С какого периода действует закон о защите потерпевших и свидетелей
Подборка наиболее важных документов по запросу С какого периода действует закон о защите потерпевших и свидетелей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 09.10.2002 N 5-о02-152сс
Судебный акт по уголовному делу отменен, дело направлено на новое судебное разбирательство со стадии предварительного слушания, так как, принимая решение, обязывающее прокурора обеспечить устранение нарушений, судья не учел того обстоятельства, что отсутствие в ныне действующем уголовно-процессуальном законе института дополнительного расследования допускает возможность устранения нарушений закона, имевших место только при составлении обвинительного заключения или обвинительного акта.В кассационной жалобе представители потерпевших приводят доводы, аналогичные изложенным прокурором в представлении, при этом дополняя, что судья был не вправе руководствоваться требованиями уголовно-процессуального закона, введенного в действие с 1 июля сего года, в то время как обвинительное заключение было составлено в период действия прежнего закона. Неуказание в списке к обвинительному заключению свидетелей защиты, показаний которых в деле нет, не является нарушением закона. Кроме того, возможность вызова в судебное заседание свидетелей защиты, не утрачена. Считая вынесение судьей постановления затягиванием рассмотрения дела по существу и нарушением прав потерпевших, просят постановление отменить.
Судебный акт по уголовному делу отменен, дело направлено на новое судебное разбирательство со стадии предварительного слушания, так как, принимая решение, обязывающее прокурора обеспечить устранение нарушений, судья не учел того обстоятельства, что отсутствие в ныне действующем уголовно-процессуальном законе института дополнительного расследования допускает возможность устранения нарушений закона, имевших место только при составлении обвинительного заключения или обвинительного акта.В кассационной жалобе представители потерпевших приводят доводы, аналогичные изложенным прокурором в представлении, при этом дополняя, что судья был не вправе руководствоваться требованиями уголовно-процессуального закона, введенного в действие с 1 июля сего года, в то время как обвинительное заключение было составлено в период действия прежнего закона. Неуказание в списке к обвинительному заключению свидетелей защиты, показаний которых в деле нет, не является нарушением закона. Кроме того, возможность вызова в судебное заседание свидетелей защиты, не утрачена. Считая вынесение судьей постановления затягиванием рассмотрения дела по существу и нарушением прав потерпевших, просят постановление отменить.
Определение Верховного Суда РФ от 22.12.2008 N 89-О08-67
Приговор по делу о разбое, грабеже, вымогательстве, незаконном обороте оружия, незаконном лишении свободы, похищении человека, применении насилия в отношении представителя власти в отношении троих осужденных изменен: исключено осуждение по п. "а" ч. 3 ст. 127, ч. 3 ст. 127 УК РФ, действия осужденных в этой части обвинения квалифицированы по ч. 3 ст. 127 УК РФ (в ред. ФЗ от 08.12.2003), осужденным снижено назначенное наказание.По мнению адвоката, судом в приговоре приведены недопустимые доказательства: протоколы опознания с участием потерпевшей С., протоколы очных ставок между обвиняемым Магомедовым и потерпевшим С. свидетелем С., т.к. указанные следственные действия проводились с нарушениями уголовно-процессуального закона: без участия адвоката обвиняемого, с которым на тот период времени уже было заключено соглашение.
Приговор по делу о разбое, грабеже, вымогательстве, незаконном обороте оружия, незаконном лишении свободы, похищении человека, применении насилия в отношении представителя власти в отношении троих осужденных изменен: исключено осуждение по п. "а" ч. 3 ст. 127, ч. 3 ст. 127 УК РФ, действия осужденных в этой части обвинения квалифицированы по ч. 3 ст. 127 УК РФ (в ред. ФЗ от 08.12.2003), осужденным снижено назначенное наказание.По мнению адвоката, судом в приговоре приведены недопустимые доказательства: протоколы опознания с участием потерпевшей С., протоколы очных ставок между обвиняемым Магомедовым и потерпевшим С. свидетелем С., т.к. указанные следственные действия проводились с нарушениями уголовно-процессуального закона: без участия адвоката обвиняемого, с которым на тот период времени уже было заключено соглашение.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Законодательные основы Канады по возмещению потерпевшим вреда, причиненного преступлением
(Кобец П.Н.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 2)Канадским федеральным правительством и правительствами территорий и провинций осуществляется совместная ответственность: по обеспечению и защите прав потерпевших; устанавливаются виды и порядки по возмещению материального ущерба, понесенного потерпевшими из-за совершенного в отношении них преступления; определяются виды оказываемой жертвам преступлений нематериальной помощи и функционирования различных программ, которые восстанавливают социальную справедливость. Также территориями и провинциями Канады оказываются услуги жертвам преступлений, связанные с возмещением преступного вреда, в соответствии с разработанными и принятыми каждой провинцией и территорией собственного законодательного акта, регулирующего общественные отношения в рассматриваемой сфере. Как правило, такие нормативные правовые акты называются "Законами о жертвах преступлений". Кроме законодательных актов властями провинций и территорий принимаются разнообразные программы по оказанию помощи потерпевшим, которые определяют, каким способом и видом данная помощь будет оказана жертвам.
(Кобец П.Н.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 2)Канадским федеральным правительством и правительствами территорий и провинций осуществляется совместная ответственность: по обеспечению и защите прав потерпевших; устанавливаются виды и порядки по возмещению материального ущерба, понесенного потерпевшими из-за совершенного в отношении них преступления; определяются виды оказываемой жертвам преступлений нематериальной помощи и функционирования различных программ, которые восстанавливают социальную справедливость. Также территориями и провинциями Канады оказываются услуги жертвам преступлений, связанные с возмещением преступного вреда, в соответствии с разработанными и принятыми каждой провинцией и территорией собственного законодательного акта, регулирующего общественные отношения в рассматриваемой сфере. Как правило, такие нормативные правовые акты называются "Законами о жертвах преступлений". Кроме законодательных актов властями провинций и территорий принимаются разнообразные программы по оказанию помощи потерпевшим, которые определяют, каким способом и видом данная помощь будет оказана жертвам.
Статья: Некоторые проблемные вопросы государственной защиты потерпевшего и свидетеля
(Крайнов В.И.)
("Российский следователь", 2008, N 9)Изучение теоретических источников и правоприменительной практики свидетельствует о том, что среди участников уголовного судопроизводства свидетель и потерпевший испытывают максимальное давление в форме противоправного воздействия со стороны подозреваемых, обвиняемых и их окружения, имеющее целью понудить их в идеальном случае отказаться от участия в уголовном судопроизводстве, а как минимум дать показания, устраивающие подозреваемых, обвиняемых. Такое понимание подтверждается и статистическими данными практики применения Федерального закона "О государственной защите, потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", действующего с 1 января 2005 г. За период 2006 - 2007 гг. меры безопасности были применены в отношении 1019 человек, из них 355 - потерпевшие, 522 - свидетели, а остальные 112 человек пришлись на всех остальных участников уголовного судопроизводства <1>.
(Крайнов В.И.)
("Российский следователь", 2008, N 9)Изучение теоретических источников и правоприменительной практики свидетельствует о том, что среди участников уголовного судопроизводства свидетель и потерпевший испытывают максимальное давление в форме противоправного воздействия со стороны подозреваемых, обвиняемых и их окружения, имеющее целью понудить их в идеальном случае отказаться от участия в уголовном судопроизводстве, а как минимум дать показания, устраивающие подозреваемых, обвиняемых. Такое понимание подтверждается и статистическими данными практики применения Федерального закона "О государственной защите, потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", действующего с 1 января 2005 г. За период 2006 - 2007 гг. меры безопасности были применены в отношении 1019 человек, из них 355 - потерпевшие, 522 - свидетели, а остальные 112 человек пришлись на всех остальных участников уголовного судопроизводства <1>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О полиции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)30) применять на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
(ред. от 31.07.2025)
"О полиции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)30) применять на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
Проект Федерального закона N 446526-5
"О полиции"
(окончательная ред., принятая ГД ФС РФ 28.01.2011)30) применять на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
"О полиции"
(окончательная ред., принятая ГД ФС РФ 28.01.2011)30) применять на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
"Правомерные возможности защиты прав потерпевшего в российском уголовном процессе"
(Ибрагимов И.М.)
("Юриспруденция", 2008)Часть 4 ст. 11 УПК РФ предусматривает, что вред, причиненный охраняемому лицу по вине дознавателей, следователей, прокуроров и судей, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, которые установлены действующим российским законодательством. Представляется, что было бы правомерно дополнить указанный Закон положением о правовой ответственности должностных лиц, которые своевременно не принимают необходимых мер по обеспечению безопасности заявителей, потерпевших и свидетелей совершенного преступления в тех случаях, когда охраняемым лицам непосредственно угрожает реальная опасность. В противном случае правоохранительные органы могут стать всего лишь констататорами, а не предупредителями фактов совершения новых преступлений против законом охраняемых лиц. Иными словами, дознаватели, следователи и прокуроры не должны дожидаться момента, когда совершится новое преступление против заявителей, потерпевших и свидетелей, и только после этого являться на место совершения очередного преступления для составления протокола о своем бездействии. Нельзя также забывать о том, что несвоевременное принятие правоохранительными органами мер по безопасности и защите прав потерпевшего и свидетелей обвинения может в итоге привести к вынесению неправосудного оправдательного приговора лицам, которые были фактически виновны в совершении тяжкого преступления, но которым посредством оказания психологического давления на потерпевшего или свидетелей обвинения удалось добиться внезапного изменения их показаний в судебном процессе в свою пользу.
(Ибрагимов И.М.)
("Юриспруденция", 2008)Часть 4 ст. 11 УПК РФ предусматривает, что вред, причиненный охраняемому лицу по вине дознавателей, следователей, прокуроров и судей, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, которые установлены действующим российским законодательством. Представляется, что было бы правомерно дополнить указанный Закон положением о правовой ответственности должностных лиц, которые своевременно не принимают необходимых мер по обеспечению безопасности заявителей, потерпевших и свидетелей совершенного преступления в тех случаях, когда охраняемым лицам непосредственно угрожает реальная опасность. В противном случае правоохранительные органы могут стать всего лишь констататорами, а не предупредителями фактов совершения новых преступлений против законом охраняемых лиц. Иными словами, дознаватели, следователи и прокуроры не должны дожидаться момента, когда совершится новое преступление против заявителей, потерпевших и свидетелей, и только после этого являться на место совершения очередного преступления для составления протокола о своем бездействии. Нельзя также забывать о том, что несвоевременное принятие правоохранительными органами мер по безопасности и защите прав потерпевшего и свидетелей обвинения может в итоге привести к вынесению неправосудного оправдательного приговора лицам, которые были фактически виновны в совершении тяжкого преступления, но которым посредством оказания психологического давления на потерпевшего или свидетелей обвинения удалось добиться внезапного изменения их показаний в судебном процессе в свою пользу.
Статья: Функции в уголовном судопроизводстве: понятие, сущность, значение
(Ефимичев С.П., Ефимичев П.С.)
("Журнал российского права", 2005, N 7)Состязательность сторон именовать принципом уголовного судопроизводства можно с большой натяжкой, поскольку состязательность сторон имеет место только в стадии судебного разбирательства. В стадии предварительного расследования состязательность сторон возможна только в случае наделения стороны защиты правом на осуществление параллельного расследования. Однако в таком случае перестанет действовать принцип публичности, а в настоящий период развития общества это недопустимо. Изложенное свидетельствует об огромной значимости правильного определения понятий состязательности и функций в уголовном судопроизводстве. Следовательно, состязательность сторон - это не принцип уголовного судопроизводства, а один из многих способов исследования доказательств в суде, такой же, как, например, перекрестный допрос в суде обвиняемых, свидетелей, потерпевших.
(Ефимичев С.П., Ефимичев П.С.)
("Журнал российского права", 2005, N 7)Состязательность сторон именовать принципом уголовного судопроизводства можно с большой натяжкой, поскольку состязательность сторон имеет место только в стадии судебного разбирательства. В стадии предварительного расследования состязательность сторон возможна только в случае наделения стороны защиты правом на осуществление параллельного расследования. Однако в таком случае перестанет действовать принцип публичности, а в настоящий период развития общества это недопустимо. Изложенное свидетельствует об огромной значимости правильного определения понятий состязательности и функций в уголовном судопроизводстве. Следовательно, состязательность сторон - это не принцип уголовного судопроизводства, а один из многих способов исследования доказательств в суде, такой же, как, например, перекрестный допрос в суде обвиняемых, свидетелей, потерпевших.
Статья: Актуальные проблемы борьбы с новыми проявлениями организованной преступности
(Сухаренко А.Н.)
("Общество и право", 2009, N 4)Не дало ожидаемого эффекта и введение в действие Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", который предусматривает комплекс мер безопасности и социальной защиты указанных лиц. Количество лиц, обеспеченных мерами госзащиты по уголовным делам о торговле людьми, остается незначительным. И это при том, что меры защиты могут быть применены в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления, еще до возбуждения уголовного дела.
(Сухаренко А.Н.)
("Общество и право", 2009, N 4)Не дало ожидаемого эффекта и введение в действие Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", который предусматривает комплекс мер безопасности и социальной защиты указанных лиц. Количество лиц, обеспеченных мерами госзащиты по уголовным делам о торговле людьми, остается незначительным. И это при том, что меры защиты могут быть применены в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления, еще до возбуждения уголовного дела.
Статья: Наказание за показания
(Кузнецова М.)
("Юридическая газета", 2011, N 8)Институт государственной защиты в России ведет свою историю с 2004 года: именно тогда был принят Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства". Однако данный нормативный акт, считают эксперты, в основном носит декларативный характер, так как большинство прописанных в нем мер безопасности на протяжении всего периода действия Закона ни разу не применялись. Сложный механизм финансирования и отсутствие правовой базы, определяющей порядок выдачи защищаемому лицу полного пакета документов и легального внесения новых данных во все информационные базы соответствующих ведомств, сделали невозможным воплощение самых эффективных способов защиты от угроз и насилия - переселение на другое место жительства, замену документов, изменение места работы или учебы и даже внешности.
(Кузнецова М.)
("Юридическая газета", 2011, N 8)Институт государственной защиты в России ведет свою историю с 2004 года: именно тогда был принят Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства". Однако данный нормативный акт, считают эксперты, в основном носит декларативный характер, так как большинство прописанных в нем мер безопасности на протяжении всего периода действия Закона ни разу не применялись. Сложный механизм финансирования и отсутствие правовой базы, определяющей порядок выдачи защищаемому лицу полного пакета документов и легального внесения новых данных во все информационные базы соответствующих ведомств, сделали невозможным воплощение самых эффективных способов защиты от угроз и насилия - переселение на другое место жительства, замену документов, изменение места работы или учебы и даже внешности.
Статья: Участие свидетеля в уголовном судопроизводстве: опыт совершенствования уголовно-процессуальной защиты при расследовании преступлений экономической направленности
(Кутуев Э.К., Лебедев В.В.)
("Российский судья", 2008, N 10)Но что же делать, когда свидетели известны заранее? Анализ норм УПК РФ, направленных на защиту свидетелей, позволяет сделать вывод о том, что в случае, когда круг свидетелей заранее известен преступнику (характерно для большинства экономических преступлений), процессуальный закон практически беспомощен. Представляется целесообразным заимствовать некоторые весьма эффективные меры, предусмотренные зарубежным национальным законодательством, основной целью которых является предоставление гражданам относительно безопасных и более привлекательных форм участия в уголовном процессе, повышение их защищенности и значимости в уголовном судопроизводстве. Так, на основании Закона о защите потерпевших и свидетелей, принятого в США 12 октября 1982 г., федеральный районный суд, при наличии веских доказательств того, что на жертву преступления или свидетеля возможно оказание противоправного воздействия, может издать защитительный приказ, запрещающий причинение беспокойства данным участникам процесса на период времени, не превышающий трех лет <3>. Кроме того, этим же Законом предусмотрено "предостережение лица от совершения противоправных действий в отношении защищаемых лиц".
(Кутуев Э.К., Лебедев В.В.)
("Российский судья", 2008, N 10)Но что же делать, когда свидетели известны заранее? Анализ норм УПК РФ, направленных на защиту свидетелей, позволяет сделать вывод о том, что в случае, когда круг свидетелей заранее известен преступнику (характерно для большинства экономических преступлений), процессуальный закон практически беспомощен. Представляется целесообразным заимствовать некоторые весьма эффективные меры, предусмотренные зарубежным национальным законодательством, основной целью которых является предоставление гражданам относительно безопасных и более привлекательных форм участия в уголовном процессе, повышение их защищенности и значимости в уголовном судопроизводстве. Так, на основании Закона о защите потерпевших и свидетелей, принятого в США 12 октября 1982 г., федеральный районный суд, при наличии веских доказательств того, что на жертву преступления или свидетеля возможно оказание противоправного воздействия, может издать защитительный приказ, запрещающий причинение беспокойства данным участникам процесса на период времени, не превышающий трех лет <3>. Кроме того, этим же Законом предусмотрено "предостережение лица от совершения противоправных действий в отношении защищаемых лиц".