос: Засчитывается ли время, когда физическое лицо зарегистрировано в качестве самозанятого, для дальнейшего определения пенсии?
(Письмо Минтруда России от 09.04.2024 N 21-1/ООГ-3246)Вопрос: Засчитывается ли время, когда физическое лицо зарегистрировано в качестве самозанятого, для дальнейшего определения пенсии?
Статья: Принцип уважения человека труда и его реализация в нормах института трудового стажа
(Корсаненкова Ю.Б.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)Помимо этого, страховой стаж формируется посредством трудовой деятельности лиц, являющихся членами крестьянских (фермерских) хозяйств, а также священнослужителями. С недавних пор право формировать страховой стаж предоставлено самозанятым - лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в случае добровольной уплаты ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
(Корсаненкова Ю.Б.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)Помимо этого, страховой стаж формируется посредством трудовой деятельности лиц, являющихся членами крестьянских (фермерских) хозяйств, а также священнослужителями. С недавних пор право формировать страховой стаж предоставлено самозанятым - лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в случае добровольной уплаты ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Статья: Модели правового регулирования новых форм трудовой занятости
(Головина С.Ю., Серова А.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)Представляется, что на сегодняшний день наиболее приемлемым источником для правовой регламентации может послужить Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в который можно внести следующие дополнения: закрепить в ст. 1 понятие самозанятости в качестве отдельного специфического вида занятости, нормативно определить ее конститутивные признаки; в ст. 2 к числу занятых граждан отнести также самозанятых - в качестве отдельной категории занятых, придав им тем самым самостоятельный статус занятости на рынке труда, отграничив их от такой смежной категорий физических лиц, как лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, и унифицировав используемую терминологию в законодательстве о занятости населения и в законодательстве об обязательном социальном страховании; внести в Закон новые статьи, закрепив в них определение понятия "зависимые самозанятые" и установив особенности их правового статуса, выделив особенности правового статуса лиц, занятых на интернет-платформах. Целесообразно предусмотреть правило о том, что время осуществления деятельности самозанятого включается в его стаж работы по профессии, специальности. С целью обеспечения качества трудовой жизни самозанятым им должен быть гарантирован ряд социально-трудовых прав в области оплаты труда, рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, социального партнерства и социального обеспечения.
(Головина С.Ю., Серова А.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)Представляется, что на сегодняшний день наиболее приемлемым источником для правовой регламентации может послужить Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в который можно внести следующие дополнения: закрепить в ст. 1 понятие самозанятости в качестве отдельного специфического вида занятости, нормативно определить ее конститутивные признаки; в ст. 2 к числу занятых граждан отнести также самозанятых - в качестве отдельной категории занятых, придав им тем самым самостоятельный статус занятости на рынке труда, отграничив их от такой смежной категорий физических лиц, как лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, и унифицировав используемую терминологию в законодательстве о занятости населения и в законодательстве об обязательном социальном страховании; внести в Закон новые статьи, закрепив в них определение понятия "зависимые самозанятые" и установив особенности их правового статуса, выделив особенности правового статуса лиц, занятых на интернет-платформах. Целесообразно предусмотреть правило о том, что время осуществления деятельности самозанятого включается в его стаж работы по профессии, специальности. С целью обеспечения качества трудовой жизни самозанятым им должен быть гарантирован ряд социально-трудовых прав в области оплаты труда, рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, социального партнерства и социального обеспечения.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Однако даже при соблюдении условий для назначения пенсий, в том числе досрочных, в некоторых случаях их размер у застрахованных лиц может оказаться ненамного выше размера социальной пенсии по старости с учетом доплат у незастрахованных лиц или же граждан, у которых отсутствует страховой стаж требуемой продолжительности. К числу последних относятся самозанятые граждане, уплачивающие налог на профессиональный доход. Данная категория граждан, занимающаяся деятельностью, приносящей доход, по сути схожей с предпринимательской деятельностью, имеет право вступить в систему пенсионного страхования только в добровольном порядке. Немногие граждане из этой категории стремятся добровольно принять на себя обязательства по уплате страховых взносов в системе пенсионного страхования, тем более что по Конституции РФ каждому гарантировано пенсионное обеспечение и самозанятые лица как члены общества имеют право на социальную пенсию независимо от осуществления оплачиваемой деятельности и при отсутствии уплаты ими страховых взносов.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Однако даже при соблюдении условий для назначения пенсий, в том числе досрочных, в некоторых случаях их размер у застрахованных лиц может оказаться ненамного выше размера социальной пенсии по старости с учетом доплат у незастрахованных лиц или же граждан, у которых отсутствует страховой стаж требуемой продолжительности. К числу последних относятся самозанятые граждане, уплачивающие налог на профессиональный доход. Данная категория граждан, занимающаяся деятельностью, приносящей доход, по сути схожей с предпринимательской деятельностью, имеет право вступить в систему пенсионного страхования только в добровольном порядке. Немногие граждане из этой категории стремятся добровольно принять на себя обязательства по уплате страховых взносов в системе пенсионного страхования, тем более что по Конституции РФ каждому гарантировано пенсионное обеспечение и самозанятые лица как члены общества имеют право на социальную пенсию независимо от осуществления оплачиваемой деятельности и при отсутствии уплаты ими страховых взносов.